Абонементы на платную парковку в Алматы и Астане — как это работает?

Читайте Finance в Telegram!
Опубликовано: 10.06.2024, 16:01

В акимате Алматы сообщили о скорых планах вернуть абонементы на платную парковку для собственников жилья. Также городские власти обещают сделать парковку бесплатной для некоторых категорий алматинцев. Корреспондент Digital Business Finance вспомнила предысторию, изучила особенности нововведения и узнала, как аналогичные абонементы работают в Астане.

C чего все начиналось

В июле 2023 года парковки вернули в собственность Алматы. В городе создали единого оператора — коммунальное госпредприятие на праве хозяйственного ведения «Алматы паркинг».

«Все денежные средства, которые будут собираться с парковочных мест, будут поступать в бюджет города и распределяться в районные акиматы по программе «Бюджет народного участия» на благоустройство города», — сообщили тогда жителям города.

Спустя 8 месяцев аким Алматы Ерболат Досаев рассказал, как дела с парковками. На встрече с жителями он заявил, что «компания «Алматы паркинг» находится на этапе становления». По его словам, парковочные места в городе — это большой вопрос, и сейчас проводится работа по расширению парковочных зон, возвращению земель, ранее отданных в аренду.

«Планируется, что количество парковочных мест платной парковки будет свыше 30 тысяч, включая все районы, не только исторический центр. После этого мы готовы обсудить сотрудничество и с частными операторами», — отметил Досаев.

В мае 2024 года озвучили статистику: за последние два года число зарегистрированных в городе авто выросло на 24%, а к 2030 году цифра может достичь 40%. Расширять зону платных парковок и повышать ее привлекательность — вот выход.

Платная парковка в Алматы

Фото: time.kz / Андрей Халин

Как будут работать абонементы для жителей?

И вот 10 июня 2024 года появилась новость, которая явно повышает привлекательность платных парковок в глазах некоторых алматинцев.

В акимате Алматы сообщили о планах вернуть абонементы на платную парковку для жителей близлежащих домов. Ранее подобные абонементы уже действовали в городе, однако после передачи пространств акимату жители стали платить за парковку такие же суммы, как и прочие автовладельцы.

Автомобильная загруженность южной столицы — вопрос острый. И в информационном пространстве регулярно появляется информация о борьбе с хаотичной парковкой для развития транспортной системы. Один из инструментов, по мнению городских властей, это платная парковка. В управлении городской мобильности сообщают, что предполагается единая типология парковок по городу. Сейчас в «Алматы паркинг» разрабатывают механизм внедрения абонементов.

«Приоритет будут иметь местные жители, для которых реорганизация парковочных пространств, особенно для резидентов центра Алматы, может стать настоящим спасением. Местные жители получат специальные разрешения. Оставлять авто внутри парковочной зоны (несколько кварталов вокруг дома) можно будет по абонементу. Автолюбитель, который приобрел абонемент, сможет парковаться без почасовой оплаты», — подчеркнул руководитель «Алматы паркинг» Владимир Ни.

Более того, некоторые категории жителей Алматы смогут парковаться на платных остановках со скидкой или вовсе бесплатно.

Для кого еще будет предусмотрен специальный режим?

  • участники и инвалиды ВОВ
  • ветераны боевых действий на территориях других государств
  • инвалиды I и II групп
  • законные представители ребенка-инвалида
  • пострадавшие вследствие испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне
  • многодетные матери
  • водители государственного автотранспорта во время исполнения прямых служебных обязанностей.

«Планируется, что они получат разрешение на бесплатную парковку. Кроме того, будет предусмотрена 50% скидка для владельцев мотоциклов и электромобилей», — добавил Владимир Ни.

По предварительным планам, абонементы будут рассчитаны на 3, 6 или 12 месяцев. Предполагаемая дата внедрения — август–сентябрь текущего года. Денежные поступления от платных парковок и штрафов направят на развитие транспортной системы города.

Запреты, велосипедные дорожки. Что о платных парковках и загруженности дорог говорили эксперты?

В конце мая 2024 года в Алматы прошел круглый стол по теме рисков избыточной автомобилизации.

«Как только увеличивается количество зон платной парковки, повышается ее стоимость, в городе становится меньше машин, а, соответственно, улучшается качество воздуха. Это меняет поведенческие привычки людей, они уже задумываются стоит ли ехать на личном авто, а если это и необходимо, то на короткий срок. То есть, проще говоря, автомобили из центра надо выдавливать различными способами», — высказалась независимый эксперт в области транспортного развития Елена Ерзакович.

Член Экспертного совета по устойчивому плану транспортной системы города Милан Федерико Паролотто заявил, что сегодня нет необходимости разрабатывать новые методы контроля трафика.

«Это расширение зоны платной парковки, введение ограничений на въезд авто в определенные районы, льготы для электромобилей и многое другое. Важно понимать, что машина создает много проблем — это заправка, мойка, техобслуживание. И самое главное — она занимает огромное количество общественного пространства. Поэтому сколько дорог ни строй, проблему заторов не решить. Единственный выход — это жесткие ограничения и развитие общественного транспорта», — подчеркнул он.

Известный урбанист Аркадий Гершман привел пример Стокгольма, где ввели платный проезд на дорогах и высокую стоимость парковки.

«Изначально горожане были против, но, когда ощутили эффект этих мер, большинство поменяли свое мнение. Это ненормально — ежедневно наблюдать пробки 10 баллов в своем городе. Поэтому введение ограничений для личных авто, развитие общественного транспорта, создание велосипедных полос всегда дают положительный результат», — отметил урбанист.

По итогам круглого стола его участники пришли к заключению, что Алматы рано или поздно придет к более дорогому тарифу на парковку и другим ограничениям для личных авто. Но все это должно делаться параллельно активному развитию общественного транспорта.

Как в Астане работают абонементы на платные парковки?

В столице можно купить абонементы для физических лиц на 1 день или на 1 месяц. Так выглядит прайс на одно транспортное средство:

  • абонемент на 1 день на все зоны — 1 200 тенге;
  • абонемент на 1 месяц на одну зону — 9 000 тенге;
  • абонемент на 1 месяц на все зоны — 15 000 тенге.

Абонемент на 1 день на все зоны приобретается до 23 часов вечера текущего дня

Также в Астане действуют резидентские абонементы. Такой абонемент дает право на льготную парковку в определенной парковочной зоне. Они оформляются на транспортные средства, зарегистрированные на собственников жилья, прилегающего к парковочной зоне. Такой вид абонемента выдается на 12 месяцев. Через год необходимо повторно отправлять заявление. И оформляется абонемент на одну квартиру и одно транспортное средство.

«Для оформления резидентского абонемента транспортное средство должно иметь серию 01, то есть должно быть зарегистрировано в городе Астана. Резидентский абонемент оформляется на механические транспортные средства за исключением тракторов, самоходных машин и транспортных средств, габариты которых превышают размеры парковочных мест коммунальных платных парковок», — говорится на сайте ТОО «Парковочное пространство Астаны».

Для оформления резидентского абонемента нужно проделать шаги, которые описаны здесь. Если вы пройдете проверку, то в личном кабинете появится ваш абонемент. Как нам сообщили в call-центре, парковка по такому абонементу является бесплатной.

Платная парковка в Астане

Фото: Вечерняя Астана / Василий Крась

Что по штрафам?

Платные парковки работают исключительно на предоплатной основе. Оплатить парковку нужно в течение 30 минут после остановки автомобиля на платном месте. А покинуть парковочное место необходимо не позднее, чем через 10 минут по истечении оплаченного времени.

Владелец транспортного средства может быть оштрафован в случаях:

  • за неоплату парковки
  • при оплате в неполном размере
  • при превышении оплаченного времени более чем на 10 минут
  • при внесении платы позднее, чем через 30 минут после размещения транспортного средства на парковочном месте
  • при нарушении правил остановки или стоянки транспортных средств на территории платных парковок
  • при несоблюдении требований, предписанных дорожной разметкой на территории платных парковок

Штраф за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств составляет 3 МРП — 11 тыс. 076 тенге.

Фото: zakon.kz

К слову, в апреле этого года в мажилисе одобрили документ, который предполагал отмену штрафов за уклонение от уплаты за парковку. Как сообщал «Курсив», владельцы платных парковок возмутились этой идеей и выступили против.

«За последние два года в столице количество машин увеличилось более чем на 40 тысяч. Вопрос эффективного использования парковочных ресурсов становится все более актуальным. Законопроект в части платных парковок Астаны и Алматы, находящийся на рассмотрении в мажилисе, менять не требуется», — заявили в ТОО «Парковочное пространство Астаны».

Там же отметили, что отмена штрафов за парковку нарушит порядок на парковочных зонах и создаст хаос и проблемы как для водителей, так и для городских властей.

Вам будет интересно: Стало известно, сколько будут стоить абонементы для платных дорог Казахстана и как их оформить