Эксперимент под ливнем и градом. Примеряем день из жизни курьера Яндекса в Астане
Работа курьеров в службах доставки окутана бесконечными дискуссиями. Кто-то считает это тяжелым трудом и не верит в большую доходность. Другие уверяют — можно заработать чуть ли не миллион тенге в месяц. Корреспондент Digital Business Finance решила на пару часов окунуться в этот мир и поработала вместе с курьером Yandex и InDrive. А по дороге задала пару вопросов о работе в службах доставки.
Как стать курьером? И почему именно эта подработка?
По дороге общаемся с нашим героем и гидом по вселенной курьерства Даниилом.
— Поездки на машине для меня — любимое развлечение и лучший отдых. А гибкий график учебы и работы привел к мысли совместить приятное с полезным. Так я зарегистрировался в приложении Яндекса и inDrive и стал периодически курьерить, когда выезжаю по делам или просто покататься для удовольствия.
Стать курьером не так сложно. Я выбрал таксопарк-партнер Яндекса, отправил свои данные и удостоверение личности. Приложил водительские документы, потому что я курьер на машине. Насколько помню, примерно через 15 минут меня уже «одобрили».
В приложении есть вводное обучение. Там небольшой инструктаж, как правильно доставлять заказы, какие сценарии могут быть и как себя вести. В конце — небольшой тест.
Начало «рабочего дня» устроено просто. Открываешь приложение, нажимаешь «выйти на линию» и ждешь уведомление о заказе. Периодически бывает внеплановый фотоконтроль — просят отправить селфи в машине.
Что заказывают и как себя ведут клиенты?
— Есть, например, в системе запрет на доставку некоторых вещей. Среди них деньги, ценные вещи, животные, запрещенные вещества и предметы. И так далее. У меня подозрительных заказов не было. Часто заказывают лекарства из аптек. Однажды я вез шахматную доску из цельного камня весом 10 килограммов. Был заказ на 8 пачек роз из одного цветочного в другой — очень вкусно пахло потом в машине. Как-то доставлял несколько огромных рулонов пупырчатой пленки — места вообще не осталось.
А вот с термокоробом почти не ездил — не люблю. Это лишнее ожидание в ресторанах, дополнительный дискомфорт. От него очень болит спина. При этом в ТРЦ, например, охранники еще и заставляют его снимать и нести в руках. Да, за него начисляют дополнительно 7%, но меня это не особо мотивирует.
Люди чаще всего адекватные и вежливые. Изредка бывают грубияны. Как-то раз мне пришел заказ — забрать кофе в Starbucks и отвезти клиенту. Я еще даже до кофейни не успел доехать — позвонила клиентка. Стала орать, материться и обвинять в том, что я набрал сто заказов и зарабатываю на простых клиентах, как она. А я бы и рад сам выбирать, куда и как ехать, но нет такой возможности. К счастью, такие клиенты не особо часто встречаются.
Но чаевые — не в традициях нашего рынка. Возможно, дело как раз в том, что многие не знают правила работы сервисов типа Яндекса. Многим оплата за доставку и так кажется высокой. И они уверены, что курьер получает эти суммы в несметных количествах за день.
Как мы вышли на линию в самый пик многочасового ливня и града
Поговорив немного об этом непростом деле, решили испытать работу курьера «в поле».
Утром в пятницу было пасмурно. Выехать рано не удалось, поэтому мы вышли на линию примерно в 12 часов. Тем более заказов в околообеденное время, как правило, больше.
В 12:20 — через 3 минуты ожидания — поступает первый. Мой напарник объясняет — круто, что это не мультизаказ, хоть и корпоративный. Это значит, что заказ ведет из одной точки в другую. Однако часто случаются мультизаказы. В этом случае вы забираете из одной точки несколько товаров и развозите по разным адресам. Порой количество получателей может достигать 6-8.
Вернемся к первому заказу. Забрать его нужно из аптеки на левом берегу, а дается на это всего лишь 8 минут. У погоды был похожий дедлайн — через пару минут движения внезапно начался сильнейший ливень с градом. Сильный настолько, что вскоре видимость была не больше 200-300 метров в лучшем случае. Жаль, что мы вышли чуть раньше и приняли заказ на более низкий коэффициент. Чем сложнее условия работы — тем он выше.
На дороге встретились еще более самоотверженные курьеры. Например, вот этот парень с рюкзаком Wolt — мы его чуть позже встретили у той же аптеки. Он был насквозь промокший и, кажется, очень уставший.
По дороге, которую развезло от такого водного напора с неба, наконец подъезжаем к аптеке. Ехали, естественно, дольше 8 минут. Но если тут мы опоздали на пару минут, то дальше ждало самое интересное.
Оказалось, что получатель живет в районе Лесозавода. Это район в глубинах правого берега — по сути абсолютно противоположный край города. Кстати, точка становится видна лишь при получении заказа у отправителя.
Приложение считает, что мы доедем примерно за 40 минут. Но сразу же ясно, что это недостижимо — Астану по традиции затопило.
Ливень вроде кончился, но большинство водителей спешить не хотят. Никто не желает рисковать и быстро ехать по таким лужам.
По дороге наблюдаем машины, откачивающие воду, нервных водителей и классическую пятничную суматоху. Скоро становится понятно, почему сигналы становятся громче.
Оказывается, впереди перекрыта дорога — машины из трех битком заполненных полос должны переместиться в одну. В итоге мы оказываемся в плену у пробки.
Стоим там больше 10 минут — а время неумолимо тикает.
Наконец прорвались. Делаем ставки: по моим субъективным ощущениям, курьер должен получить за такую поездку минимум 2,5-3 тыс. тенге. Более опытный коллега уверен — будет не сильно больше 2 тыс. тенге. И это до вычета комиссий.
Пока обсуждаем — взгляд падает на вот такой слоган. Да, в суровом мире капитализма курьер будет ехать под градом и ливнем ради вашего заказа.
Наконец доезжаем с опозданием на 25 минут. Сюрприз — получатель сбрасывает звонки и не подходит к двери. На ожидание уходит еще около 10 минут — этот факт нужно принять, зная, что курьеру за такой простой никто не доплачивает. Наконец из дома выходит мужчина и с извинением в голосе говорит, что был занят ребенком.
Что ж, первый заказ завершен. На него ушло почти полтора часа. А меня подвела интуиция — заказ действительно стоил всего 2180 тенге. Из них 4% уходит партнеру в качестве комиссии — это почти 88 тенге. 7% забирает Яндекс за то, что курьер выехал работать без термокороба — почти 153 тенге. Также сервис собирает свою комиссию — 16,9%. В итоге курьер получает «чистыми» 1571 тенге.
Дождь поднял коэффициент — ждем следующий заказ и надеемся на более высокую стоимость. По дороге мне объясняют — бывают удачные для курьеров дни, когда включается повышенный гарантированный платеж. Популярно это в зимнее время. В приложении может появиться информация о том, что в определенные часы дня будет гарантированная оплата в размере 2000 тыс. тенге, например. Даже если заказ обойдется в гораздо меньшую сумму — курьер все равно получит гарантированную оплату.
Принимаем следующий заказ. Надо заехать на центральный рынок на шоссе Алаш — и снова на другой конец города. Груз будет хрупкий — забираем упаковку бокалов. Дорога опять занимает час и 13 минут. Но надежды не оправдались: этот заказ обошелся еще дешевле. 1790 тенге в целом, а «на руки» получилось всего лишь 1290 тенге.
Как считают многие курьеры, сервис в целом больше на стороне клиентов, а не тех, кто доставляет им заказы. И получают они порой слишком мало. При этом периодически сталкиваются с грубостью клиентов. Далеко не все понимают, как устроены подобные сервисы, считая, что курьер сам выбирает наиболее привлекательные заказы, как в меню. Но это не так.
Вернемся ко второму заказу — его мы завершили в 15:49. Там же поступил и третий, но курьер его отклонил. Слишком много точек нужно было объехать. На этом рабочий день через Яндекс завершился — сервис отнял 16 баллов активности и заблокировал на 4 часа.
Ради интереса решили попробовать взять пару заказов в InDrive. С 15:49 до 17:40 удалось сделать два заказа — вновь пришлось курсировать между правым и левым берегом. Заодно еще пару раз застали проливной дождь. Здесь за два часа удалось заработать 3,5 тыс. тенге.
Итого за 5,5 часов — 6 тыс. 381 тенге чистыми. Заработок — индивидуальный опыт каждого курьера. Однозначно, что на него влияет огромное количество факторов. Самое очевидное — количество времени, которое вы готовы посвящать работе. При определенных усилиях, пожалуй, вполне реально иметь стабильный доход. И даже гораздо выше среднего — если курьер готов пожертвовать своими свободными вечерами, выходными и праздничными днями.
Важно и то, на каком транспорте курьер передвигается. Готов ли выполнять любые заказы, предлагаемые системой, согласен ли работать с термокоробом. Порой значение имеет элементарная удача — например, не попасть на долгий заказ за пару минут до ошеломительного ливня с градом.
Вам будет интересно: Как я решила заработать на цветах в Астане — и что из этого вышло