Межбанковский QR: перейдут ли на него Kaspi и Halyk? Разговор с экспертом

Читайте Finance в Telegram!
Опубликовано: 25.11.2024, 12:32

В ноябре на Конгрессе финансистов в Алматы презентовали одно из самых ожидаемых финтех-решений — межбанковские QR-платежи. Новая система позволит оплачивать покупки с помощью QR-кодов независимо от приложения и терминала банка. Проект разработан Национальной платежной корпорацией Нацбанка Казахстана вместе с банками второго уровня.

Digital Business Finance пообщался с экспертом сферы финтеха, CEO TipTop Pay Kazakhstan Владимиром Джабаровым и узнал, кому будет удобен межбанковский QR, а кому нет.

3 цитаты из интервью

  1. «Если подходить к этому с экономической точки зрения, то возникает вопрос, при каких условиях Kaspi будет выгодно пустить на этот рынок и в свою систему другие банки».
  2. «Сейчас ребята в Kaspi, я думаю, прекрасно понимают, что сильно заигрываться нельзя. Потому что того серьезного преимущества, которого они добились до пандемии, у них больше нет».
  3. «Мы привыкли к так называемым банковским плюшкам, от которых не хотим отказываться, но при этом не хотим знать, откуда они берутся. Один из драйверов широкого распространения безналичных платежей — кешбэки, а они берутся из тарифа. И чем ниже тариф, собственно, тем или меньше кешбэки, или они просто превращаются в ноль».

«Рынок создал Kaspi»

— Владимир, с 2025 года заработает межбанковская система QR-платежей, которую разрабатывает Нацбанк. Пока в системе 7 банков, но, судя по всему, основных игроков Kaspi и Halyk в ней нет. Как думаете, в чем причина?

— Это важный вопрос, и я попытаюсь объяснить, почему. В теме QR-системы два момента. Для начала, когда мы говорим о межбанковском или едином QR-коде, важно понимать, кто создал этот рынок и кто основной игрок на нем.

По моему (и не только) мнению, рынок создал Kaspi. И, судя по количеству его пользователей (месячная активная аудитория приложения Kaspi превышает 14 млн пользователей – прим. Digital Business), он же основной игрок. Если подходить к этому с экономической точки зрения, то возникает вопрос, при каких условиях Kaspi будет выгодно пустить на этот рынок и в свою систему другие банки.

Во-вторых, в начале сентября произошел интересный кейс, а именно: Home Credit Bank провел интеграцию с Kaspi, который, по сути, пустил их в свою систему, и теперь клиенты Home Credit Bank могут оплачивать QR-кодом в терминалах Kaspi.

Поэтому межбанковская QR-система Нацбанка и Национальной платежной корпорации и коллаборация Kaspi и Home Credit Bank — это, на мой взгляд, две параллельные истории, за которыми будет интересно наблюдать. Первая анонсирована как единый QR-код, а вторая подразумевает под собой историю тоже про единый QR-код, только на базе Kaspi банка.

— Но на том же Конгрессе глава Нацбанка сказал, что в ближайшем будущем в закон будет введена норма об обязательном участии всех банков в новой системе. Что будет, если и Kaspi, и Halyk обяжут участвовать?

— Если помните, два года назад запустили Систему Мгновенных Платежей (СМП), в которую на сегодня входят 10 банков, но в их числе нет как раз Kaspi и Halyk. То есть технически система работает, но без двух ключевых игроков. А без них эта система экономически мало кому интересна. Теоретически можно заставить эти два банка подключиться к системе, которую создает Нацбанк, но структура, построенная на директивах, когда нет экономической выгоды, а только потери у основного игрока, — она, как правило, плохо работает.

Поэтому история, когда эти два банка директивно подключат, возможна, но будет ли это эффективно работать — очень большой вопрос.

Кроме того, здесь есть важный вопрос в части тарифов. Допустим, по бизнес-показателям рынок сейчас принадлежит Kaspi. Здесь мы снова сталкиваемся с двумя важными моментами.

Первый — это технический стандарт QR-кода. Kaspi использует один технический стандарт, который отличается от того, который предлагает Нацбанк. И если Kaspi все-таки будет подключаться к системе Нацбанка, то ему придется переделывать свой стандарт, что в моем представлении выглядит странно. То есть игрок, который контролирует больше 90% рынка, должен подстраиваться под систему, созданную не под него.

И второй фундаментальный вопрос — это вопрос тарифов. Сейчас Kaspi зарабатывает условный 1% от оборота. Но Нацбанк как главный оператор системы тоже должен будет получать комиссию, плюс свой процент должен получать банк, который будет использовать QR. Соответственно, Kaspi будет получать меньше.

В этом случае закономерно спросить, зачем ему подключаться к новой системе? Чтобы меньше зарабатывать?..

«Не надо быть гением, чтобы понять, что Kaspi нашел что-то выгодное»

— Тогда я тоже закономерно спрошу, при каких условиях Kaspi вдруг может стать выгодно участие в СМП или разрешить другим банкам вход в свою систему, как в примере с Home Credit?

— Для меня это пока сложный вопрос. Но они профессиональные ребята, и, вероятно, в случае с Home Credit они нашли для себя какие-то бенефиты. Либо их логика здесь в том, что они предполагали, что рано или поздно их могут заставить, так не лучше ли заблаговременно возглавить этот процесс.

Но если такое произойдет, то не надо быть гением, чтобы понять, что Kaspi нашел что-то выгодное. Нацбанку не обязательно делать все всегда самому, может быть, бизнес справится здесь сам.

Неформально Kaspi уже давно возглавил это движение. Я не удивлюсь, что кроме Home Credit, Kaspi готовит параллельно интеграции с другими банками. И, возможно, что это будут две параллельных системы. Повторюсь, возможно, потому что знать планы Kaspi может только Kaspi.

— Но Kaspi стал не только лидером, но и в каком-то смысле монополистом, что не всегда на пользу рынку. Как будет с этим?

— Полагаю, что много лет назад нельзя было допускать такой концентрации бизнеса у одного банка, когда один игрок контролирует более половины карточной эмиссии, существенную долю переводов, платежей и т.д. Требовалось создать условия для большей конкуренции. Но в тот момент Kaspi совершил технологический скачок, заработал технологическое, а постепенно и рыночное преимущество. Сейчас же мы видим, что регулятор хочет более сбалансированного распределения сил на рынке.

Сейчас ребята в Kaspi, я думаю, прекрасно понимают, что сильно заигрываться нельзя. Потому что того серьезного преимущества, которого они добились до пандемии, у них больше нет. Covid лишил Kaspi технологического преимущества и уравнял все банки. Если помните, тогда абсолютно все игроки рынка обновили приложения, разработали биометрическую идентификацию и онлайн-открытие счетов, начали выдавать кредиты онлайн, делать новые сервисы и т.д. И буквально за полтора года, если не полностью, то существенно, конкуренты догнали Kaspi. И у клиентов появился выбор, если им не нравится сервис того или иного банка, они легко могут менять финорганизации.

В данном случае я верю Михаилу Ломтадзе, когда он говорит, что любит клиентов банка и будет делать для них многое, чтобы они были довольны.

«Основная конкуренция пойдет не за количество МСБ, а за карточную эмиссию или людей»

— По заявлению Нацбанка, издержки банков на обработку транзакций и т.д. уменьшатся. По вашему мнению, насколько? И стоит ли ожидать конкуренции за клиента и каких-то пользовательских плюшек от банков?

— Теоретически — да, но это вопрос тарифов, которые установит Нацбанк. Сейчас у основного игрока, то есть Kaspi, сложились свои тарифы. И, вероятно, ему предложат поделиться частью этих тарифов. Соответственно, для него это не выгодно от слова совсем. Основные бенефициары здесь — это МСБ и крупные и средние банки, которые подключатся к этой системе, но не Kaspi.

Эти банки получат дополнительные возможности и дополнительные источники заработка.

— Насколько снизятся траты МСБ и что от этого получат потребители? Почему использование QR обходится дешевле для бизнеса, чем карточки?

— По моим наблюдениям, потребителю, по большому счету, все равно. Но расходы у МСБ снизятся, и это логично. Просто потому, что количество POS-терминалов в магазинах уменьшится до одного, но эти траты не настолько существенные для бизнеса.

В тарифе системы карточных POS-терминалов участвует несколько участников. Это международная платежная система, выпустившая карту. Это банк, поставивший терминал, и банк, выпустивший карту. То есть если я, допустим, картой Береке банка плачу в терминале БЦК, то эту комиссию разделят на три части. Часть получит Visa, часть получит терминал БЦК, и основные деньги заработает банк, выпустивший карту.

Когда-то Kaspi убрал из этой истории международную платежную систему. То есть он все расчеты по QR проводит внутри себя и, соответственно, все деньги оставляет себе. Терминал его, расчеты внутри себя, а международных платежных систем нет. И как раз таки из-за того, что подавляющее большинство казахстанцев имеют карты Kaspi, у этого банка очень много внутренних расчетов, которые условно бесплатные.

И сейчас я их прекрасно понимаю. Они проинвестировали немалые суммы в собственную QR-систему и тем самым, как я уже отмечал, получили сначала технологическое, а затем рыночное преимущество. По сути, Kaspi стал локальной платежной системой.

— Может ли обостриться борьба между банками за потребителя и МСБ в рамках единого QR? Какие плюшки, например, повышенные кешбэки, будут предлагать банки?

— Скорее здесь произойдет обратная вещь. Бизнес часто жалуется на высокие комиссии на транзакции. Мы привыкли к так называемым банковским плюшкам, от которых не хотим отказываться, но при этом не хотим знать, откуда они берутся. Один из драйверов широкого распространения безналичных платежей — кешбэки, а они берутся из тарифа. И чем ниже тариф, собственно, тем или меньше кешбэки, или они просто превращаются в ноль.

Например, Home Credit при переходе в QR-систему Kaspi заявлял, что сохранит свой кешбэк, но финансировать его будут не из тарифа, а сами. И, не исключая, потом они превратят его в ноль. Потому что при низком тарифе нужно финансировать поддержание и развитие сети, а еще нужно финансировать кешбэк.

Повторюсь, мы с вами привыкли к тому, что нам бесплатно изготавливают и доставляют банковские карты. А все эти бенефиты оплачиваются с комиссии. Чем меньше бенефитов будет получать конечный пользователь, тем больше он начнет платить.

Говоря о конкуренции между банками – на мой взгляд, первична карточная эмиссия. То есть зарабатывать больше будет тот банк, у которого больше держателей карточек. Здесь мы снова возвращаемся к Kaspi. И основная конкуренция пойдет не за количество МСБ, а за карточную эмиссию или людей, которые пользуются карточками того или иного банка. Собственно, банк зарабатывает на своих карточках гораздо больше.

— Как, по вашему мнению, произойдет переход в следующем году? Сразу? Плавно? Или это долгий процесс?

— Кроме того, что в технической интеграции много нюансов, она всегда занимает время. Нужно будет время для коммерческих условий, заключения договоров. Не стоит забывать, что в любом банке есть еще очередь на разработку. Это тоже достаточно важно.

Даже если все захотят перехода, то процесс может занять 6-12 месяцев. И это еще достаточно быстро. Не думаю, что все начнут быстро двигаться. И опять же, важно будет участие Kaspi и Halyk в этой системе. А как показывает опыт СМП, быстрого запуска не случилось, потому что у лидеров нет мотива.

От редакции. Digital Business Finance продолжит разбираться в теме: вопросы, поднятые в этом интервью, направим и лидерам рынка, а ответы опубликуем, как только их получим.

Вам может быть интересно

«Решения на стыке расчета и интуиции – важный навык в бизнесе». Интервью с Дарменом Садвакасовым