«Хочу сделать удобную платформу для детей и их родителей». Как инженер-нефтяник из Алматы создает маркетплейс детских товаров

Читайте Finance в Telegram!
Опубликовано: 29.11.2024, 09:03

Выучившись на инженера и проработав 7 лет на буровых станциях в разных уголках мира, Жанна Казакбаева решила перезагрузить карьеру. Но с чего начать свой путь в предпринимательстве? Наша героиня, находясь в декрете, думала над вариантами. Решила поучаствовать в третьей по счету глобальной инициативе «She’s Next, Empowered by Visa» в Казахстане и… победила в одной из номинаций! Теперь говорит, что это был поворотный момент. Больше никакого найма, а только путь к своему делу. Историей Жанны Digital Business Finance продолжает цикл материалов о предпринимательницах в Казахстане.

О проекте 

She’s Next, Empowered by Visa − инициатива, направленная на поддержку женского предпринимательства во всех регионах Казахстана. Партнером программы уже второй год выступает крупнейший банк страны Halyk. В этом году свои проекты представили 12 девушек. Четыре из них получили гранты от организаторов и спонсоров на развитие своего дела на общую сумму 20 млн тенге.

Видео уже на нашем канале на YouTube. Подписывайтесь!

 

Физмат, «Реал Мадрид» и свадьба

Жанне Казакбаевой 30 лет. Девушка родилась и выросла в Алматы. С детства увлекалась точными науками, поэтому после 8 класса перешла в физико-математическую школу, которую успешно окончила. Над выбором профессии долго не думала.

«Так как я увлекалась физикой, математикой и химией, то выбор был очевиден. Поступила на грант в Назарбаев Университет на специальность „Химическая инженерия“», — рассказывает Жанна.

Пять лет девушка жила и училась в Астане. Интересная деталь: кроме технических наук, Жанна с детства увлекается футболом. А в школе и университете даже играла за женскую сборную — полузащитником. Любимый клуб — «Реал Мадрид».

Фото из личного архива Жанны Казакбаевой

В 2021-м наша героиня вышла замуж. С будущим мужем были знакомы еще с детского сада, а во взрослой жизни встретились лишь через много лет на свадьбе сестры Жанны. С тех пор неразлучны.

Работа в спецодежде и тяжелых ботинках

Перед самым окончанием университета Жанна взялась за поиски работы. Девушка выслала резюме и прошла несколько этапов собеседований в международную нефтесервисную компанию на должность инженера по бурению. Оффер пришел в день получения диплома.

«Во время учебы я понимала, что хочу работать в нефтянке и именно в бурении. Так и получилось. Да, это спецодежда, тяжелые ботинки — но мне нравился такой динамичный и в чем-то экстремальный труд. Мы постоянно обучались на различных курсах и тренингах, даже в Абу-Даби летали», — вспоминает Жанна.

Первые три года она работала на буровых вахтовым методом в формате 28 на 28 дней. География — Западный Казахстан, Россия,  Ближний Восток. Для девушки такой график точно был непростым. Да и сложных ситуаций хватало. Вскоре Жанну повысили до инженера.

«Когда работала в офисе в Москве, пришлось срочно выехать на буровую на Крайнем Севере. Там возникли геологические проблемы. Не могли добурить скважину. Дело было в январе, температура доходила до минус 60 градусов. Я взяла процесс под контроль: проанализировала данные, пересмотрела программу бурения и лично провела инструктаж с командой. Пришлось буквально встать к пульту управления, чтобы внедрить изменения в реальном времени. Этим проектом я горжусь, потому что в дальнейшем мы получили контракт на несколько миллионов долларов. Этот опыт научил меня, что даже в самых сложных условиях решительность и командная работа приводят к успеху», — вспоминает Жанна.

На месторождениях девушка планировала операции по бурению скважин, руководила полевой командой, проверяла и утверждала отчеты о выполненных работах. За 7 лет в разных нефтяных компаниях Жанна успела поработать не только в Казахстане и России, но и в Кувейте, ОАЭ и Омане. Перед тем как выйти в декрет она занимала должность менеджера проектов и уже работала в офисе.

Идея бизнеса и участие в конкурсе от Visa

Вроде бы все отлично: и работа, и зарплата. Но Жанна говорит, что всегда мечтала о собственном деле. Чем именно хочет заниматься, поняла в декрете.

«Сидела дома с ребенком и начала активно изучать тему раннего развития детей. Прослушала множество онлайн-курсов, подкастов, прочитала много книг и решила, что для гармоничного развития ребенку нужны короткие, но регулярные занятия. Идея была в том, чтобы дополнить уроки качественными экологичными игрушками, тогда мальчишки и девчонки будут развиваться быстрее и лучше», — говорит Жанна.

Первоначальной задумкой девушки был сервис подписки на развивающие наборы (по физике, химии и т.д.). Комплекты разные — в зависимости от возраста. Для малышей сервис предоставлял бы наборы для развития моторики. Свой проект Жанна назвала Botaqan. Его и заявила в начале конкурса от Visa.

О проекте «She’s Next», к слову, Жанна узнала случайно — увидела рекламу в Instagram. На первом этапе участницы слушали онлайн-лекции и проходили тестирование.

«Старательно конспектировала все занятия. Следующим этапом было написание бизнес-плана. Слушала других участниц и понимала, что у меня сильные конкуренты. Когда узнала, что прошла в финал, была удивлена. Если честно, я была недовольна своим выступлением, из-за волнения все пошло не так, как планировала. Но жюри отметило новизну моей идеи и то, что на рынке нет аналогов», — говорит Жанна.

Победительнице в категории «Начинающий бизнес» досталось 7 млн тенге.

«Разворот» идеи

Уже после презентации своей бизнес-идеи Жанна Казакбаева задумалась о смене направления. Старший вице-президент и региональный менеджер компании Visa в 17 странах Кристина Дорош, которая была в жюри конкурса, посоветовала девушке масштабировать проект до локального маркетплейса. Предложение заинтересовало.

Через несколько недель Жанна отправилась за границу учиться по программе TechWomen, предназначенной для женщин, работающих в технических индустриях. Ее выбрали из более чем 6000 кандидатов.

«За шесть недель в США я поговорила со многими основателями стартапов в индустрии детских товаров. Проанализировала их опыт, вспомнила совет Кристины и приняла решение масштабировать свою идею до сервиса по перепродаже детских товаров, то есть, до маркетплейса», — объясняет Жанна.

Как будет работать маркетплейс

Локальный маркетплейс будет специализироваться на перепродаже родителями товаров для детей: игрушек, колясок, одежды и т.д. В основе — полноценная платформа, на которой мамы и папы смогут зарегистрироваться и загрузить вещи, которые хотят продать. Все это не просто удобно, но и, что важно, безопасно.

Жанна пока не ограничивает товары возрастом детей, хотя основное внимание будет уделено вещам для новорожденных и дошкольников. На первых порах сервис сосредоточен на Алматы, но в дальнейшем планируется масштабирование в Астану, Шымкент, другие регионы Казахстана, а затем и в страны Центральной Азии.

«Мы планируем обеспечить безопасное проведение онлайн-оплаты и удобную логистику. После регистрации на сайте родитель загружает свой товар, договаривается о цене с потенциальным покупателем. А далее все сделает сервис: заберем товар у продавца, доставим его клиенту и проведем оплату. Таким образом исключим случаи мошенничества, когда злоумышленники берут плату за товар переводом, но не отправляют его. Или присылают не то. Или вовсе кидают спам-ссылки (якобы от Казпочты, СДЭК и т.д.), через которые у пользователя списываются деньги с карты. Я хочу сделать безопасную и удобную платформу для детей и их родителей», — расставляет акценты Жанна.

Зарабатывать маркетплейс будет за счет 10%-ной комиссии с каждой сделки со стороны продавца. Жанна подчеркивает, что аналогичной платформы в Казахстане пока нет. На рынке работают только сервисы по аренде и перепродаже одежды.

«Сейчас я активно формирую команду единомышленников. У меня уже есть три программиста, которые пишут код для веб-сайта и мобильного приложения на iOS и Android. Также я ищу опытных маркетологов и продажников», — добавляет предпринимательница.

Где еще найти инвестиции?

Партнер She’s Next, Halyk, предоставляет победительницам кредит на развитие бизнеса в 40 млн тенге под льготные 8% годовых. Пока Жанна обдумывает предложение.

«С Halyk я пока не обсуждала возможность кредитования. Ставка по кредиту звучит привлекательно, но мне нужно время, чтобы все взвесить. Кроме кредита планирую участвовать в акселераторах, чтобы презентовать идею бизнес-ангелам и инвесторам и получить от них финансирование», — делится планами Жанна.

Для нее, напомним, это первый собственный бизнес. Недавно зарегистрировала ИП. Офиса пока нет, но в будущем она планирует арендовать помещение и расширить коллектив. Декрет у девушки заканчивается через год, но Жанна настолько вдохновлена идеей бизнеса, что о возвращении в нефтегазовую отрасль не думает.

«Я аккуратно отношусь к выигранным деньгам. Стараюсь, чтобы не было лишних трат. Цель — уложиться в призовой бюджет для создания MVP. Также у меня есть резервные деньги. Это мои накопления — 3 млн тенге. Хочется создать прототип, запустить его на рынок, получить обратную связь от пользователей и далее привлекать финансирование в больших масштабах», — продолжает Жанна.

По ее подсчетам, 10 млн тенге точно должно хватить.

Как войти в сообщество предпринимательниц

Во время финала конкурса She’s Next Жанна познакомилась с CEO Global Nomads и основательницей женского клуба She’s Community Ириной Апенко. Она предоставила финалисткам полугодовое членство в комьюнити, где проходят нетворкинги и бизнес-завтраки для предпринимателей.

«Для меня это была большая радость, потому что я давно хотела стать частью этого комьюнити. Планирую активно вовлекаться, подавать заявки на различные инкубации и акселерации», — говорит Жанна.

3 вопроса, с которыми столкнулась Жанна на этапе запуска бизнеса

1. Переход из корпоративного мира в предпринимательство

После многолетней работы в нефтегазовой индустрии Жанне пришлось адаптироваться к совершенно новому формату. Привыкла к четкой структуре и неограниченным ресурсам в крупной компании, а теперь нужно самостоятельно принимать решения, выстраивать процессы с нуля и брать на себя больше рисков. Но — в этом и есть прелесть предпринимательства!

2. Ограниченные ресурсы

Запуск бизнеса потребовал тщательного управления временем, финансами и доступными ресурсами. Организация команды, разработка MVP и привлечение инвестиций стали настоящими вызовами, требующими строгого планирования и приоретизации.

3. Нехватка опыта в сфере стартапов

Несмотря на сильный технический и управленческий бэкграунд, мир стартапов и маркетплейсов оказался для нашей героини новой территорией. Жанне пришлось быстро осваивать маркетинговые и цифровые стратегии, а также создавать продукт, ориентированный на потребителя, с учетом особенностей казахстанского рынка.

При этом все трудности, уверена героиня, можно преодолеть.

«Сейчас мое дело на первом месте. Оставшийся декретный год намерена посвятить развитию своего бизнеса. Но пока со старой работы не уволилась. Мои бывшие коллеги в курсе и ждут запуска стартапа. Многие — сами родители и не знают, что делать с детскими вещами и игрушками, которые у них хранятся дома», — говорит Жанна.

MVP создадут до конца 2024 года, а выход на рынок намечен на конец февраля 2025-го. Пока все идет по плану!

Вам может быть интересно

«Я верила, что должна идти дальше». Как казахстанка создает в Талгаре школу своей мечты