Коммерческая тайна в Казахстане: что это такое и почему о ней не говорят вслух?

При правильном подходе положение о КТ поможет компании заработать миллионы, в ином случае предприниматель способен многое потерять. Разбираемся, какая информация считается секретной и зачем ее прятать от чужих глаз.

В чем суть коммерческой тайны?

Если вкратце, коммерческая тайна подразумевает любые ценные сведения о фирме, благодаря которым бизнес сохраняет позиции на рынке, приумножает доходы и избегает рисков. Более точно термин коммерческой тайны в РК определяет подпункт 16 статьи 1 закона «О частном предпринимательстве». Он гласит, что владелец компании сам устанавливает, какая информация станет секретной и как ее охранять. Доступ к коммерческой тайне получит определенный круг лиц, а ее обнародование чревато потерями для предприятия. Кроме этого, важно понимать:

  • Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут потерять актуальность, став общедоступными;
  • Стоит регулярно следить за изменениями в законодательстве и применять новые методы для защиты КТ.

Зачем бизнесу нужна коммерческая тайна в Казахстане

Рост заработка. Секретная информация помогает сократить затраты и повысить продуктивность любых направлений компании;

Конкурентоспособность. За счет уникальных решений и организации бизнеса фирме удается удерживать позиции на рынке;

Защита от плагиата. Режим коммерческой тайны в Казахстане поможет избежать кражи идей, секретов производства и т.д.

Каковы признаки коммерческой тайны в Казахстане?

Термины «коммерческая информация» и «коммерческая тайна» очень схожи, но это не одно и то же. Первый — более обширный. Он подразумевает все направления деятельности компании: техническое (новые изделия и продукты), производственное (используемые материалы, расширение площадей, технологии). Все это может стать и коммерческой тайной, но тогда она должна обладать рядом признаков:

  • Секретность. Это главная составляющая, без нее толку нет. Обнародованные данные коммерческой тайны влечет серьезные убытки для компании;
  • Доступ к коммерческой тайне могут получить лишь определенные люди;
  • Владелец компании сам выбирает, какие сведения станут коммерческой тайной, и делает все возможное, чтобы избежать утечки;
  • Коммерческая тайна не приравнивается к секретам на уровне государства. Это сведения, связанные только с политикой предприятия.

Фото использовано в качестве иллюстрации

Что является коммерческой тайной?

PR-стратегии, отчеты бухгалтерии, ноу-хау, анализ доходов и расходов — это далеко не все составляющие коммерческой тайны. К ней также относятся:

  • Методы управления компанией;
  • Ее капитал;
  • Бухгалтерские и налоговые отчеты;
  • Сведения о расширении площадей или приобретении материалов;
  • Информация об импорте и экспорте;
  • Данные о поставщиках, покупателях или потребителях услуг;

Что не является коммерческой тайной?

Как уже сказано выше, руководитель фирмы сам определяет, что включить в КТ. Вариантов у него много, но не бесконечное количество. Есть несколько моментов, которые точно не станут коммерческой тайной в Казахстане. Это, например:

  • Информация об операциях с недвижимостью;
  • Данные о госрегистрации или ликвидации фирмы;
  • Сведения об охране труда и выплате зарплаты сотрудникам;
  • Документы, относящиеся к государственной статистической отчетности;
  • Материалы из устава юрлица;
  • Информация об имеющихся вакансиях.

Какие меры по защите коммерческой тайны существуют?

Первое, что нужно сделать, чтобы избежать утечки секретной информации, это установить в компании режим КТ. Для этого собрать сведения, составляющие коммерческую тайну, определить, у кого будет доступ к ней, выпустить соответствующий указ и уведомить об этом персонал.

Непосредственно защита коммерческой тайны подразумевает:

Соблюдение конфиденциальности. Закрытые данные о предприятии находятся в руках узкого круга доверенных лиц, которые понесут наказание за разглашение коммерческой тайны;

Технические меры защиты. К ним относятся, например, камеры видеонаблюдения, симметричное и асимметричное шифрование данных, ограничение доступа к серверам. Как вариант, можно использовать DLP- и SIEM-системы. Первые созданы как раз для того, чтобы сведения коммерческой тайны не попали в чужие руки и отслеживания действий сотрудников на рабочих местах. Вторые — для поиска и ликвидации угроз раньше, чем они навредят фирме.

Специальная маркировка или гриф «коммерческая тайна». Их нужно нанести на документы и любые носители, которые содержат информацию о КТ.

Соглашения о неразглашении. Они составляются со всеми сторонами, участвующими в компании и имеющими отношение к коммерческой тайне — сотрудники, партнеры, поставщики.

Что будет за разглашение коммерческой тайны?

В соответствии со статьей 126 Гражданского кодекса Казахстана «Служебная и коммерческая тайна», люди, разгласившие секреты фирмы, обязаны возместить потери и понести наказание. Есть разные виды ответственности за обнародование коммерческой тайны в бизнесе:

  • Дисциплинарная, пожалуй, самая безобидная. Виновный либо получит выговор, либо его уволят. Так гласит Трудовой Кодекс РК.
    Согласно статье 185 кодекса РК об административных правонарушениях, разглашение сведений, содержащих коммерческую, банковскую тайну влечет штраф в размере 50 месячных расчетных показателей.
  • Часть 2 статьи 223 уголовного кодекса РК подразумевает, что незаконный сбор данных путем похищения документов, угроз, подкупа, перехвата связи, проникновения в компьютер, применение специальных технологий, влечет штраф в размере до 2 тыс. МРП, исправительные работы, общественные работы до 600 часов. Также возможно ограничение или лишение свободы до двух лет.
  • Эта же статья УК РК предполагает, что разглашение или использование данных коммерческой тайны, совершенное из корысти и повлекшее ущерб, влечет штраф до 3 тысяч МРП, исправительные работы, общественные работы до 800 часов, ограничение или лишение свободы до 3 лет.

Вам будет интересно:

БизнесКазахстанКоммерческая тайнаЛикбезПредпринимателиСекреты