«Хочу сделать удобную платформу для детей и их родителей». Как инженер-нефтяник из Алматы создает маркетплейс детских товаров
Выучившись на инженера и проработав 7 лет на буровых станциях в разных уголках мира, Жанна Казакбаева решила перезагрузить карьеру. Но с чего начать свой путь в предпринимательстве? Наша героиня, находясь в декрете, думала над вариантами. Решила поучаствовать в третьей по счету глобальной инициативе «She’s Next, Empowered by Visa» в Казахстане и… победила в одной из номинаций! Теперь говорит, что это был поворотный момент. Больше никакого найма, а только путь к своему делу. Историей Жанны Digital Business Finance продолжает цикл материалов о предпринимательницах в Казахстане.
О проекте
She’s Next, Empowered by Visa − инициатива, направленная на поддержку женского предпринимательства во всех регионах Казахстана. Партнером программы уже второй год выступает крупнейший банк страны Halyk. В этом году свои проекты представили 12 девушек. Четыре из них получили гранты от организаторов и спонсоров на развитие своего дела на общую сумму 20 млн тенге.
Видео уже на нашем канале на YouTube. Подписывайтесь!
Физмат, «Реал Мадрид» и свадьба
Жанне Казакбаевой 30 лет. Девушка родилась и выросла в Алматы. С детства увлекалась точными науками, поэтому после 8 класса перешла в физико-математическую школу, которую успешно окончила. Над выбором профессии долго не думала.
«Так как я увлекалась физикой, математикой и химией, то выбор был очевиден. Поступила на грант в Назарбаев Университет на специальность „Химическая инженерия“», — рассказывает Жанна.
Пять лет девушка жила и училась в Астане. Интересная деталь: кроме технических наук, Жанна с детства увлекается футболом. А в школе и университете даже играла за женскую сборную — полузащитником. Любимый клуб — «Реал Мадрид».
В 2021-м наша героиня вышла замуж. С будущим мужем были знакомы еще с детского сада, а во взрослой жизни встретились лишь через много лет на свадьбе сестры Жанны. С тех пор неразлучны.
Работа в спецодежде и тяжелых ботинках
Перед самым окончанием университета Жанна взялась за поиски работы. Девушка выслала резюме и прошла несколько этапов собеседований в международную нефтесервисную компанию на должность инженера по бурению. Оффер пришел в день получения диплома.
«Во время учебы я понимала, что хочу работать в нефтянке и именно в бурении. Так и получилось. Да, это спецодежда, тяжелые ботинки — но мне нравился такой динамичный и в чем-то экстремальный труд. Мы постоянно обучались на различных курсах и тренингах, даже в Абу-Даби летали», — вспоминает Жанна.
Первые три года она работала на буровых вахтовым методом в формате 28 на 28 дней. География — Западный Казахстан, Россия, Ближний Восток. Для девушки такой график точно был непростым. Да и сложных ситуаций хватало. Вскоре Жанну повысили до инженера.
«Когда работала в офисе в Москве, пришлось срочно выехать на буровую на Крайнем Севере. Там возникли геологические проблемы. Не могли добурить скважину. Дело было в январе, температура доходила до минус 60 градусов. Я взяла процесс под контроль: проанализировала данные, пересмотрела программу бурения и лично провела инструктаж с командой. Пришлось буквально встать к пульту управления, чтобы внедрить изменения в реальном времени. Этим проектом я горжусь, потому что в дальнейшем мы получили контракт на несколько миллионов долларов. Этот опыт научил меня, что даже в самых сложных условиях решительность и командная работа приводят к успеху», — вспоминает Жанна.
На месторождениях девушка планировала операции по бурению скважин, руководила полевой командой, проверяла и утверждала отчеты о выполненных работах. За 7 лет в разных нефтяных компаниях Жанна успела поработать не только в Казахстане и России, но и в Кувейте, ОАЭ и Омане. Перед тем как выйти в декрет она занимала должность менеджера проектов и уже работала в офисе.
Идея бизнеса и участие в конкурсе от Visa
Вроде бы все отлично: и работа, и зарплата. Но Жанна говорит, что всегда мечтала о собственном деле. Чем именно хочет заниматься, поняла в декрете.
«Сидела дома с ребенком и начала активно изучать тему раннего развития детей. Прослушала множество онлайн-курсов, подкастов, прочитала много книг и решила, что для гармоничного развития ребенку нужны короткие, но регулярные занятия. Идея была в том, чтобы дополнить уроки качественными экологичными игрушками, тогда мальчишки и девчонки будут развиваться быстрее и лучше», — говорит Жанна.
Первоначальной задумкой девушки был сервис подписки на развивающие наборы (по физике, химии и т.д.). Комплекты разные — в зависимости от возраста. Для малышей сервис предоставлял бы наборы для развития моторики. Свой проект Жанна назвала Botaqan. Его и заявила в начале конкурса от Visa.
О проекте «She’s Next», к слову, Жанна узнала случайно — увидела рекламу в Instagram. На первом этапе участницы слушали онлайн-лекции и проходили тестирование.
«Старательно конспектировала все занятия. Следующим этапом было написание бизнес-плана. Слушала других участниц и понимала, что у меня сильные конкуренты. Когда узнала, что прошла в финал, была удивлена. Если честно, я была недовольна своим выступлением, из-за волнения все пошло не так, как планировала. Но жюри отметило новизну моей идеи и то, что на рынке нет аналогов», — говорит Жанна.
Победительнице в категории «Начинающий бизнес» досталось 7 млн тенге.
«Разворот» идеи
Уже после презентации своей бизнес-идеи Жанна Казакбаева задумалась о смене направления. Старший вице-президент и региональный менеджер компании Visa в 17 странах Кристина Дорош, которая была в жюри конкурса, посоветовала девушке масштабировать проект до локального маркетплейса. Предложение заинтересовало.
Через несколько недель Жанна отправилась за границу учиться по программе TechWomen, предназначенной для женщин, работающих в технических индустриях. Ее выбрали из более чем 6000 кандидатов.
«За шесть недель в США я поговорила со многими основателями стартапов в индустрии детских товаров. Проанализировала их опыт, вспомнила совет Кристины и приняла решение масштабировать свою идею до сервиса по перепродаже детских товаров, то есть, до маркетплейса», — объясняет Жанна.
Как будет работать маркетплейс
Локальный маркетплейс будет специализироваться на перепродаже родителями товаров для детей: игрушек, колясок, одежды и т.д. В основе — полноценная платформа, на которой мамы и папы смогут зарегистрироваться и загрузить вещи, которые хотят продать. Все это не просто удобно, но и, что важно, безопасно.
Жанна пока не ограничивает товары возрастом детей, хотя основное внимание будет уделено вещам для новорожденных и дошкольников. На первых порах сервис сосредоточен на Алматы, но в дальнейшем планируется масштабирование в Астану, Шымкент, другие регионы Казахстана, а затем и в страны Центральной Азии.
«Мы планируем обеспечить безопасное проведение онлайн-оплаты и удобную логистику. После регистрации на сайте родитель загружает свой товар, договаривается о цене с потенциальным покупателем. А далее все сделает сервис: заберем товар у продавца, доставим его клиенту и проведем оплату. Таким образом исключим случаи мошенничества, когда злоумышленники берут плату за товар переводом, но не отправляют его. Или присылают не то. Или вовсе кидают спам-ссылки (якобы от Казпочты, СДЭК и т.д.), через которые у пользователя списываются деньги с карты. Я хочу сделать безопасную и удобную платформу для детей и их родителей», — расставляет акценты Жанна.
Зарабатывать маркетплейс будет за счет 10%-ной комиссии с каждой сделки со стороны продавца. Жанна подчеркивает, что аналогичной платформы в Казахстане пока нет. На рынке работают только сервисы по аренде и перепродаже одежды.
«Сейчас я активно формирую команду единомышленников. У меня уже есть три программиста, которые пишут код для веб-сайта и мобильного приложения на iOS и Android. Также я ищу опытных маркетологов и продажников», — добавляет предпринимательница.
Где еще найти инвестиции?
Партнер She’s Next, Halyk, предоставляет победительницам кредит на развитие бизнеса в 40 млн тенге под льготные 8% годовых. Пока Жанна обдумывает предложение.
«С Halyk я пока не обсуждала возможность кредитования. Ставка по кредиту звучит привлекательно, но мне нужно время, чтобы все взвесить. Кроме кредита планирую участвовать в акселераторах, чтобы презентовать идею бизнес-ангелам и инвесторам и получить от них финансирование», — делится планами Жанна.
Для нее, напомним, это первый собственный бизнес. Недавно зарегистрировала ИП. Офиса пока нет, но в будущем она планирует арендовать помещение и расширить коллектив. Декрет у девушки заканчивается через год, но Жанна настолько вдохновлена идеей бизнеса, что о возвращении в нефтегазовую отрасль не думает.
«Я аккуратно отношусь к выигранным деньгам. Стараюсь, чтобы не было лишних трат. Цель — уложиться в призовой бюджет для создания MVP. Также у меня есть резервные деньги. Это мои накопления — 3 млн тенге. Хочется создать прототип, запустить его на рынок, получить обратную связь от пользователей и далее привлекать финансирование в больших масштабах», — продолжает Жанна.
По ее подсчетам, 10 млн тенге точно должно хватить.
Как войти в сообщество предпринимательниц
Во время финала конкурса She’s Next Жанна познакомилась с CEO Global Nomads и основательницей женского клуба She’s Community Ириной Апенко. Она предоставила финалисткам полугодовое членство в комьюнити, где проходят нетворкинги и бизнес-завтраки для предпринимателей.
«Для меня это была большая радость, потому что я давно хотела стать частью этого комьюнити. Планирую активно вовлекаться, подавать заявки на различные инкубации и акселерации», — говорит Жанна.
3 вопроса, с которыми столкнулась Жанна на этапе запуска бизнеса
1. Переход из корпоративного мира в предпринимательство
После многолетней работы в нефтегазовой индустрии Жанне пришлось адаптироваться к совершенно новому формату. Привыкла к четкой структуре и неограниченным ресурсам в крупной компании, а теперь нужно самостоятельно принимать решения, выстраивать процессы с нуля и брать на себя больше рисков. Но — в этом и есть прелесть предпринимательства!
2. Ограниченные ресурсы
Запуск бизнеса потребовал тщательного управления временем, финансами и доступными ресурсами. Организация команды, разработка MVP и привлечение инвестиций стали настоящими вызовами, требующими строгого планирования и приоретизации.
3. Нехватка опыта в сфере стартапов
Несмотря на сильный технический и управленческий бэкграунд, мир стартапов и маркетплейсов оказался для нашей героини новой территорией. Жанне пришлось быстро осваивать маркетинговые и цифровые стратегии, а также создавать продукт, ориентированный на потребителя, с учетом особенностей казахстанского рынка.
При этом все трудности, уверена героиня, можно преодолеть.
MVP создадут до конца 2024 года, а выход на рынок намечен на конец февраля 2025-го. Пока все идет по плану!
Вам может быть интересно
«Я верила, что должна идти дальше». Как казахстанка создает в Талгаре школу своей мечты