Автодилеры накручивали до 200% за допоборудование в Казахстане
Агентство по защите и развитию конкуренции уличило и приняло меры в отношении целого ряда автокомпаний. В отчете значатся «Астана моторс», «Orbis Auto», «Mercur Autos», «Toyota Tsusho Kazakhstan», «Автоцентр Актобе», «Zhayik Motors», «Евразия Моторс Шымкент» и другие, пишет finance.digitalbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу АЗРК.
Результаты
Принятые антимонопольные меры помогли сократить случаи принудительных продаж, которые поднимали цену автомобилей и ограничивали выбор потребителей.
«Ускоренная» поставка в обмен на опции
Автосалоны часто предлагали «ускоренную» поставку автомобиля, если покупатель соглашался на дополнительные опции. Например, покупателю обещали, что автомобиль доставят быстрее (вместо 6 за 3 месяца), если он согласится купить допоборудование на сумму до 2 млн тенге. Эта практика значительно увеличивала конечную стоимость автомобиля. Например, в одном из автосалонов «Toyota» в Алматы более 82% автомобилей продавались с дополнительными опциями, стоимость которых достигала 3 млн тенге. В некоторых случаях наценка на эти опции превышала 200%.
Незаконное требование страховки жизни и здоровья
При покупке автомобиля в кредит, некоторые дилеры требовали от клиентов обязательное страхование жизни и здоровья, что является нарушением норм Гражданского кодекса Казахстана. Согласно статье 806 ГК РК, такая обязанность не может быть возложена на покупателя ни законодательными актами, ни договором.
Навязывание сервисного обслуживания и отказ от гарантии
Ряд дилеров навязывали покупателям сервисное обслуживание только у официальных партнеров, запрещая замену масла и других расходных материалов на сторонних сервисах. Более того, если покупатель проводил регламентные работы в других автосервисах, его автомобиль мог быть снят с гарантийного обслуживания, даже если эти работы не приводили к поломкам.
Рынок
Монопольные действия автодилеров мешают конкуренции, так как покупатели не могут свободно выбирать, где и у кого покупать дополнительное оборудование или обслуживать свои автомобили. Это также ограничивает доступ к специализированным магазинам и сервисным центрам, что снижает объемы продаж у сторонних поставщиков. АЗРК утверждает, что цены у сторонних поставщиков услуг и товаров в среднем на 20-30% ниже, чем у официальных дилеров.