Вложила 500 долларов – бизнес полетел. История казахстанки, которая продает товары из Китая
Еще 15 лет назад Диана Айдархан не догадывалась, что в будущем запустит свой бизнес по продаже наушников и пылесосов из Китая. Как это часто бывает, дело приходит само, главное не проморгать. И она не проморгала. А началось все в Алматы на факультете востоковедения, где девушка учила китайский язык.
Сегодня Диана сооснователь и директор онлайн-магазина по продаже китайских гаджетов Pryme.kz. Digital Business Finance рассказывает ее историю.
«Я увидела, как работает госаппарат»
Через год после окончания факультета востоковедения Диана уехала на стажировку в Китай. В арсенале были знание китайского и желание трудиться. На третьем году жизни в стране девушка решила зарабатывать продажей китайских товаров в Казахстан параллельно с работой в строительной компании. Знакомые присылали ей фото одежды и сумок, которые хотели приобрести, Диана покупала их на маркетплейсе Taobao и отправляла домой. Получался дополнительный заработок.
Спустя короткое время с основной работы она уволилась. Источником дохода оставалась только продажа китайских товаров. Заработок был небольшой — около 1 тысячи долларов при курсе 120 тенге. Зато появилось больше свободного времени. В 2017 году она вернулась в Казахстан, устроившись на работу в Казахстанско-Китайскую ассоциацию содействия торговли, принимавшую тогда участие в EXPO-2017 в Астане.
«Моей задачей было устраивать встречи казахстанских и китайских бизнесменов, особенно тогда был актуален агросектор. Зарплата была смешная, ее вечно не хватало. И через 2 года я уволилась. И не потому что хотела открыть бизнес, просто невозможно было работать за 200 тыс тенге в месяц. Зато я увидела, как работает госаппарат, какое у чиновников отношение к бизнесу и многое другое», – рассказывает Диана.
Беспроводные наушники и роботы-пылесосы в пандемию
В 2019 году, почти сразу после увольнения, один из китайских бизнесменов предложил Диане открыть компанию по продаже китайских товаров в Казахстане. Не долго думая наша героиня согласилась и переехала из Астаны в Алматы. Партнеры начали с небольших партий: бизнесмен смотрел, что пользовалось спросом в Китае 2-3 года назад и отправлял эти товары в Казахстан. Таким образом выбрали нишу гаджетов для среднего класса. В первый закуп Диана вложила 500 доларов, партнер побольше.
«Как сейчас помню, начали мы с беспроводных наушников. Они были в шикарных синих коробочках. Тогда такие наушники только начали продаваться в Казахстане. А у нас они шли по приемлемой цене. Продавали мы их через OLX и Instagram. Через две недели закупили еще партию наушников», – вспоминает девушка.
После первых продаж зарегистрировали ТОО Pryme.kz и ИП. А уже через год из-за нехватки места для складирования товара арендовали небольшой офис, в одной из комнат которого оборудовали склад. Несмотря на трудности во время пандемии партнеры смогли уловить тренд и закупили роботы-пылесосы, которые стали пользоваться спросом у казахстанцев во время карантина (ведь службы уборки не могли работать в домах).
Как устраивали логистику? В первое время доставить гаджеты за небольшую плату просили родственников и друзей. Со временем смогли позволить себе перейти на сторонние службы доставки. Пандемия, говорит Диана, не только принесла первые деньги, но закалила, сплотила бизнес-партнеров.
«Многие предприниматели нередко меняют компаньонов. Я считаю, мне повезло. Это был нелегкий путь. Мы только начали бизнес — грянула пандемия. Три года мы не видели друг друга. Надо отдать должное и мне, и партнеру в Китае за терпение, что не плюнули тогда на все»,– говорит Айдархан.
«Когда вокруг говорят, что все ниши заняты, это bullshit»
Сегодня в штате компании 11 человек плюс четверо на аутсорсе. Главный офис находится в Алматы, филиал в Астане. Арендная плата за два офиса обходится в более чем 1 млн тенге в месяц. На операционные расходы (интернет-телефония, зарплаты, бюджет на рекламу, услуги бухгалтера, таможенный брокер) уходит более 2 млн тенге.
В ассортименте от 150 до 170 товарных позиций. В зависимости от сезона совершаются более 1 тыс активных продаж в месяц. Основная целевая аудитория — Алматы и Астана, Караганда, Костанай, Шымкент. В ТОП-3 продаваемых товаров входят:
- Роботы-пылесосы.
- Увлажнители воздуха.
- Беспроводные наушники.
Кроме этого компания сама заказывает дизайн некоторых товаров, проверяет комплектацию и следит за качеством напрямую на заводах Китая. То есть предпринимателям уже мало только наклейки с логотипом компании на коробках, они принимают участие в производстве.
В 2019 году оборот стартапа вырос в 100 раз, в 2023 году на 50%. В 1 квартале этого года рост составляет 30% по сравнению с первым полугодием прошлого года, рассказывает предпринимательница.
Себестоимость единицы товара формируется так: цена гаджета в Китае – 60%, доставка до Алматы — 10-15%, таможенные налоги – 20%. Остальные траты приходятся на таможенных брокеров и сертификацию. В среднем рыночная маржа на гаджеты 10-20%.
Вместо продаж на OLX с 2021 года компания зашла на маркетплейсы: Kaspi, Халык, Wildberries, сейчас на Ozon. 40% товара продается именно на маркетплейсах, а 60% через соцсети, где главный источник — Instagram.
В 2020 году там было 20 тыс подписчиков, через два года 100 тыс, а сейчас почти 270 тыс.
«В 2022 году мы думали, что больше подписчиков мы не наберем. Но в 2023 году изменились алгоритмы Instagram и мы поменяли стратегию: отследили тренды, изменили контент, больше вложились в рекламу. И на этом сильно выросли. Текущий год показывает, что еще есть возможность для роста, если все делать изобретательно. Когда вокруг говорят, все ниши заняты, это просто bullshit. Это люди, которые или не хотят работать, или же не знают как», – подчеркнула предпринимательница.
К слову, в первые годы большую часть контента в соцсетях делала сама Диана. Сейчас рилс, сторис и карусели в Instagram создают 2 маркетолога в штате, поэтому предпринимательница принимает участие в этой работе эпизодически – тратит не более 12 часов в месяц. Кроме основного канала продаж в Instagram компания понемногу тестирует аккаунты в TikTok и Telegram.
«Наши конкуренты не в Казахстане, а в Китае»
По словам предпринимательницы, количество людей и компаний, которые начинают продавать товары из Китая, например, технику, за последние годы увеличилось.
«На первый взгляд кажется, что техника всегда востребована и ее легко продать. Но маржа на нее одна из самых низких. Примерно 10-20%. Иногда и того меньше», – говорит Диана.
К слову, предпринимательница не считает “Технодом” и “Сулпак” своими конкурентами. Да, крупные сети по продаже техники по сути монополисты, но у них больше дополнительных затрат, что позволяет небольшим компаниям устанавливать меньшую цену. Кроме того она не считает опасным для ее бизнеса тот факт, что в последние годы казахстанцы начали больше покупать товары напрямую из Китая через мобильные приложения, когда доставляют товар открывшиеся в немалом количество семейные фирмы – вплоть до квартиры заказчика.
«При таких заказах гарантии сохранности товара и дальнейшего сервиса на него нет. Особенно это касается крупногабаритной продукции. Например, клиент хочет, чтобы товар привезли в сохранности, тогда нужно обязательно его упаковать в коробку из дерева. А стоимость такой транспортировки выйдет дороже, чем сам товар. Я не считаю локальные казахстанские компании конкурентами. Наши конкуренты в Китае», – объясняет Диана.
Чем казахстанский бизнесмен отличается от китайского?
Каждые полгода Диана ездит в Китай на различные выставки и встречи. На взгляд предпринимательницы, китайский бизнесмен живет и работает в условиях огромной конкуренции. Если в Казахстане активное развитие e-commerce и онлайн-оплат началось 2-3 года назад, то у них бум начался в 2016 году. Казахстанское развитие рынка e-commerce отстает от китайского минимум на 3-5 лет и отечественный бизнес старается сейчас нагнать. Но временной разрыв играет важную роль.
«Если у нас один флагманский банк в финтехе, за которым следуют другие, то у них из-за большой конкуренции и огромных, по-казахстанским меркам, инвестиций и напряженной конкуренции между собой таких банков десятки. Они вынуждены быстрее придумывать и учиться новому. По моим наблюдениям, мы в Казахстане пока ходим расслабленные», – считает Диана.
По ее мнению, китайские крупные компании заходят на большие рынки США и Юго-Восточной Азии, а фирмы поменьше на рынки России и Казахстана. Пока их немного, но это вопрос двух-трех лет.
«Возможно, на меня прольется куча хейта, но я думаю, казахстанские бизнесмены будут с ними либо партнерами, либо в найме работать. То есть первый вариант – когда мы создаем бизнес вместе. Второй — в какой-то момент они заходят, и если я слабый МСБ, то просто начинаю работать на них», – откровенничает Диана.
Реально ли в 2024 году начать бизнес с 500 долларами в кармане и как зайти на маркетплейсы?
Предпринимательница уверена, что начать можно и с 500 долларов. И даже c меньшей суммой. Главное – начать. А начинать следует с анализа. Расписать, что хочет человек, сколько времени готов этому уделять в ближайшее время. И, основываясь на этом, уже прописать бизнес-план и начать делать. И не обязательно сразу увольняться с работы. Первое время лучше совмещать.
«Если бы я была бизнес-аналитиком, то сказала, обратитесь к данным и продавайте то, что хорошо продается. Но я предприниматель, который не забывает о душе, поэтому, в первую очередь, нужно найти то, что нравится. Если нравятся несколько сфер, надо ставить приоритет, что лучше будет продаваться сейчас. Если нравятся растения, покупайте саженцы и продавайте их. Не останавливаться на первом, втором и даже третьем провале», – делится Диана.
Если предприниматель горит идеей продавать на маркетплейсах, то ему нужно быть готовым к потерям. Так как опыта у него нет совсем.
«Он все равно набьет свои шишки. Где-то в минус продаст, где-то просчитается, где-то доставку дороже отправит, и это нормально. Вначале нужно поработать на опыт. Нужно хотя бы выходить в ноль и не думать, что миллионы придут сразу», – размышляет предпринимательница.
Она рекомендует учиться, ведь без базового понимания предпринимательства и экономики факапы будут продолжаться. И за них придется платить. При этом учиться нужно у тех, у кого в копилке успешные кейсы, которые можно увидеть и потрогать. В том числе и у нее. Иногда Диана консультирует действующие бизнесы.
В чем хранит сбережения и куда инвестирует директор онлайн-магазина?
Несмотря на рост своего бизнеса у предпринимательницы пока не было необходимости обращаться к финансовым консультантам. В личных финансах она полагается на свой опыт и насмотренность.
«Не держу сбережения в тенге и долларах. Из-за геополитических катаклизмов любая валюта не внушает мне доверия. Тоже самое с депозитами. Поэтому вложила немного в недвижимость. Прикупила чуть-чуть криптовалюту и на столько же акций: 50% в казахстанские и иностранные бумаги. Для меня это пока неизвестные отрасли, поэтому тестирую. Вдруг выстрелит! Главное сохранить, а дальше приумножить», – сказала Диана.
Какие статьи личных расходов самые большие?
Сейчас на первом месте по тратам – поездки. Каждые 2 месяца предпринимательница обязательно выезжает за границу на отдых и изучение новых городов и стран. На путешествия уходит около 40% доходов.
На втором месте расходы на обучение.
«Последний воркшоп за рубежом был по персональному целеполаганию и достижению. В марте прошла краткий курс по финграмотности. Ну и на третьем месте развлечения, куда входят встречи с друзьями, ужины, подарки и много чего еще», – говорит она.
На чем экономит директор?
Для учета личных расходов предпринимательница иногда составляет таблицу с доходами и расходами. Какой-то период даже вела ежедневный график, но это никак не помогло ей меньше тратить и больше копить. Правда, появление графика открыло ей глаза, куда тратится немалая часть денег.
«Я увидела, сколько трачу на еду. Вместе в заказами на дом набегала внушительная сумма. Плюс такая еда негативно влияет на здоровье. Ради эксперимента я начала готовить домашнюю пищу и физически почувствовала себя лучше. Здесь и сохранение здоровья, и экономия. Поэтому сейчас больше готовлю еду дома», – отмечает Диана.
Для анализа своих трат ей больше удобны банковские мобильные приложения, в которых можно видеть траты за нужный период и на что именно.
Какие цели ставит перед собой предпринимательница?
На ближайшие годы в планах бизнес-партнеров вырасти в 2-3 раза по объему продаж. До конца 2024 года, как минимум, в 2 раза.
«Когда мы начинали, я не была тем стартапером, который громко заявляет, что вырастет в 5 раз. Я тот человек, который делает. Получится – окей. Получится лучше, вообще круто. Сейчас мы ставим четкие цели. Но готовы к тому, что не всегда все получается с первого раза», – рассуждает Диана Айдархан.
Вам будет интересно: