«Хочу возродить это село»: казахстанка случайно оказалась в деревне, вышла замуж и открыла свой бизнес

Путь 28-летней Марины Мукановой к маслодельному бизнесу витиеват, как и бывает часто, когда ищешь дело жизни. Девушка несколько лет посвятила работе в уголовно-исполнительной системе и прошла от практикантки до офицера, оперуполномоченного оперативного отдела. А потом удивительный случай привел ее в село Косбармак, где она встретила свою любовь. Новая глава — о бизнесе с нуля. Марина перевоплотилась в предпринимательницу и начала создавать экологически чистое сливочное масло. А в августе 2024 года ее проект стал одним из победителей в финале третьей по счету глобальной инициативы She’s Next, Empowered by Visa в Казахстане. Историей Марины Мукановой Digital Business продолжает цикл материалов о женщинах-предпринимательницах в Казахстане.

О проекте 

She’s Next, Empowered by Visa − инициатива, направленная на поддержку женского предпринимательства во всех регионах Казахстана. Партнером программы уже второй год выступает крупнейший банк страны Halyk. В этом году свои проекты представили 12 девушек. Четыре из них получили гранты от организаторов и спонсоров на развитие своего дела на общую сумму 20 млн тенге.

Видео уже на нашем канале на YouTube. Подписывайтесь!

Влюбиться и уехать в село с 9 домами

В гости к Марине Мукановой мы собирались основательно — впечатлились рассказами о тяжелой дороге в село и поэтому решили ехать до Атбасара на поезде. На вокзале нас встретил супруг героини. Ербол — тот самый мужчина, из-за кого Марина вновь вернулась в село. И неожиданно для самой себя стала заниматься производством сливочного масла.

Ербол по дороге рассказывает: Косбармак — родина героя Советского Союза Акана Курманова, и раньше это было заметно. Теперь же в селе осталось лишь 9 домов и всего 39 жителей — по официальным данным. Но это не напугало Марину — знакомая с сельской жизнью в детстве, девушка решила испытать ее еще раз.

Простой случай. Или судьба

«Я родилась и до 5 лет жила в селе Борисовка Атбасарского района. Родители занимались сельским хозяйством, но в мои пять они развелись. И мы с мамой и братом переехали в город. Мама стала работать в торговле, а я окончила городскую школу и уехала в Уральск на учебу. Поступила на специальность «Правоохранительная деятельность», — рассказывает Марина.

Отучившись, девушка вернулась в родной Атбасар и через центр занятости по молодежной практике устроилась на работу в учреждение уголовно-исполнительной системы. Потом 3 месяца обучения в Павлодаре, и Марина получила в том же учреждении города новую должность — контролер группы досмотра. А дальше были несколько лет работы, звание офицера, должность оперуполномоченного оперативного отдела. Дальше — переход в службу пробации. Этот момент стал поворотным.

«В Косбармак нужно было попасть по работе. Пришлось ехать туда вместе с начальником, но у нас сломалась машина — недалеко от села. Поле, пустота, ни единого человека. Повезло, что проезжал автомобиль, и нас отвезли в Косбармак. А тут 9 домов, все друг друга знают. Нас связали с Ерболом — помог с машиной и отвез в город. Так мы и познакомились», — с улыбкой рассказывает Марина.

Судьбоносное знакомство переросло в отношения, а Марина стала все чаще ездить в Косбармак — то на выходные, то в отпуск. И она сразу поняла: родившийся в этом селе Ербол, который развивает там свой бизнес, вряд ли уедет в город. Поняла и сразу приняла эту мысль, согласившись вновь стать сельской жительницей, как в детстве. Свадьба, декрет, переезд в Косбармак — и уже через полгода Марина решила уволиться с работы. Но, глядя на мужа, вдохновилась на собственное дело.

Хотели сделать запас масла для себя — в итоге превратили это в бизнес

Вскоре Марина погрузилась в жизнь начинающего предпринимателя. Стала искать проекты с финансовой поддержкой — и нашла. В 2021 году давали 200 МРП на развитие бизнеса — около 600 тыс. тенге на тот момент. Девушка прошла обучение, открыла ИП и подала первую заявку. Но получила отказ. Во второй раз — снова отказ. Однако Марина не сдалась и на третий раз наконец получила заветное финансирование.

В планах было разводить скот, она даже приобрела 13 овец. А после задумалась — как бы перейти от сезонного бизнеса к заработку круглый год? Молочная продукция оказалась самым логичным вариантом. К тому же спрос здесь сильно превышает предложение. Но именно на масло выбор пал тоже практически случайно.

«Все наши односельчане занимаются молоком и маслом. Только вот сметану и молоко сложнее реализовывать, потому что требуется постоянная развозка и срок годности ограничен. А масло можно хранить долго. Но на него очередь. Мы и сами хотели заказать на зиму масло, но пришлось бы ждать. Решили схитрить и просто купили сметану — можно же масло самим сделать. А нам продали разбавленную — мы то взбить не могли, то не застывала. И с 2 литров сметаны вышло всего полкило масла — конечно, это мало. Однако сам процесс заинтересовал, и мы задумались: а сколько можно заработать на производстве? Посчитали, обдумали уровень спроса и дефицита в Атбасарском районе и решили заняться доением», — рассказывает Марина.

Супруги советовались со своими знакомыми, которые производят кисломолочную продукцию. Узнавали про удой, влияние сезонов на жирность и объемы, спрос. С последним проблем, к слову, нет. Марина предполагает, что сказывается качество продукта — в Косбармаке коровы пасутся в разнотравье, на полевых лугах, «вдоволь наедаются и напиваются».

«В итоге я взяла льготный кредит на 5 млн тенге по программе микрокредитования молодежи. Приобрели 14 коров и занялись дойкой. Купили доильный аппарат и сначала хотели вдвоем с мужем подоить корову. В конечном счете впятером пытались разобраться — не знали, как подойти.

Но постепенно учились, узнавали тонкости работы с молоком. А клиентов специально не искали — пока все объемы выкупают наши знакомые и родственники, работает сарафанное радио. Заказы идут уже на следующий год. Например, майское масло считается полезным, на него очередь уже сейчас постепенно формируется», — говорит Марина.

Не только строить бизнес, но лечить и выхаживать животных

Занявшись маслом, Марина научилась удивительным вещам. Помимо сепарирования, приготовления масла, а заодно и творога с куртом, девушка практически превратилась в ветеринара.

«Я впервые увидела, как на свет появляются телята. Выкармливала маленьких козлят и ягнят, от которых отказываются мамы. И даже научилась лечить животных. Раньше вот не лечили родильный парез у коров — считалось, она не выживет. Но мой супруг всегда говорил, что это ерунда — мол, надо систему поставить, сделать пару манипуляций, корова выживет. И однажды это коснулось нас.

Корова отелилась и не вставала. Супруг поставил ей внутривенную капельницу. Мы при помощи катетера и насоса, которым надувают шары, ввели воздух корове в вымя. Отошли в ожидании на 5 минут, но она не вставала. Мы уже расстроились, потому что корова долго не живет в лежачем положении. И вдруг она поднялась и пошла! Радости не было предела», — вспоминает Марина.

Дел хватает каждую минуту

Водить машину девушка тоже научилась в Косбармаке. Здесь машина — не роскошь, а жизненная необходимость. В селе нет ни школ, ни садиков, ни больницы с аптекой. Но на машине Марина ездит не только по бытовым делам — иногда она вместо мужа загоняет коров с выпаса, выезжая в поле на автомобиле.

Пожалуй, Марина — яркий пример той женщины, которая совмещает несколько ролей. Пока муж выходит на дойку в 6 утра, она дома с двумя маленькими дочками.

Потом кто-то из супругов сепарирует молоко — тот, кто более свободен и меньше устал. Взбить, помыть, расфасовать, убрать в холодильник — ежедневный ритуал. Дел хватает каждую минуту.

«В этом году супруг взял трактор в лизинг и впервые выехал сам на сенокос. Раньше он сено покупал, а теперь сам заготавливает для наших коров. До дома ехать ему далеко на тракторе, поэтому я готовила обеды и возила прямо в поле. Девочки всегда со мной — конечно, и на тракторе уже успели покататься. Нас с супругом бизнес сближает. Мы на одной волне, помогаем друг другу во всех вопросах и поддерживаем», — говорит Марина.

Подала заявку — и выиграла грант от She’s Next, Empowered by Visa, и шанс на льготное кредитование от Halyk

Конечно, супруг поддержал Марину и в этот раз — когда она решилась поучаствовать в конкурсе She’s Next, Empowered by Visa. В дело вновь вмешалась случайность. Девушка искала информацию о грантах до 5 млн тенге, а нашла сайт инициативы и решила рискнуть. Изучила, отправила заявку и стала ждать.

«Думала, что в список финалистов попасть нереально. А потом у меня запросили документы на ИП и фото в хорошем качестве — скинула, но значения этому не придала. 5 августа зашла на сайт посмотреть финалистов и увидела свое фото. Вообще не ожидала, что окажусь в числе победительниц», — признается Марина.

А дальше судьбоносная поездка в Алматы и финал, где комиссия объявила Марину Муканову победительницей в категории «Действующий бизнес» — таков был «Народный выбор».

«Когда услышала, что выиграла грант в 3 млн тенге, — не поверила ушам и осталась сидеть на месте. Но все оказалось правдой. А еще финалистки получили уникальную возможность — оформить льготное кредитование от Halyk. Оно очень выгодное и дает прекрасные условия для женщин. Грант в 3 млн тенге я планирую потратить на постройку цеха площадью 40 квадратных метров и закуп оборудования для автоматизации бизнеса», — поделилась планами предпринимательница.

Планы у Марины масштабные.

«Мы рассчитываем открыть мясной магазин и построить молочно-товарную ферму на 100 голов коров. Это порядка 15 рабочих мест. Для выхода на большие объемы по маслу нам нужно создать автоматизированную линию для производства. У нас амбициозные планы, в будущем мы хотим кредитоваться на крупную сумму, масштабировать бизнес и выйти на рынок. И, конечно же, мы мечтаем возродить это село, привлечь сюда жителей и снова увидеть здесь школы, магазины и активную жизнь», — подытожила Марина.

Вам будет интересно: «Я верила, что должна идти дальше». Как казахстанка создает в Талгаре школу своей мечты

She's NextVisaженское предпринимательствосельское хозяйство