Производство дрип-кофе, шоколадная академия, туры для иностранцев. Как завершился 2024 год для наших героев-предпринимателей

Опубликовано: 05.01.2025, 09:45

В 2024-м мы открыли раздел Finance на Digital Business и рассказали немало историй о казахстанцах, которые запустили собственный бизнес. Как у них сейчас дела? Какие планы строят на 2025-й? Решили узнать. Поговорили с автором проекта Ken Dala, владелицей шоколадной мастерской Prospero, соооснователем Master Coffee. Спросили, как дела, у Жансаи Кудайберген, которая запускала и продавала бизнесы в Дубае.

Собственное медиа, солдауты, туры для иностранцев: 2024 год для проекта Ken Dala

Одной из первых героинь Digital Business Finance в рубрике о бизнесе стала Меруерт Бижанова — астанчанка, которая уже 10 лет работает в сфере маркетинга и PR, но решилась исполнить свою мечту и запустила бизнес в сфере агротуризма. Теперь в свободное от работы время вместе со своей командой Меруерт знакомит казахстанцев с теми, кто создает жизнь в отдаленных уголках страны. Как прошел 2024 год для ее проекта Ken Dala, который родился в мае?

«Мы запустились в мае и до 31 августа очень плотно провели летний сезон. Нашли четверых фермеров в Акмолинской области и по этим точкам делали маршруты летом. Поняли, что у фермерства в Казахстане огромный потенциал, потому что интерес к органическим чистым продуктам крайне высок. И вообще, как только мы объявляли старт продаж, на каждый тур моментально случался солдаут. Думаю, эта ниша давно ждала своего часа. И очень многие бренды нас поддержали — к счастью, многие хотят быть причастными к чему-то, что раскрывает потенциал Казахстана.

Также мы запустили Ken Dala media. Сейчас это наша рубрика, но в потенциале — полноценное большое медиа, которое будет рассказывать про фермеров Казахстана, путешествия по стране, туристическую инфраструктуру и локальные продукты. Сейчас готовим сайт, он запустится ближе к лету 2025 года, хотим стартовать ближе к сезону.

Зимой решили не проводить туры, потому что у нас небезопасная инфраструктура в плане климата в холодное время. Но сейчас тестируем зарубежную аудиторию. Зарегистрировались на многих площадках, где иностранцы покупают туры — есть интерес к нашим маршрутам. Набиваем руку и думаем над отдельными пакетами для таких гостей. Они больше любят аутентику, местную кухню, а казахстанцы наоборот предпочитают что-то более модернизированное.

В 2025 году будем расширять географию городов по поиску фермеров и, соответственно, маршруты. Нашли человека, который выращивает виноград в Темиртау — уже договорились поработать с ним. Думаю, откроем много новых фермеров в этом сезоне. И точно выйдем в Алматы со своими турами. Я вижу огромный потенциал в нашем проекте», — подытожила Меруерт.

Международные конкурсы, первый диплом, коллаборации: 2024 год для шоколадной мастерской Prospero

В июне 2024 года наш журналист Ади Туркаев побеседовал с семейной парой из Алматы, которая открыла шоколадный бизнес. Лилия Шахатова посвятила 20 лет работе в юриспруденции, а потом ее редкое хобби стало ремеслом и профессией. Теперь она шоколатье. В беседе с нами Лилия поделилась планами: хотят не только расширить ассортимент, но еще и открыть новую точку, а также запустить собственную шоколадную академию.

«Потихоньку растем. Люди о нас узнают все больше — в том числе благодаря вниманию журналистов. Вот и после интервью приходили. Наш проект — эксклюзивный, с натуральным продуктом. И год оказался успешным.

У нас расширялся ассортимент, экспериментировали с разными вкусами. Участвовали в международном конкурсе WorldSkills, который проходил в Шымкенте на базе кулинарного колледжа. Нашу мастерскую пригласили впервые. Взяли серебро — это первый диплом для нас.

Также участвовали в международном конкурсе в Англии — отправила продукцию по почте еще в сентябре. На конкурс поступило 1400 заявок, но из СНГ, кажется, мы одни. Результаты узнаем до 31 января — даже если мы не займем призовое место, то это для нас, так или иначе, грандиозное событие.

Конечно, мы в поисках инвестиций. Но поняли, что сами открыть шоколадную академию не сможем, поэтому нам нужны партнеры в этом деле. Решили попробовать работу с кулинарными колледжами Алматы, потому что у них нет шоколатье. Сейчас ведем переговоры, чтобы устроить коллаборацию. Им тоже это интересно, потому что ранее они не знали о существовании шоколатье в Алматы и приглашали специалистов для мастер-классов из России. Кстати, в 2024 году я и сама продолжила учиться. Обучалась онлайн в международном американском университете по дегустации шоколада.

Помимо этой работы и обучения мы проводили и мастер-классы для детей, а также участвовали в благотворительных акциях — предоставляли шоколад в качестве подарков. В начале 2025 года — на Рождество, 7 января — пройдет очередная такая акция. Мы будем дарить нашу продукцию и угощать горячим шоколадом особенных деток», — поделилась напоследок Лилия.

Юбилей, 20 новых точек, запуск производства дрип-кофе: 2024 год для Master Coffee

В августе наша автор Катерина Мостовая пообщалась с сооснователем компании Master Coffee Саятом Данияровым. В беседе он рассказал о том, как бренд вырос из «островка» в старом городе в целую сеть кофеен, собственное производство и активное развитие франшизы. В конце интервью Саят Данияров поделился планами на открытие еще нескольких кофеен до конца года и выход на международный рынок. И компании это удалось.

«Год прошел отлично и довольно плодотворно. Можно отметить следующие важные события: мы отпраздновали 10-летие компании MASTER COFFEE, открыли 20 новых кофеен, в основном по франшизе, наша команда приняла участие в Qazaqstan Coffee Festival в Астане и Алматы. Обжарили свыше 200 тонн зернового кофе, запустили первое в Казахстане автоматизированное производство дрип-кофе, открыли собственную пекарню MASTER BAKERY, которая поставляет выпечку и завтраки для сети кофеен, организовали чемпионат среди бариста Brew Battle в Астане и Алматы и сделали ребрендинг торговой компании, а также обновили интернет-магазин.

Большие вызовы были в связи с удорожанием кофе. Цены на кофе в мире достигли 47-летнего максимума. Цена на арабику на бирже выросла почти на 70% с начала года, а на робусту — более чем на 60%. Это еще не считая того, что сильно вырос курс доллара. А сырье мы покупаем именно за доллары. Все это повлияло на рост себестоимости и снижение рентабельности.

При этом на следующий год планируем открыть кофейню в Ташкенте. Это наш первый международный проект. Также в планах выйти на новые регионы Казахстана. Сейчас ведем переговоры с потенциальными партнерами в 4 городах», — подытожил Саят Данияров.

Возвращение из бизнеса в найм, личный бренд и консалтинг: 2024 год для экс-владелицы студии танцев в Дубае

Жансая Кудайберген летом рассказала нам историю, как в 27 лет она решила открыть собственную студию танцев и за короткий срок прошла через поиск инвестиций, ремонты, успешное открытие двух филиалов и продажу сразу 2 франшиз. А потом случился запуск в Дубае, но спустя год девушка избавилась от этого бизнеса. Как закончился 2024 год для нее?

«Я продала свою студию танцев в Дубае — и это уже третий такой опыт продажи бизнеса. В этот раз новая владелица попросила меня остаться в качестве операционного директора, так как не хочет быть вовлеченной в управление.

Предложение оказалось очень интересным, потому что я продолжила делать то, что уже хорошо умею, работая в сфере услуг, но с новым продуктом — студией пилатеса, в которую трансформировалась танцевальная студия. По сути это схожий бизнес, но с некоторыми нюансами. Мне пришлось погрузиться в детали пилатеса, разобраться в продукте и маркетинге, что добавило новизны, но при этом работа остается для меня интересной и понятной. Кроме того, теперь у меня стабильная зарплата, что важно после напряженного периода в бизнесе.

Мы полностью изменили концепцию студии, сделали ремонт, который занял 2,5 месяца — это была не самая простая задача в Дубае, но мы уложились в сроки. Обновили брендинг, пересобрали продукт. За два с половиной месяца уже вышли в ноль, несмотря на то, что расходы выросли — увеличилось количество часов работы, команда, траты. Но за этот короткий период добились хорошего результата, и это стало возможным благодаря моему предыдущему опыту, особенно в подборе команды и организации работы.

Пилатес сейчас востребован в Дубае, и мы хорошо попали в этот тренд. В 2025 году сосредоточимся на максимальном увеличении выручки. Кроме того, мне бы хотелось предложить владелице студии расширение бизнеса, а я сама планирую развивать личный бренд и блог, что может быть полезно как для студии, так и для дальнейшего карьерного роста в консалтинге, обучении продажам для других бизнесов», — поделилась планами Жансая.

Вам будет интересно: «Предприниматели становятся новой элитой». Подводим итоги года для казахстанского МСБ