В детстве многие грезят о том, чтобы связать жизнь с авиацией. Но мало кто, повзрослев, остается верен своей мечте. У Айнур Жунусбековой все было иначе. Она никогда и не думала, что станет бортпроводником. Девушка училась в Евразийском гуманитарном университете и работала в ресторанном комплексе, пока один счастливый случай не привел ее в авиацию. О любви к небу, традициях бортпроводников и стереотипах о стюардессах — в материале Digital Business Finance, который продолжает совместный с FlyArystan спецпроект.
«И думать не могла о нынешней профессии»
Я родилась в городе Акмола (сейчас Астана) в небольшой семье: мама, папа, брат и я. Мои родные связаны с военным делом. С 2002 по 2013 годы училась в гимназии № 6 имени Юрия Гурова в Астане. В 2013-2017 годах получала высшее образование по специальности «Переводческое дело» в Евразийском гуманитарном институте.
Начала работать уже в 16 лет. Сначала вожатой в детском лагере, где трудилась на протяжении четырех лет, затем администратором в автомобильном центре, а потом хостес в ресторанном комплексе.
То, что я попала в Air Astana, — невероятная случайность. В то время я работала в ресторане и даже думать не могла о нынешней профессии. Но однажды знакомая прислала мне информацию о том, что в группе компаний идет набор на должность бортпроводника. Я решила попробовать — и прошла все этапы, связав свою жизнь с авиацией.
Как отбирают в бортпроводники?
Отбор состоял из пяти частей: проверки роста, внешнего вида на наличие шрамов и татуировок, а также тестирования на знание языков (английского и казахского). Далее следовала групповая игра, в которой оценивались навыки командной работы, после чего — индивидуальное интервью и ролевая игра для проверки стрессоустойчивости и умения решать конфликтные ситуации.
Одним из самых сложных этапов для меня была групповая игра, где нужно было наладить коммуникацию и найти общий язык для выполнения общей задачи с незнакомыми людьми. Еще одной трудностью стало то, что отбор, во время которого нас проверяли на стрессоустойчивость, длился весь день — с утра до вечера. До финального интервью доходили лишь самые выносливые. Третьей сложностью была ролевая игра, в которой рекрутер исполнял роль недовольного клиента, и мне предстояло решить проблему, проявив креативное мышление и предлагая альтернативные варианты.
После успеха на всех этапах необходимо было пройти медицинский осмотр, а затем — обучение, которое длилось примерно два месяца.
«Пандемия коронавируса не помешала начать карьеру»
В январе 2020 года я устроилась в Air Astana и, представляя себе романтику работы в небе, с воодушевлением ждала полеты. Однако вскоре из-за Covid-19 начался карантин. Авиация, как и весь мир, остановилась. Международные рейсы были приостановлены, но внутренние никто не отменял, и FlyArystan активно развивался как отечественный авиаперевозчик. Он быстро завоевывал позиции: открывались новые внутренние рейсы по Казахстану, шел постоянный набор бортпроводников.
Так началась моя карьера в этой компании, и с тех пор я с удовольствием продолжаю здесь работать. В 2023 году я получила повышение и стала бортпроводником-супервайзером.
Как сделать карьеру бортпроводнику?
Отмечу, что согласно требованиям авиакомпании, для того чтобы получить повышение, необходимо проработать год без замечаний и продемонстрировать высокую трудоспособность. В среднем бортпроводники получают повышение через полтора-два года. Поскольку компания быстро развивается, всегда есть возможности для карьерного роста.
2303 часа в небе. О самом длинном и коротком рейсе
Я работаю около пяти лет: как на внутренних, так и на международных рейсах. Общий налет за это время составил 2303 часа. Самый длинный рейс для меня был чартерный в Шарм-эш-Шейх, который занимает около пяти часов из Атырау.
Самый короткий я выполняла из Атырау в Актау — полетное время составило 40 минут. Есть еще Туркестан — Ташкент с аналогичным временем в пути.
Какие страны удалось посетить?
За время работы во FlyArystan я летала на Мальдивы, в Турцию, Грузию, Германию, ОАЭ, Молдову, Таиланд, Индонезию (Бали) и многие другие страны. Я очень люблю путешествовать, знакомиться с новыми культурами.
«Перед полетом всегда стараюсь поговорить со всеми членами экипажа»
Есть ли в авиации стоп-слова?
В профессии бортпроводника есть несколько стоп-слов — слов и выражений, которые лучше не использовать, чтобы избежать волнения пассажиров. Это в том числе «паника», «угроза», «проблема» и т.д. Их заменяют на более нейтральные.
Слова в духе «взрыв», «бомба», «теракт» и прочие должны быть полностью исключены из лексикона, как со стороны экипажа, так и пассажиров, даже в шуточной форме. Вместо них бортпроводники используют более мягкие и успокаивающие выражения, чтобы сохранять спокойную и безопасную атмосферу на борту.
О традициях бортпроводников
У бортпроводников есть свои традиции, которые помогают нам справляться с интенсивным ритмом работы, поддерживать командный дух и сохранять положительный настрой. У меня, например, имеется несколько предрейсовых ритуалов.
Поскольку состав экипажа всегда разный, я обязательно стараюсь поговорить с каждым из его членов до предполетного брифинга. Мы обсуждаем любые темы, чтобы снять скованность, немного расслабиться и создать дружескую атмосферу.
Кроме того, у меня есть талисман, который всегда лежит в чемодане и помогает чувствовать себя спокойнее.
Чашка чая или кофе с экипажем перед полетом — еще одна традиция. Это помогает отвлечься и настроиться на работу.
Как побороть страх полетов?
Перебороть страх полетов можно, просто осознав, что самолеты — один из самых безопасных видов транспорта. Бортпроводники и экипаж проходят всестороннюю подготовку, чтобы обеспечить комфорт и безопасность пассажиров. Для борьбы с тревогой важно понимать, что самолеты спроектированы и проверены так, чтобы выдержать различные условия.
Если вы боитесь летать, можно, например, отвлечься на книгу, музыку или попробовать выполнить дыхательные упражнения для спокойствия. Сами не заметите, как пройдет полет.
Бортпроводников учат сохранять спокойствие и проявлять заботу о пассажире. Если у него паника, мы стараемся говорить с ним спокойно и уверенно, объясняя, что все под контролем. Также предлагаем простые дыхательные упражнения и советы, чтобы помочь расслабиться.
Важно быть терпеливыми и понимать, что путник может испытать стресс. Наша цель — сделать все возможное, чтобы он чувствовал себя в безопасности и доверял нам.
«Способность найти подход к любому клиенту — один из ключевых навыков»
Профессия бортпроводника требует множества умений для успешного решения различных ситуаций на борту и обеспечения безопасности и комфорта пассажиров. Вот пять основных:
1. Навыки коммуникации
Бортпроводники ежедневно общаются с десятками пассажиров с разными характерами, настроением и потребностями. Способность находить подход к каждому пассажиру, эффективно и вежливо взаимодействовать — один из ключевых навыков.
2. Управление стрессом
Авиаперелеты — это работа в условиях постоянного давления, поэтому умение сохранять спокойствие, контролировать эмоции и справляться со стрессом крайне важно для поддержания безопасности на борту.
3. Навыки первой помощи
Знание основ первой помощи и способность быстро реагировать на чрезвычайные ситуации необходимы. Это в том числе навыки оказания помощи при травмах, болезнях и в экстренных ситуациях.
4. Ориентация на клиента
Экипаж отвечает за комфорт и удовлетворенность пассажиров на борту, поэтому способность предвосхищать их потребности, обеспечивать высокий уровень сервиса и проявлять доброжелательность являются важной частью работы.
5. Способность быстро принимать решения
Во время полета ситуация может поменяться в любой момент. Бортпроводники должны быстро оценивать обстановку и принимать правильные решения. Особенно, если есть риск чрезвычайных ситуаций.
Бортпроводники — не официанты в небе. Разрушаем стереотипы
Существует множество стереотипов о бортпроводниках, с которыми мы часто сталкиваемся со стороны пассажиров:
1. «Бортпроводники — это просто официанты в небе»
Многие считают, что основная задача бортпроводников — разносить еду и напитки. Однако на самом деле их главная обязанность — обеспечение безопасности пассажиров. Они проходят серьезное обучение для оказания первой помощи, действий в чрезвычайных ситуациях и психологической поддержки в случае паники.
2. «Работа бортпроводника легкая и всегда связана с путешествиями»
Считается, что наш труд — это постоянные путешествия и отдых в разных странах. В действительности авиация — это сложный график, частые смены часовых поясов, физическая нагрузка и высокая ответственность за безопасность всех на борту.
3. «Бортпроводники всегда в хорошем настроении»
Многие ожидают, что они всегда будут улыбчивыми и спокойными, забывая, что сотрудники авиакомпаний тоже могут испытывать усталость или стресс. Однако профессионалы сохраняют приветливость и заботу даже в напряженные моменты, что не всегда легко, особенно при долгих рейсах или в случае сложных ситуаций на борту.
«Деструктивное поведение пассажиров — история, увы, нередкая»
Пассажиры иногда пытаются познакомиться не только со мной, но и с другими бортпроводниками. Однако я придерживаюсь профессиональной этики и держу дистанцию, чтобы сохранять рабочую атмосферу.
Враждебно настроенные пассажиры, к сожалению, встречаются довольно часто. В таких случаях мы должны действовать профессионально, чтобы обеспечить безопасность всех на борту.
Прежде всего, стоит учесть, что пассажир может сесть в самолет с плохим настроением — возможно, у него произошла неприятность, это его первый полет, или он просто не знает, как найти свое место в салоне. Мы выполняем роль своего рода психологов, поэтому стараемся минимизировать конфликтные ситуации, оказывая помощь и отыскивая решения. Наша цель — сделать так, чтобы пассажир остался довольным.
Как я оказывала первую помощь
На борту мы можем оказать медицинскую помощь. Один из таких случаев произошел на моем рейсе, когда пассажир упал в обморок. Наш экипаж привел пострадавшего в сознание, и он был очень благодарен.
Компания уделает большое внимание нашему развитию как в личном, так и в профессиональном плане. Мы постоянно проходим разные интересные и полезные тренинги. Все это помогает избегать конфликтов и быть профессионалами в глазах пассажиров.
«Даже в небе нам нужно личное пространство». На что обижаются бортпроводники
Многие пассажиры, попадая на борт, не здороваются. Нам обидно, когда человек не говорит банальное «здравствуйте» или «добрый день», и мы, как и все люди, надеемся на приветливость. Есть еще несколько моментов, которые могут испортить настроение:
1. Игнорирование наших инструкций по безопасности, в особенности, когда пассажиры сидят в аварийном ряду.
2. Пассажиры не убирают за собой мусор.
3. Люди встают со своих мест и достают чемоданы сразу после приземления. Это небезопасно. Вы можете покинуть свои места только после отключения табло «Пристегните ремни».
4. Пассажиры стоят рядом, когда мы едим. Даже в таком замкнутом пространстве нам нужно личное пространство.
А можете посадить самолет? Кормят ли вас на борту? Разрешается брать мобильник? Наивные вопросы
Бортпроводники должны обладать определенной физической силой и выносливостью, чтобы справляться с различными задачами, включая открытие аварийных дверей. Даже в экстренной ситуации эта задача требует значительных физических усилий и в случае ЧП может понадобится далеко выбросить дверь.
Ссобойки брать не нужно. Компания предоставляет нам, бортпроводникам, питание на борту. Оно варьируется в зависимости от времени полета: на ранних рейсах нам загружают завтраки, а на вечерних — более сытные приемы пищи. Каждый бортпроводник имеет право взять с собой еду на любой рейс, но мы не можем употреблять пассажирскую еду.
Мы можем использовать свои телефоны в определенные моменты, например, когда самолет находится на земле или во время подготовки к рейсу. Однако во время взлета и посадки использование мобильных телефонов, как и других электронных устройств, должно быть ограничено.
Бортпроводники не имеют права самостоятельно сажать самолет, так как для этого требуется лицензия пилота и специальная подготовка.
Но мы обучены действиям в экстренных ситуациях и можем предоставить всю необходимую помощь, чтобы гарантировать безопасность пассажиров.
Денежная профессия
Бортпроводникам, как и многим другим сотрудникам, часто запрещается разглашать информацию о зарплате ввиду политики компании, личной конфиденциальности и сохранения конкурентных преимуществ.
В целом запрет на разглашение зарплат помогает поддерживать гармонию в коллективе и защищать интересы компании. Однако стоит отметить, что работа бортпроводника предоставляет возможность откладывать средства на депозит для покупки квартиры или автомобиля.
«Небо и авиация не только профессия, а целая жизнь»
Небо символизирует свободу и возможность путешествовать, ощущать адреналин от взлета и приземления. Авиация открывает двери к новым местам и впечатлениям. Каждая смена может принести что-то новое — от новых городов и стран до неожиданных встреч.
Для меня небо и авиация — это не только профессия, а целая жизнь, полная возможностей, впечатлений и уникальных моментов. Это сочетание страсти, ответственности и приключений, которые делают мою работу особенной.
Советы для школьников, которые мечтают работать в авиации
1. Изучайте английский язык
Английский — международный язык авиации. Владение им поможет вам общаться с коллегами и пассажирами, а также понимать инструкции и документацию.
2. Развивайте межличностные навыки
Работа в авиации требует отличных навыков общения и умения работать в команде. Участвуйте в школьных мероприятиях, клубах и проектах, которые помогут вам развить эти навыки.
3. Получайте опыт
Попробуйте получить опыт работы или стажировки в сферах, связанных с авиацией, например, в аэропортах, туристических агентствах или авиакомпаниях.
4. Изучайте авиацию
Читайте книги, статьи и смотрите документальные фильмы. Узнавайте о разных профессиях в этой области, включая пилотов, бортпроводников, механиков и диспетчеров.
5. Поддерживайте физическую форму
Физическая подготовка важна, особенно для бортпроводников и пилотов. Участвуйте в спортивных секциях или клубах, чтобы поддерживать здоровье и выносливость.
6. Работайте над уверенностью в себе
Работа в авиации может быть стрессовой, поэтому важно быть уверенным в своих силах. Участвуйте в публичных выступлениях и мероприятиях, чтобы развивать уверенность.
7. Общайтесь с профессионалами
Попробуйте пообщаться с людьми, работающими в авиации. Это могут быть бортпроводники, пилоты или работники аэропортов. Их советы и опыт могут быть очень полезными.
8. Следите за новостями отрасли
Будьте в курсе новостей и тенденций в авиации. Это поможет вам быть в курсе изменений и возможностей в этой динамичной отрасли.
9. Развивайте гибкость и адаптивность
Авиасектор постоянно меняется, поэтому важно уметь адаптироваться к новым условиям и требованиям.
Работа в авиации может быть очень увлекательной и разнообразной. Главное — сохранять интерес, быть настойчивым и стремиться к своим целям. Авиация для нас — это не профессия, а образ жизни!