«Приходилось наступать на одни и те же грабли по несколько раз». Как казахстанка ушла с руководящей должности и открыла детский центр
Алия Масанчиева родилась в Алматинской области в поселке Аксенгир. В 17 лет приехала в Алматы, где живет и по сей день. Женщине 44 года, она замужем, в семье трое детей. Алия Масанчиева была вынуждена уйти с поста руководителя в иностранной компании, чтобы развивать свое дело и помогать старшему сыну. Рассказываем ее историю в проекте «Мой бизнес».
«У нашей семьи начался новый этап — бесконечные реабилитации и больницы»
Алия поступила в Алматинский университет технологий и бизнеса на специальность — таможенное дело. Через год перевелась на заочное отделение и устроилась на работу в рекламный отдел телерадиокомпании. В 2003 году на последнем месяце беременности получила диплом. Поработать по специальности так и не получилось, женщина ушла в декрет.
«Вообще идея о собственном бизнесе у меня была всегда. Но декрет занимал все мое время, особенно, когда позже сыну поставили диагноз — мало выраженный ДЦП, последствия родовой травмы. С этого момента у нашей семьи начался новый этап — бесконечные реабилитации и больницы. Все эти годы продолжается активное лечение сына. Сейчас ему 21 год, он отстает в развитии, имеет инвалидность, постоянно в сопровождении няни», — рассказывает женщина.
Когда сыну исполнилось 2,5 года, Алия родила дочку, и декрет растянулся на 5 лет.
«Вначале никто не воспринимал меня всерьез»
В 2008 году Алию пригласили работать управляющим директором в иностранную компанию, которая занималась продажей БАДов. На тот момент сыну было уже 5 лет, и ухаживать за ним могла няня, а дочку отдали в детсад.
«Мне было непросто нарабатывать авторитет в уже действующей команде. Вначале никто не воспринимал меня всерьез, потому что никому не нравилось, что ими пришла управлять молодая 26-летняя женщина. Пришлось проявлять упорство, характер, выстраивать границы, чтобы меня воспринимали как руководителя», — вспоминает Алия.
После работы мама продолжала возить сына на занятия с психологом, логопедом, на ЛФК и к другим специалистам.
«Испытав на себе, как трудно ездить в разные части города, особенно по пробкам, я предложила открыть детский центр нашему психологу и создать такие условия, чтобы родители привозили детей на занятия в одно место. Так родился проект „Всезнайка“. Тогда я даже не задумывалась, что бизнес так масштабируется», — продолжает Алия.
В центре открыли два направления. Первым были группы по подготовке к школе нормативных детей от 3 до 7 лет. В комплексную программу, помимо чтения, развития речи, логики, письма, математики, входили занятия пением, рисованием, танцами, изучением английского языка, а также шахматами и каратэ.
Второе направление отводилось под коррекционные занятия для детей с особыми потребностями в обучении. Этим занималась команда специалистов из логопедов, психологов, тренеров ЛФК, логоритмики и арт-терапии.
С партнером (психологом сына) договорились, что для открытия центра Алия вкладывает финансы, а организацию и управление, найм персонала и набор детей возьмет на себя вторая сторона. Стартовый капитал составил 10 тыс. долларов.
Компаньоны арендовали офисное помещение в спальном районе площадью около 200 кв. м., состоящее из 5 кабинетов. Закупили мебель, учебные материалы, наняли педагогов — по рисованию, хореографии, музыке, английскому и казахскому языкам. Партнер вела группы по подготовке к школе и параллельно работала психологом.
«Так как я была занята на основной работе, то два года центр работал под руководством партнера. Бизнес работал, дети были, но дохода и возврата денежных средств не было. Встал вопрос: закрывать центр или увольняться и развивать бизнес самой. В сентябре 2011 года, посоветовавшись с супругом, мы пришли к решению, что я увольняюсь и ухожу во „Всезнайку“. Я полностью занялась детским центром», — говорит Алия.
Новый подход к руководству центра и возврат инвестиций
Первое, с чего начала Алия, было выстраивание четких правил между клиентами и центром.
«Все управление я взяла на себя. Для начала пересмотрела и обновила договоры с родителями детей и трудовые договоры. Затем наладила работу с командой, занялась привлечением и наймом новых специалистов. Кроме того, сама разрабатывала маркетинговые программы и вела продажи», — говорит женщина.
Через год предприятие стало приносить прибыль, и Алия Масанчиева вернула вложенные 10 тыс. долларов.
«Мы стали динамично расти, количество детей прибавилось. Сняли в аренду другое помещение, и каждый год площадь росла. Но в 2014 году мой партнер решила открыть свой центр. Мы прервали наше партнерство, обговорили условия ее ухода из проекта. Через год я арендовала еще один этаж в здании. К тому времени площадь центра составила 520 кв. м.» — продолжает предпринимательница.
В 2017 году Алия с супругом выкупили помещение, а на следующий год открыли филиал детского центра в другом районе города. Для этого они выкупили помещение площадью 165 кв. м.
Трудности бизнеса: дорогая аренда, девальвация и пандемия
Сегодня в центре работают 18 сотрудников: педагоги, логопеды, психологи, тренеры и т. д., а также управляющий директор и администратор.
Из основных трудностей бизнеса, которые случались за эти годы, Алия вспоминает три: высокая плата за аренду, девальвация тенге в 2015 году и пандемия.
«С арендой сложности были постоянно со стороны владельца здания. Ты все время как на пороховой бочке. Я каждый год делала ремонт на 2–3 млн тенге, потому что мы работаем с детьми, и каждый год улучшала помещение. Но нам не делали никаких скидок, то есть эти суммы не списывались в счет аренды. Поэтому плата за аренду и ее постоянный рост выматывают», — отмечает Алия.
При этом в 2022 году предпринимательница наконец-то выкупила помещение под основной филиал и ушла с аренды. Август 2015 года, когда курс тенге опустился почти на 30 %, она до сих пор вспоминает со страхом.
«Я два дня плакала, потому что мы тогда копили на квартиру и потеряли большую сумму в тенге. Очень много средств уходило на лечение старшего сына. Четыре раза в год я возила его на лечение в Китай. Вместе с супругом мы много работали и очень хотели улучшить жилищные условия, и вдруг мы просто потеряли накопления. А что было делать? Поплакала — и пошла дальше», — говорит Алия.
Но самый тяжелый кризисный момент, по словам Алии, был в период карантина, когда все общественные места, в том числе детские центры, закрылись. Однако предпринимательницу спасла ее привычка всегда иметь финансовую подушку безопасности, которая и поддержала бизнес в пандемию.
«Я выстраивала систему 6 лет и только потом смогла делегировать руководство. За эти годы я работала администратором, занималась продажами, кассой, управлением, развитием центра, наймом и маркетингом. При этом я этому нигде не обучалась, знания приходили через опыт. Было много ошибок, но мне помогали мои личные качества — системность, навыки коммуникации и ответственность за команду и детей. Я довольна тем, что приняла решение развивать свой бизнес, потому что не знаю, чем бы я сейчас занималась», — рассказывает Алия.
Сыну Алии сегодня уже 21 год, он ходит в центр своей мамы к логопеду, психологу, на ЛФК, арт-терапию, логоритмику. Младший сын посещает группу по подготовке к школе. Дочь, которой 18 лет, также обучалась в группе по подготовке к школе в центре мамы.
3 урока, которым научилась Алия Масанчиева
1. Уметь вовремя защитить свой бизнес
— За 15 лет работы я переделывала трудовые договоры много раз. Сотрудник увольнялся, и довольно часто клиенты центра уходили за ним. Я теряла, набирала заново специалистов, заново тратила деньги на рекламу, заново набирала детей — и в какой-то момент меня это перестало устраивать. Я каждый раз обращалась к юристу и добавляла пункты, которые защищали и мои интересы. На сегодняшний день у меня трудовой договор, который учитывает интересы двух сторон.
2. Делать капитальные ремонты только на взаимовыгодных условиях
— Я всегда делала капитальные ремонты в арендованных помещениях за свой счет. А ведь можно было делать поверхностный косметический ремонт, но я даже меняла кафель, сантехнику и трубы. Так вот, прежде чем делать такой дорогой ремонт, нужно договариваться с владельцами, что затраты на ремонт пойдут в счет аренды. Но я не жалею — в любом случае мы улучшали условия для детей и сотрудников.
3. Инвестировать в обучение
— Если бы на тот момент была возможность получить знания, я бы купила обучение по бизнесу, по работе с командой. Или, если бы тогда были бизнес-наставники, как сейчас, я бы купила их услуги. И тогда мы росли бы быстрее. А так приходилось наступать на одни и те же грабли по несколько раз, училась на собственных ошибках, испытывая стресс и теряя финансы.
Сейчас моему бизнесу 15 лет. Наша миссия — обучать детей, вдохновлять их на развитие, открывать их потенциал и формировать ценности, которые помогут им стать уверенными, добрыми и успешными личностями. У меня команда, которой я очень горжусь и ценю. Это педагоги и специалисты с огромным сердцем, которые любят детей и свою работу.
Вам может быть интересно
«Я верила, что должна идти дальше». Как казахстанка создает в Талгаре школу своей мечты