В правительстве Казахстана пояснили, кому выгоден утильсбор на авто

В обществе продолжают обсуждать горячую тему утильсбора. Напомним, петиция о его отмене получила 50 000 подписей, а значит, государство вынуждено реагировать. Комиссия Минпрома, как сообщалось, начала работу. На прошлой неделе про утильсбор говорил председатель Сената Парламента РК Маулен Ашимбаев. А сегодня очень подробно высказался первый заместитель премьер-министра РК Роман Скляр.

Слова Скляра приводит сайт primeminister.kz. Он рассказал, куда идут деньги со сбора и кто его главный бенефециар. Вот основные тезисы.

«Они ввели утилизационный сбор, мы на это также ввели 15% утилизационный сбор».

…Что касается самого утильсбора – по сути, это косвенный налог. Ранее таможенная пошлина до вступления нашей страны в ВТО составляла 30% на автомобиль. Мы все покупали их, никто не возмущался, эти деньги уходят в бюджет. Вступив в ВТО, мы приняли на себя обязательства, открыли свой рынок – таможенная пошлина стала составлять 15%. Однако, находясь в Едином экономическом пространстве с Российской Федерацией, с Беларусью, которые производят автомобили и ввели утилизационный сбор, мы не можем остаться в стороне от этого.

Они ввели утилизационный сбор, мы на это также ввели 15% утилизационный сбор. Раньше в Экологическом кодексе была такая норма, что частный оператор РОП управляет средствами, которые приходят от данного косвенного налога. Как им управляли, мы знаем. Ситуацию эту исправили в 2022 году, сейчас это государственное акционерное общество «Жасыл даму», которое использует деньги на поддержку экологических программ.

«Это тоже вклад в защиту экологии»

Что касается автокредитования, 100 млрд тенге мы фондировали в ФРП для того, чтобы выдать дешевые кредиты. Порядка 15 тыс. займов первоначально выдали, потом револьверным способом дальше продолжилась эта программа, и мы выдавали под 4% годовых на 7 лет через ФРП. Это тоже вклад в защиту экологии, потому что люди покупают новый автомобиль отечественного производства, деньги идут в экономику страны, не портят экологию. Так вот, сказать, что бенефициарами утильсбора являются только автопроизводители, будет неверно.

Прямым бенефициаром является государство в лице АО «Жасыл даму», структурной «дочки» Министерства экологии и природных ресурсов. Деньги, которые идут на реализацию экологических программ – строительство мусороперерабатывающих заводов, развитие лесоохраны — оказывают существенное влияние на экологическую обстановку. Если бы не было этих средств у «Жасыл даму», нам пришлось бы их тратить из бюджета, это тоже для всех должно быть очевидно.

Фото: Digital Business

«В этом нет ничего зазорного, в том, что мы делаем. Это общемировая практика».

Сказать, что бенефициарами являются автопроизводители, хозяева этих заводов – отчасти может быть правильно. А не являются бенефициарами, например, люди, которые работают на этих заводах? Продать готовый привезенный автомобиль может один человек — продавец в автосалоне, кто-то окажет транспортные услуги и прочее. А когда делают мелкоузловую сборку, это уже инвестиции: завод, который потребляет тепло-, электроэнергию, платит налоги, люди получают заработную плату, кормят свои семьи, повышают квалификацию. Это очевидные вещи, которые я вам сказал.

Абсолютно все отрасли экономики нашей страны получают в той или иной мере тарифные, нетарифные, инвестиционные, институциональные и иные преференции. Если мы говорим об автопроме — освобождение от НДС, режим свободного склада либо свободная экономическая зона, то, что и все получают. Никаких прямых субсидий от этого нет, но заставить ведущие крупные автоконцерны строить у нас заводы и производить технику, невозможно, если такого барьера не будет.


Пришла бы у нас известная западно-германская компания свои комбайны выпускать? Однозначно нет, они не приходили в течение 15 лет. Одна корейская компания, которая строит завод на 70 тыс. автомобилей в Костанае. Или вот предприниматель Нурлан Смагулов сейчас строит завод на 90 тыс. автомобилей китайских мультибрендов методом мелкоузловой сборки. Манипулировать вот так вот общественным сознанием, я считаю, нехорошо. В этом нет ничего зазорного, в том, что мы делаем. Это общемировая практика. 

Деньги тратят на нужды простых людей

— Те средства, которые идут в виде косвенного налога, тратятся открыто — это АО «Жасыл даму» ежегодно показывает в своих отчетах, они тратятся на нужды государства, на нужды людей,  — резюмировал Роман Скляр. — В то же время решается другая задача по развитию собственного производства. Следующая задача, которая решается, — создание сопутствующих производств и сопутствующих отраслей. Я вам однозначно скажу, что та же южнокорейская компания не пришла бы строить завод, если бы у нас не было хотя бы каких-то базовых компетенций. Соседние страны обладают гораздо большими компетенциями, однако, учитывая наш инвестклимат, они выбрали Казахстан.

Фото: Digital Business

Что это за петиция по отмене утильсбора?

Петицию «Народ РК против утильсбора и первичной регистрации» создал в мае один из лидеров движения «Нет утильсбору!» Санжар Бокаев на официальном сайте петиций ePetition.

Ее составили утверждают, что из-за недоступных цен граждане Казахстана перестали обновлять личный автотранспорт, а автопарк страны катастрофически постарел: «Средний возраст автомобиля за период с 2016 по 2024 год вырос с 12 до 22 лет. На сегодня в парке грузовых авто доля машин возрастом выше 10 лет составляет 80%, в пассажирском автотранспорте – 73%, в сельском хозяйстве требует замены 85% парка».

Обязательный утилизационный сбор за ввоз транспортного средства в страну оплачивается в Казахстане с 2016 года.

Подробности. Что говорили ранее про отмену утильсбора в Казахстане

АвтоавтомобилиЖасыл дамуКазахстанНет утильсборуПетицияПравительствоРоман СклярСанжар Бокаевутильсборутильсбор в казахстане 2024Цены на авто