Петиция об отмене утильсбора в Казахстане набрала 50 тысяч подписей. Именно такое число нужно для того, чтобы на нее обратили внимание в правительстве. И уже сегодня министр промышленности и строительства РК Канат Шарлапаев рассказал, как будут рассматривать заявленные требования об отмене утильсбора — создадут комиссию, изучат вопрос, озвучат позицию. Рассказываем подробности.
Что говорится в петиции?
Петицию «Народ РК против утильсбора и первичной регистрации» создал в мае один из лидеров движения «Нет утильсбору!» Санжар Бокаев на официальном сайте петиций ePetition.
«С момента введения утилизационного и регистрационного сборов на автотранспорт прошло более 8 лет. Это привело к уничтожению конкуренции и, как следствие, к резкому росту цен на автомобили, сельхозтехнику и спецтехнику. Мы требуем внести письма в Министерство экологии о снижении ставки утильсбора на легковые авто (категория М1) до 100 тыс тенге и на остальные категории автотранспорта до 0 тенге, о полной отмене утильсбора на сельхозтехнику; внести письма в министерства нацэкономики и финансов о снижении ставок за первичную регистрацию автотранспорта до 0,25 МРП» , − говорится в петиции.
Ее составили утверждают, что из-за недоступных цен граждане Казахстана перестали обновлять личный автотранспорт, а автопарк страны катастрофически постарел: «Средний возраст автомобиля за период с 2016 по 2024 год вырос с 12 до 22 лет. На сегодня в парке грузовых авто доля машин возрастом выше 10 лет составляет 80%, в пассажирском автотранспорте – 73%, в сельском хозяйстве требует замены 85% парка».
В январе этого года депутат Мажилиса Н. Сарсенгалиев сообщил, что 49% зарегистрированных в стране легковых автомобилей — старше 20 лет, 21% — старше 10 лет. Доля же новых автомобилей (до 3 лет) составляет всего 6%. По мнению депутата, нужно снизить стоимость утильсбора и первичной регистрации автомобилей в Казахстане.
Что это вообще за утильсбор?
Обязательный утилизационный сбор за ввоз транспортного средства в страну оплачивается в Казахстане с 2016 года. Его должны платить автопроизводители, официальные импортеры и частные лица, завозящие автомобили в РК. По сути это разовый платеж государству, который в будущем должен быть потрачен на утилизацию машины. Утильсбор нужен как инструмент защиты казахстанских автопроизводителей — его оплачивают за иностранную автотехнику.
Величина сбора зависит от объема двигателя и категории авто, которым присвоены определенные коэффициенты — их умножают на базовую ставку (50 МРП).
С 1 января 2024 года ставка МРП равняется 3 692 тенге. Соответственно, на авто с объемом от 1 001 см³ до 2 000 см³ утильсбор составляет 646 100 тенге. Таблицу с данными по утильсбору в зависимости от объема двигателя можно посмотреть здесь.
Как отмена утильсбора отразится на ценах?
Ставку по оплате утильсбора уже понижали на 50% в 2022 году. Тогда участники авторынка по-разному оценивали влияние этого на цены .
«Снижение ставки утильсбора радует. Но все равно это большая нагрузка на наши кошельки… Наш автопром никогда не сможет конкурировать с зарубежными гигантами, как бы его ни поддерживали. Потребителям же проще и дешевле покупать импортные машины. Сельхозтехника местного производства также всегда будет дороже импортной», — прокомментировал тогда Informburo председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.
17 мая 2024 года премьер-министр РК Бектенов отметил, что правительство не собирается отменять утильсбор.
«В 2022 году утилизационный сбор снизился на 50%, а ввозимые автомобили легализованы. Тем не менее, зафиксирован рост количества старых машин. В период с 2016 по 2023 год в Казахстане первичную регистрацию прошли 817 тысяч новых легковых автомобилей», – сказал Бектенов.
Что будет дальше?
30 мая председатель Сената Парламента РК Маулен Ашимбаев ответил на вопрос журналистов о нашумевшей петиции по поводу отмены утильсбора в Казахстане в 2024 году. Вот его позиция.