Из Казахстана в Германию: начать с нуля и покорить Баден-Баден
Эта история про Инес Бергер, родившуюся в Казахстане, но в 15 лет уехавшую с родителями на историческую родину в Германию. На новом месте она выучила немецкий язык, почти забыв русский, получила два высших образования в сфере налогообложения и смогла запустить свой бизнес благодаря бывшим соотечественникам и возврату НДС.
Digital Business Finance поговорил с предпринимателем, инвестором и сертифицированным консультантом по инвестициям и госсубсидиям о жизни в Германии.
Как Инес уехала из Казахстана и с какими трудностями столкнулась
Инес родилась в 1976 году в Казахстане в городе Целиноград, ныне Астана. Мама работала завучем в музыкальной школе, а папа был директором школы искусств. Сама Инес также училась в музыкальной школе по классу фортепиано. В 1991 году, когда правительство СССР разрешило немцам уехать на историческую родину, семья по программе «поздних переселенцев» покинула Казахстан. С тех пор на первую родину она не приезжала.
В Германии семья сначала попала в лагерь для переселенцев, а спустя полгода по распределению уехала в городок на юге Германии, в 120 км от Франкфурта-на-Майне. Государство выплачивало пособие (по сегодняшним меркам 300 евро), пока переселенцы не найдут работу, плюс оплачивало жилье и медицинскую страховку. В общей сложности на семью выходило около 3 тыс. марок. С голоду не умирали, но и позволить себе много не могли.
В то время Германия только воссоединилась, и население бывшей ГДР массово поехало на заработки в западную часть. На фоне высокого уровня безработицы за 10 лет в страну приехало около 4 млн переселенцев из бывшего СССР. Преподавателям было практически невозможно устроиться на работу по специальности, поэтому папу нашей героини взяли помощником в строительную фирму. Мама сильно болела и уже не работала.
«Поначалу атмосферу нельзя было назвать доброжелательной. Для местных было непонятно, приехали какие-то поздние переселенцы, называют себя немцами, получили немецкие паспорта, при этом ни слова по-немецки не знают. Для нас же уехать из страны дефицита в страну, похожую на сказку, где все блестит, было разрывом шаблонов», — рассказывает Инес Бергер.
Самая большая сложность для переселенцев заключалась в незнании немецкого языка. Без него невозможно было продолжать учебу в школе, устроиться на работу. К тому же советское высшее образование не признавалось в Германии. Надо было переучиваться.
Учеба в институте на налогового консультанта
В Германии образование делится на три уровня. Первый — обычная базовая школа. После нее учиться профессии идут в профтехучилище. Следующие уровни — средняя школа и гимназия. Без знания немецкого 15-летняя Инес не могла освоить школьную программу и сдать экзамены в 10 класс, поэтому ее отправили в интернат для девочек при католическом монастыре. За один год девушка выучила язык и одновременно сдала выпускные экзамены базовой школы. Затем перешла в среднюю школу, а потом пошла учиться на налогового инспектора.
«Получилось, что я попала в налоговую инспекцию получать среднее образование в государственную структуру, где поняла, что мне интересно — и я остаюсь. Но мне не хотелось оставаться на низкоранговой позиции и всю жизнь заниматься рутинной работой. Поэтому я закончила гимназию и поступила в ВУЗ», — говорит инвестор.
Сейчас у Инес два высших финансово-экономических образования. Первое получила на факультете «Налоговое право Германии», второе — на факультете «Государственные субсидии и льготное финансирование Германии и ЕС».
По распределению Инес направили в город Штутгарт, в специальную налоговую инспекцию, которая обрабатывает декларации юрлиц. В общей сложности с 1995 по 2008 годы в налоговой инспекции с перерывами на учебу Инес проработала 10 лет Затем решила уйти в свободное плавание.
Как открыть свое дело в Германии
Огромное преимущество госслужбы в Германии в том, что, когда сотруднику исполняется 27 лет, за ним закрепляется пожизненное право на госслужбу. Плохой он сотрудник или нет, никто не может его уволить. Плюс частная медицинская страховка и пенсия.
Зарплата Инес составляла около 1,5 тыс. евро. Живя в таком дорогом городе, как Штутгарт, этих денег не хватало.
«Единственная возможность изменить ситуацию — это выучиться на налогового консультанта и сдать сложнейшие экзамены. И тогда можно уйти из налоговой инспекции и пойти либо в частную налоговую консультацию как наемный сотрудник, но уже на более высокую зарплату, либо открыть свою компанию. Мне тогда сильно хотелось что-то поменять в жизни», — вспоминает Инес.
Вместе с мужем они переехали в Баден-Баден, где открыли аудиторскую компанию. В ней она продолжила работу в сфере налогов, но только теперь уже помогала юрлицам составлять отчеты и декларации, вести коммуникацию с налоговой инспекцией. Для открытия компании пришлось взять кредит в 70 тыс. евро по ставке 6,5%. В Германии это считается очень высокими процентами.
Кем были первые клиенты
Баден-Баден в те времена — процветающий городок с большим количеством русскоговорящего населения. Многие так называемые «поздние переселенцы» уже освоились и даже открыли свой бизнес. Дела у них пошли хорошо, но до сих пор мало кто говорил по-немецки и разбирался в местной налоговой системе.
«Мы представляли, что к нам рекой потекут клиенты, но, к сожалению, большого наплыва не было. Несмотря на то, что у меня сложился широкий круг общения, в котором было очень много предпринимателей, они не торопились приходить. Поэтому мы буквально за копейки брали под опеку всех стартаперов», — рассказывает Инес.
Под конец третьего года в компанию стали обращаться клиенты из стран СНГ, в основном из России, Украины, Азербайджана, Армении, в редких случаях из Казахстана. Им нужна была помощь в открытии компании и налаживании партнерских отношений с местными органами. Языка они не знали. Так Инес начала работать с предпринимателями.
«Когда начали приходить первые клиенты из стран СНГ, мне пришлось срочно подтянуть русский язык, который я уже забыла. Более того, надо было изучить тематические налоговые, юридические и экономические термины. Я заказала экономические и юридические русско-немецкие словари и уже по ним переводила с немецкого на русский необходимые слова. И так готовилась к каждому звонку с клиентами», — говорит она.
Как возврат НДС помог компании начать зарабатывать деньги
Компании из СНГ работали на экспорт, по которому предполагается возврат НДС. Поверить в то, что налоговая может вернуть деньги, было сложно. Но Инес удалось добиться того, что налоговая производила перерасчет и компании получали обратно входной НДС.
«Когда вы работаете в сфере налогообложения, вы всегда двигаетесь по острию лезвия. С одной стороны, в Германии очень строгие законы, с другой стороны приходят люди, которые вообще не понимают ни законов, ни ментальности, они думают, что в этой стране бизнес ведется также, как у них на родине. Часто неумышленно клиент может умолчать о фактах, которые могут иметь фатальные последствия. Но я искренне хотела помочь им почувствовать себя не брошенными в чужой стране», — объясняет Инес.
Как Инес ушла в инвестиции
Так как бизнесмены часто прилетали в Баден-Баден, то вместо остановки в отелях они стали покупать местную недвижимость.
«Это была совершенно не моя специализация, я была ориентирована только на бизнес и на налоги. Но что делать? Поначалу отправляла их к местным риэлторам, но они возвращались. Мне пришлось погрузиться в тему, разобраться, найти специалистов. Готовила всю документацию, вела коммуникацию, соединяла всех экспертов. В общем, огромная работа. Так я оказалась в теме инвестиций в недвижимость. Хотя вообще этого не планировала», — вспоминает героиня.
Спустя время Инес поняла, что работы стало настолько много, что она уже не успевает — и пришло время определиться: или налоги, или инвестиции. А увязать две эти деятельности в рамках аудиторской компании было невозможно. После 9 лет работы решила уйти.
«Начинали вдвоем с мужем с нуля, сейчас в штате работают 5 человек. Мы специализировались именно на обслуживание иностранных клиентов, и в Германии это очень компактные фирмы, но которые точечно управляют миллионными капиталами за рубежом, при этом не имея большого штата сотрудников, больших офисов», — рассказывает Инес.
Как сегодня работает компания по инвестициям в недвижимость
В 2020 году Инес Бергер открыла новую компанию по инвестициям в недвижимость. В штате 5 менеджеров. 70% клиентов — компании из СНГ. Остальные из ОАЭ, США, Израиля, небольшая часть — немецкие инвесторы.
«Казахстан далеко от Германии. И казахстанцы больше смотрят в сторону Турции, ОАЭ, но среди наших клиентов есть немного и из РК. При этом в Баден-Бадене казахстанцами куплено много дорогой коллекционной недвижимости», — продолжает инвестор.
Клиентов инвестор делит на два типа: те, кто инвестирует только в элитную жилую недвижимость и те, кто кто вкладывает в коммерческую недвижимость с целью пассивного дохода.
«Ко мне не раз приходили люди, которые владели состояниями, а потом у них все отнимали на родине, или случалась война, как сейчас в Украине. Они приходили и говорили, Инес, слава Богу, что мы в Германии и у нас осталось недвижимость. И мы начинали формировать семейный капитал, чтобы все осталось в целости и сохранности», — говорит Инес.
«В Германии нет такой высокой доходности»
Инес Бергер рассуждает. Как только вы покупаете недвижимость, вы понимаете, сколько стоят стройматериалы, сколько нужно на ремонт подъезда и т.д. Вы начинаете очень аккуратно относиться ко всему, что вас окружает, потому что вы вложили туда свои деньги и ощущаете ценность не только вашего имущества, но того, что вас окружает», — объясняет она.
По ее мнению, в Германии, гораздо меньше возможностей заработать на несколько квартир, чем в Казахстане.
«У нас нет такой высокой доходности, как у вас. У вас меньше стоимость недвижимости, выше арендные ставки, поэтому у она очень быстро окупается. И если правильно распорядиться капиталом и воспользоваться ипотекой, то вы, теоретически, можете в течение жизни приобрести несколько квартир. Нужно научиться инвестировать таким образом, чтобы эта недвижимость сама себя окупала, не гнаться за сумасшедшей доходностью, а смотреть в перспективе, что будет через 10-20 лет. Это консервативный вид инвестиций, но для меня он более понятен», — отмечает она.
Чем сегодня гордится Инес Бергер
Самое большое достижение, пожалуй, в том, что я смогла выстроить, во-первых, безупречную репутацию себе и своей компании. Во-вторых, удалось создать один из самых больших и эффективнейших нетворкингов в немецкоговорящем пространстве The CENTER.
Вокруг меня надежные люди. Это местные эксперты высокого уровня, которые никогда не поставят под сомнение мою репутацию. Это самое высокое достижение и признание, которое может получить человек, родившийся и выросший в другой стране.
Здесь меня знают, как специалиста, который работает с иностранными инвесторами. Очень часто немецкие коллеги, адвокаты, нотариусы, риэлторы, налоговые консультанты привлекают меня и мою компанию именно для того, чтобы я помогла им оформить сделку с их иностранным клиентом.
В Германии считается некорректным говорить, о том, сколько ты зарабатываешь. Я скажу так. Прожив в этой стране столько лет и работая с капиталом — мой доход считается очень высоким. И я сама теперь инвестор.
Вам может быть интересно