«Предприниматели становятся новой элитой». Подводим итоги года для казахстанского МСБ
Мы много пишем про бизнес и для бизнеса, поэтому и итоги года посвятили ему. Поговорили с генеральным директором сообщества предпринимателей KIT Kazakhstan Бауыржаном Амирбековым — он рассказал о проблемах, с которыми сталкивались бизнесмены в 2024 году, о мерах государственной поддержки и о том, что необходимо изменить, чтобы Казахстан смог развивать малый бизнес на уровне США и Европы.
О проблемах, с которыми сталкивался МСБ в этом году (и не только)
— Одна из главных проблем — это дефицит инвестиций. Долгосрочное развитие невозможно без доступа к капиталу, а дешевые деньги для бизнеса в стране просто недоступны. Банки второго уровня не могут предложить выгодные условия: ставки слишком высоки, что делает привлечение кредитов нецелесообразным для большинства предпринимателей. Большинство владельцев бизнеса не могут позволить себе кредит под такие проценты.
Еще одна проблема в том, что многие малые и средние компании до сих пор работают без систематизации и цифровизации. Нет налаженных бизнес-процессов, что приводит к финансовым проблемам — кассовым разрывам и неполадкам в работе команд. Без внедрения автоматизации и оптимизации процессов невозможно полноценно расти и масштабироваться.
Есть вопросы с кадровым обеспечением, особенно в таких отраслях, как строительство, где требуются рабочие руки. Мы сталкиваемся с трудностями поиска квалифицированных кадров, и с каждым годом эта проблема становится все более острой. Важно понимать, что без сильной кадровой базы малый бизнес не может развиваться.
О госпрограммах по поддержке МСБ и банковской системе
— В Казахстане, к сожалению, не сложилась кластерная экономика бизнеса. Когда мы были в Китае, видели города, которые занимаются определенной сферой деятельности. Например, Шэньчжэнь специализируется на электронике, Гуанчжоу — на текстиле, Иу — на мелочах, еще один город занимается преимущественно мебелью. Кластерная экономика правильно влияет на рынок. У нас такого нет. Нет единой стратегии Казахстана по развитию малого и среднего бизнеса и нет взаимодействия государства с предпринимателями.
Многие предприниматели почти не знают о существующих госпрограммах поддержки. Если и знают, то не могут ими воспользоваться. Программы субсидирования и кредитования часто недоступны или ограничены по времени, как это бывает с программами от DAMU. Я встречал бизнесменов, которые не слышали о возможности получить помощь от государства, потому что информация о таких программах плохо распространяется.
Для крупных компаний с устойчивым финансовым потоком госпрограммы могут быть полезными. Но для малых предпринимателей они не так эффективны.
У нас в сообществе есть специальное подразделение KIT Government, которое прорабатывает инициативы, связанные с государство. И в рамках этого мы приглашаем экспертов, которые выступают перед нашими резидентами, например, по программам DAMU. На одной из встреч по грантовым программам резидентов заинтересовали, но как только мы начали прорабатывать детали — финансирование внезапно закончилось, программу закрыли до следующего года. В общем, некоторые государственные инициативы на словах звучат красиво, но на деле выглядят иначе.
Низкие налоги, приятный бизнес-климат — о позитивном
— По сравнению с другими государствами, с США, даже с ближайшими странами, у нас нормальные налоги. Мы ездили во Францию, где бизнес платит налоги по 70%. В этом смысле в Казахстане бизнесу комфортно. Пока нечего сказать насчет скорого внедрения нового Налогового кодекса, но надеюсь, что он будет создан в пользу предпринимателей. Кстати, декларирование тоже, на мой взгляд, прошло гладко — проблем с ним не было, и, как мне кажется, оно еще сильнее помогает в «обеливании» бизнеса. Также, на мой взгляд, сейчас не так часто происходят внезапные проверки бизнеса.
Кроме того, вижу, что наши бизнесмены активно растут, масштабируются, выходят на международные рынки. Растут молодые предприниматели. Думаю, что у МСБ есть все перспективы. Недавно спросил у ChatGPT, какие тренды ждут малый и средний бизнес, и получил ответ — урбанизация городов. Города будут расти, у Астаны самое позитивное будущее — уже сейчас здесь от МСБ приходит почти 50% налоговых поступлений, в будущем станет еще больше.
Также радостно видеть, что новой элитой становятся предприниматели, люди, которые что-то создают. Раньше это были звезды и чиновники, но сейчас аудитория умная, смотрит, чем человек занимается, какова философия его дела.
О будущем, трендах и том, как превратить МСБ в драйвер экономики
— Предпринимателям важно учитывать тренд на искусственный интеллект, вне зависимости от сферы деятельности. ChatGPT в этом плане очень хороший помощник — может заменить команду из 10 аналитиков, которая подготовит развернутый отчет. Можно практиковать языки, улучшать навыки деловой переписки, также мы с его помощью определяем суперталанты предпринимателя. У нас есть определенные тесты, которые загружаем в GPT, а чат анализирует результаты и предлагает лучшие решения. Также планируем сделать интеграцию, чтобы в отделе продаж переписку с клиентами вел ChatGPT.
Конечно, бизнесу сейчас необходимо озаботиться и цифровизацией, потому что это еще один важный тренд. Важна правильная команда из продвинутых специалистов. Учитывайте, что сейчас молодые сотрудники работают не столько за деньги, сколько за идею. Им нужно давать смысл, тогда будут топить за компанию. Поэтому бизнес должен быть созидательным. И еще активнее будут расти компании с сильной корпоративной культурой.
Чтобы МСБ получил виток развития, нам пора менять банковскую систему. Наши банки зарабатывают на высоких процентных ставках, а не на поддержке реального сектора. В Европе и США бизнесу предлагают дешевые кредиты, что способствует росту экономики. У бизнеса есть больше инструментов, развиваются быстрее, компании быстро привлекают и частных инвесторов. В это время в Казахстане предприниматели вынуждены платить высокие проценты, что тормозит развитие. Поэтому без реформирования банковской системы сложно будет превратить МСБ в драйвер экономики.
О пожеланиях бизнеса на 2025 год
— Я бы загадал единую политику по развитию МСБ на уровне государства. Хотелось бы создать проектный офис на госуровне, в котором будут состоять предприниматели и помогать государству выстраивать правильную стратегия развития бизнес-сообщества. Можно развивать города, хабы, например, тот же Актау сделать точкой притяжения — урбанизация дает импульс развитию МСБ.
И еще одна идея — создание Дома для бизнеса. Подобный мы видели во время визита в Баку на встрече с местными бизнесменами. Это центр притяжения, где базируются представители 35 госорганов, скажем так, единый ЦОН для бизнеса. Есть коворкинг, зона стартапов, таможенные службы, логистика. Все в одном месте, поэтому решения принимаются быстро. Туда даже приходят министры для отчетных встреч с бизнесом. Нам очень нужен аналогичный — и мы уже занимаемся этим вопросом. Недавно основатель нашего сообщества встречался с акимом города и заинтересовал его предложением. Надеюсь, что эта идея воплотится в жизнь.
Если наши госорганы будут взаимодействовать с бизнесом, состав госслужащих помолодеет и не будет бояться ответственности, появятся проектные офисы, то экономика будет расти. Вот такое пожелание на Новый год.
О сообществе KIT Kazakhstan
KIT — сообщество предпринимателей, которое работает 6 лет, уже в 6 городах Казахстана и в 7 странах мира. В состав сообщества входит более 400 предпринимателей. Основная миссия — объединение предпринимателей для развития предпринимательства. KIT Kazakhstan позиционирует себя как территория трансформации, где бизнесмены сообща развивают свои личные и профессиональные качества. В США действует фонд KIT Investment, помогающий в привлечении инвестиций. В сообщество также входит 18 клубов, например, KIT Women для деловых женщин или KIT Global, куда входят только резиденты с оборотом выше 20 млн долларов. Как отмечает Бауыржан Амирбеков, суть работы KIT Kazakhstan в том, чтобы взрастить профессиональных бизнесменов, которые смогут выстраивать системный, успешный, экологичный бизнес.