Снимал свадьбы и работал официантом — а потом открыл 3 бизнеса в Алматы

Читайте Finance в Telegram!
Опубликовано: 26.06.2024, 09:04

Уйти из найма и начать свое дело? Давайте не будем пустословами: этот путь не для всех. Но как же интересно по нему идти! Digital Business Finance запускает цикл материалов о казахстанцах, которые рискнули и стартовали свои бизнес-проекты. Наши герои будут сами рассказывать об успехах, фейлах и обязательно давать советы тем, кто только начинает. В первом выпуске основатель проекта yume.cloud Биржан Шакарим говорит о том, как учился снимать свадьбы, потерял все во время кругосветки, создал продакшен и еще ряд бизнесов — и какие шишки набил на предпринимательском пути.


Есть интересная история о бизнесе? Пишите в редакцию на nk@digitalbusiness.kz!


«Делал из ПВХ-труб штативы, свет использовал строительный, снимал все подряд»

Мне 28 лет, родом из Караганды. Родился в обычной семье, папа железнодорожник, мама работала на заводе. С 9 месяцев до 5 лет жил с бабушкой, а с 1 класса — в школе-интернате.

Работать начал рано, был официантом, промоутером и даже успел немного поработать на стройке. Уже в школе нащупал предпринимательскую жилку. Продавал все, что только можно было! Начиная от асыков и куртов, привезенных с аула, заканчивая одеждой.

Параллельно вел сообщество во «ВКонтакте» на 25 тысяч человек, для которого часто отбирал и редактировал фото. Оттуда и пошла страсть к творчеству. У меня не было ни ПК, ни камеры, но я приходил в гости к тете, у нее на компьютере скачивал разные видео из интернета и учился их монтировать.

Накопил на свой первый фотоаппарат, работая официантом. Почти год снимал все подряд, чтобы учиться. Сделал из ПВХ-труб штатив, плечевой упор, использовал строительный свет вместо профессионального.

Здесь и далее: фото из архива героя материала

Первая студия в Караганде

Первый опыт в бизнесе я получил, когда открыл небольшую студию в Караганде. Мне было 18 лет. В ресторан, где трудился официантом, приехали ребята из Астаны, чтобы снять свадебное видео для одного из гостей. Я вдохновился тем, как они работали, попросился в столицу, чтобы поучиться у них. Они согласились, но не поверили. А я взял и приехал через неделю.

Студия в Астане, в которой жил герой материала

Полтора месяца жил в студии, учился монтировать, потом вернулся в Караганду и открыл уже свою собственную студию. Это был офис на 5 «квадратов», где стоял один компьютер, один стол и два стульчика.

Первая студия в Караганде

Сколько зарабатывал? Снимал свадьбы, брал за съемку 150 — 200 тысяч тенге. Мне тогда было 19 лет.

Окончил колледж и уехал автостопом по Казахстану. В теории надо было идти в университет в Караганде, но я понимал, что если останусь, то на горизонте меня ждет только «крутая» свадебная студия. Такой вот потолок. Но хотелось творчества и интересных проектов.

Решил не идти в вуз. И уехал путешествовать за границу. Когда вернулся, работал в найме в Алматы, занимался коммерческими проектами, позже стал оператором-постановщиком. В конце 2017-го даже открыл свое медиа-агентство. Правда, через 3 месяца оно распалось, не хватило опыта. Снова вернулся в операторы.

Кругосветка, 3000 долларов в кармане и катастрофа на Филиппинах

31 октября 2018 года (в свой день рождения) я снова уехал путешествовать, на этот раз хотелось сделать кругосветку. В кармане 3000 долларов, всего на пару месяцев, а дальше я планировал снимать влоги и зарабатывать на них.

На третий месяц путешествий (дело было на Филиппинах) у меня украли макбук, все съемочное оборудование и, главное, диски со всем отснятым материалом. Запомнил на всю жизнь: сижу на пляже подавленный, не знаю, что делать дальше. А вокруг собрались местные дети, мы начали играть. И меня отпустило.

То самое путешествие

Продакшен и другие бизнесы

К продакшену я подступался несколько раз. В 2020-м получилось. Запустили yume.pro (Yume — «мечта» на японском, а еще игра слов «ты» и «я») и практически сразу взяли удаленный проект. Это помогло выжить во время COVID-19. В пандемию активно читал бизнес-литературу, изучал менеджмент. Дела шли хорошо, в 2021-м продакшен сделал больше 200 миллионов тенге.

Уже могли покупать свое оборудование. А мои друзья из отрасли начали обращаться с просьбами одолжить тот или иной девайс. Сначала шел на встречу, а потом запросов стало слишком много. Появилась идея — открыть рентал видеооборудования.

Тогда еще наш продакшен арендовал кабинет в офисе другой компании и в этом же помещении запустили аренду. Сначала это была всего 1 полка на 3-4 миллиона тенге.

Через некоторое время заняли гардеробную в этом же офисе. Так у нас появился первый склад.

Первая полка и первый склад

Надо сказать, что я очень люблю японскую культуру, в том числе отношение японцев к работе. Для меня главное — дисциплина и системность. Когда рентал начал зарабатывать, начал думал, как упростить и улучшить клиентский путь. Разработали сайт, на котором начали принимать заявки онлайн. Вскоре запустили систему лояльности, начали проводить мероприятия и даже выдавать гранты на технику для творческих съемок.

С появлением достаточного количества клиентов компания столкнулась с проблемой ведения учета и управлением бизнесом.
Мы сами вели учет: сначала в журнале, потом в экселе, потом нашли СRМ-систему, но она все время висла. Попробовали несколько разных сервисов, все не подходило, а на просьбу о доработках отвечали отказом или предлагали доплатить. В общем, классика.

И возникла новая идея — а почему бы не сделать стартап самим? Вместе с ребятами, Абди и Бекой, которые уже работали у нас, продумали логику собственной СRМ-системы. В марте 2023 выпустили бета версию, вскоре yume.rental полностью перешел на нее. Год тестировали на своем продукте, в конце 2023 года начали подключать клиентов. Yume.cloud — это единое решение для управления прокатным бизнесом. Сейчас в системе уже много крупных игроков — Toyota, Tobe, Papa Rent, Prokat invest и другие.

Мой основной фокус  — на yume.cloud, а развитием фонда (о нем дальше), продакшена и рентала по большей мере команда занимается самостоятельно. Участвую только в принятии ключевых решений.

По цифрам так: в прошлом году оборот по всем направлениям составил $500 000. Растем каждый год.

Отдушина

Возможно, идея возникла как раз на Филиппинах после случая с ограблением. Частный благотворительный фонд Garyshker я создал и финансирую сам. Помогают, чем могут, друзья. Сейчас в рамках фонда действуют 2 проекта. Первый — Cosmosomke. Уже четвертый год к первому сентября собираем рюкзаки для школьников из небогатых семей. За это время 1320 ребенка получили нашу поддержку.

В этом году акция будет направлена на помощь регионам и семьям, пострадавшим от весенних паводков. Рюкзак будет содержать все необходимые учебные материалы, научно-популярный журнал и другие сюрпризы. В 2024 планируем собрать 1500 рюкзаков для 1500 детей.

А второй проект — JARYQ. Цель — стать источником информации для всех, кто заинтересован в понимании современных социальных вопросов. Команда создает на казахском языке анимационные ролики, мастер-классы и интервью с лидерами мнений. Обсуждают важные темы: финансовая грамотность, ментальное здоровье, половое воспитание, права человека, культура. К началу 2024-го создали более 150 обучающих материалов.

О миссии и мечте

Хочется создавать продукты, которые будут жить после тебя. А мечта… Хочу построить большую компанию, которая сможет конкурировать на мировом рынке.

С командой

О личных финансах и благотворительности

Самый простой метод — фиксировать расходы и доходы. Если есть долги, кредиты, рассрочки, то посоветовал бы сначала поработать с ними. К сожалению, наблюдаю тенденцию, когда граждане покупают в долг вещи, которые им вообще не нужны. Учитывая, в какое нестабильное время мы живем, это очень сомнительное решение.

Как разобрались с долгами, сберегайте. Понял по себе, что важно не хранить все яйца одной корзине.

Еще одна личная привычка, которую внедрил и порекомендовал бы другим — отдавать деньги на благотворительность. Принял решение, что это мое «спасибо» за все, что происходит в жизни.

Проблемы, с которыми я столкнулся

Первоначальный капитал. Каждый новый проект открывал на собственные накопления, а доход постоянно реинвестировал в развитие других бизнесов. Например, yume.cloud мы не выводили на рынок практически год. Мои друзья раньше удивлялись, почему я не купил дорогую машину, хотя, наверное, мог бы это сделать с первых денег от продакшена. Но тогда не было бы рентала и стартапа.

Продажи. 
Казалось бы, сколько я себя помню, столько я что-то продаю. В юности это были курт и б.у. одежда с OLX, а сейчас большие рекламные ролики и софт. Тем не менее, в каждой новой индустрии продажи сильно отличаются. Если в мире творчества за тебя часто продает твое портфолио, то в мире IT мотиваторы к покупке не такие явные. Нужно потратить время и приложить немало усилий, чтобы понять клиента и его потребности. Иногда и объяснить, что ему надо на самом деле.

Отсутствие профессионального образования.

Здесь все понятно. Многим навыкам приходилось учиться с нуля. И все же думаю, я выиграл время и отточил качества, характер, учась на собственных ошибках.

Нехватка сильных кадров. Мне очень повезло, большая часть команды работает со мной с самого начала. Например, с CPO Yume.cloud мы запускали Garyshker еще в 2019 году. За это время он поработал во всех моих проектах и сменил несколько позиций. Тем не менее, в нашей стране еще очень молодой рынок, чаще всего хорошие кадры нужно растить самим, обучать. Это очень энергозатратно. Но если пройти все трудности, через годы этот вклад в долгосрочные человеческие отношения, как правило, должен окупиться.

Факапы. О моих ошибках

  • Боялся делегировать 

Пытался все контролировать, занимался микроменеджментом и думал, что никто не сделает лучше, чем я. С таким подходом однажды понял, что погряз в операционке. Не хватало времени на важные дела. Да просто мешал работать команде, чего тут скрывать. С опытом пришло понимание, что должен делать руководитель — управлять, разрабатывать стратегию и вдохновлять коллектив.

  • Смешивал личные деньги с деньгами компании

Был момент, когда вкладывал личные деньги в бизнес и не фиксировал это. Или, наоборот, вытаскивал со счета на личные потребности, что привело компанию к кассовому разрыву. Разделять и контролировать финансы — очень важная задача.

Из личного опыта. Советы тем, кто начинает свое дело

1. Настраивайте бизнес-процессы сами

Если хотите, чтобы бизнес работал без вас, придется пройти весь путь самостоятельно и прописать все регламенты, постоянно улучшая их и отрабатывая с сотрудниками. В начале это отнимает много энергии, но зато потом сильно освобождает время.

2. Сразу же просчитайте объем рынка

Надо понимать, что если вы работаете в узком сегмента, объем рынка может быть относительно маленький. Чтобы удержать клиентов, важно предоставлять хороший сервис и все время думать об имидже компании.

3. Придется вникнуть в финансы

Да, нужно самому уметь работать с финансами компании. Контролировать кредиторку и дебиторку, все это понимать, уметь прогнозировать и планировать. И самое важное, еще раз повторю, надо придти к мысли, что деньги компании — это не твои деньги.

4. Создавайте команду. Иначе никуда

Команде нужна стратегия, понимание, куда двигаемся. Очень важно наладить взаимодействие с людьми. У меня не было фундаментального образования, поэтому учился на ошибках. Обязательно почитайте книги по менеджменту и пробуйте учиться чувствовать людей. Нет ничего важнее этого навыка.

А вообще главный совет – не бойтесь, начинайте, рискуйте. У каждого свой опыт. Считаю, что я сам еще в начале своего пути. Посмотрим что из этого выйдет.

Читайте также