Растущий спрос, баталии вокруг новшеств. Что происходит на автомобильном рынке Казахстана
Последние месяцы были богаты на новости для автолюбителей. Редактор Digital Business Finance собрала самые важные из них, поговорила с экспертом о причинах некоторых нововведений и прогнозах и изучила тенденции на казахстанском авторынке.
Что произошло на автомобильном рынке? Главные новшества
- С 1 января 2025 года по 31 декабря 2026 года планируют не учитывать долговую нагрузку заемщика при оформлении автокредита. Временно отменят требования по коэффициенту долговой нагрузки для кредитов на новые автомобили с первоначальным взносом более 50% и на подержанные машины до 3 лет при взносе от 30 до 50%.
- Автострахование может подорожать для водителей, нарушающих ПДД. Согласно проекту автомобилистов-нарушителей будут «демотивировать» за неаккуратную езду. Им придется платить за страховку больше, а выплаты по их страховым случаям будут меньше.
- С 4 декабря в Казахстане официально начали штрафовать за превышение средней скорости. Суммы взысканий варьируются от 5 до 40 МРП (от 18 460 до 147 680 тенге). Почти 150 тысяч тенге заплатят те, кто превысит скорость более чем на 60 км/ч.
- С 1 декабря изменилась схема ввоза транспортных средств в Казахстан. Физлицам теперь можно ввозить в страну раз в год одно новое или б/у авто, оформляя его по СБКТС и растамаживая как товар для личного пользования. Все последующие попытки ввоза будут расцениваться как предпринимательская деятельность.
Ради кого поправки и новые законы?
Введение новых правил и поправок вызвало дискуссии — кому больше всех выгодно работать в новых условиях? Одним из бурно обсуждаемых вариантов стало предположение о важности новшеств для официальных автодилеров. Например, общественный деятель и лидер движения «Нет утильсбору!» Санжар Бокаев в интервью Forbes Kazakhstan нелестно отозвался о нововведениях и заявил, что «правительство умышленно вводит монополию на ввоз и торговлю автомобилями». По его мнению, эти нормы помогут лишь официальным дилерам и спровоцируют рост цен.
Официальные лица объясняют — это необходимо для борьбы с серым импортом. Более того, норму не назовешь инновацией.
«В первую очередь я бы хотел объяснить две вещи. Ввоз автомобилей в страну по этим правилам действует с 2015 года. То есть никаких изменений в правилах не было. Второе, я просто приведу два факта. В 2023 году у нас были случаи, когда один человек взял 793 автомобиля, 34 человека у нас завезли более 100 автомобилей. То есть по всем признакам они занимаются предпринимательской деятельностью», — объяснял глава министерства промышленности и строительства РК Канат Шарлапаев.
В Минпроме объяснили, что обновленный порядок защитит и покупателей машин в Казахстане. Для продажи автомобиля юрлицо обязано будет заключить письменный договор с указанием полной стоимости ТС. И в дальнейшем это избавит покупателя от юридических неприятностей.
«Попытка государства привести в порядок эту «серую» часть рынка вполне справедлива и обоснована»
Генеральный директор Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян не согласен с тезисами о попытках монополизации. По его мнению, информацию действительно неверно истолковали.
«Информация о том, что государство якобы планирует «лимитировать» покупку автомобилей за рубежом, как видно, нуждается в некоторых уточнениях. Если речь идет о том, что физлицо завозит автомобиль для личного пользования, то какого-то нонсенса в этом нет, потому как уже много лет цикл первичного использования автомобилей на нашем рынке длится 3-5 лет. Лишь после этого срока подавляющее большинство потребителей задумывается об обновлении авто.
Другое дело, что зачастую автомобили завозятся физлицами для перепродажи, но это — бизнес, которым вправе заниматься любой желающий. Однако бизнес-деятельность подразумевает и фискальную ответственность. В этом смысле попытка государства привести в порядок эту «серую» часть рынка вполне справедлива и обоснована. Единственный нюанс — пожалуй, недостаточное толкование инициативы, отсюда и спекуляции в информационном поле.
Что касается автокредитования. По сути, корректировка правил сводится к тому, что автомобиль выступает в качестве залога, а размер первоначального взноса учитывается как один из критериев при скоринге. Это нормальная практика, при которой помимо имеющейся долговой нагрузки заемщика учитывается стоимость залога и сумма первоначального взноса», — говорит эксперт.
Производство автомобилей в Казахстане — блажь или результат высокого спроса?
Обсуждения основательно затронули тему импортированных автомобилей иностранного производства. Что же происходит с местным автопромом? Советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов настроен не самым позитивным образом.
«Отечественный автопром получает значительные субсидии от государства в виде инвестиционных субсидий, сниженных налогов, льготного кредитования, льготного предоставления земельных участков и инфраструктуры и так далее. Такая госпомощь полностью финансируется за счет налогоплательщиков (населения и бизнеса) и составляет доход владельцев автосборочных предприятий, а не приводит к росту высокотехнологичного экспорта из Казахстана.
(…) Для создания эффективного и конкурентоспособного автомобилестроения в любой стране очень важен эффект масштаба производства. Наш внутренний рынок очень маленький, поэтому без массового производства автомобилей для экспорта в другие страны любой автомобиль, произведенный в Казахстане, будет стоить дороже импорта. Поскольку в Китае, в Корее или даже в России масштабы производства на порядок выше, чем в Казахстане. Если прекратить государственную поддержку отечественных автопроизводителей в Казахстан, то автомобилестроение в Казахстане обречено на провал из-за очень малого объема производства, высокой себестоимости продукции, полной зависимости от зарубежных технологий и слабого внутреннего спроса», — говорится в публикации эксперта.
Статистика отечественного авторынка при этом выглядит обнадеживающе. В сентябре «Казахстанский автомобильный союз» сообщил, что девять из десяти самых популярных моделей машин произведены в Казахстане.
По данным Союза, в августе 2024 года на территории Казахстана официальными дилерами продано 17 тыс. 829 новых легковых и коммерческих автомобилей, на 2,2% меньше, чем в августе прошлого года. Всего же за 8 месяцев было продано 119 тыс. 225 автомобилей, что на 0,9% меньше, чем в январе-августе прошлого года.
«В топ-10 самых популярных моделей в августе — девять моделей из десяти произведены в Казахстане. Что является подтверждением устойчивого развития отечественного автопрома и высоким уровнем доверия потребителей к казахстанской продукции. На рынке по-прежнему наблюдается изменение предпочтений потребителей по типам комплектаций автомобилей. Вслед за этим наблюдаются изменения и в производственной гамме транспортных средств», — отмечает президент Анар Макашева.
Что нас ждет на авторынке?
«Если говорить о ценах в перспективе, то опыт мирового авторынка на отрезке со второй половины 2019 по первую половину 2023-го отчетливо демонстрирует, насколько такая отрасль, как автопром, чувствительна к внешним потрясениям. Поэтому базово нужно отметить: ключевую роль в ценовой динамике имеет соотношение спроса и предложения на мировом рынке, условия логистики, а также стабильность на сырьевом и валютном рынках. Так что при условии отсутствия потрясений можно предположить, что, с высокой вероятностью, цены будут стабильны.
В двух ключевых сегментах — 5-10 млн и 10-20 млн тенге участники рынка будут расширять линейку предлагаемых моделей. В последние несколько лет ТОП составляют как раз модели этих двух ценовых сегментов, причем их доли очень близки. И если рост предложений в сегменте 10-20 млн — это во многом вопрос политики бренда и наращивания рыночных позиций, то рост предложений в цене 5-10 млн — это работа по постепенному переводу части покупателей из сегмента подержанных авто в раздел новых автомобилей», — сказал автоэксперт Артур Мискарян и добавил, что спрос продолжает расти по всем сегментам.