«Потеряли 2,5 млн долларов». Как финансовые трудности вдохновили Дмитрия Казанцева на скачок в бизнесе

Опубликовано: 29.10.2024, 09:07

Дмитрий Казанцев работает в налоговой сфере уже более 20 лет. Отсутствие высшего образования не помешало ему стать одним из топовых и востребованных экспертов в этой сфере. О налогах и деньгах с ним можно говорить очень долго — и это будет живой и насыщенный разговор, несмотря на внешнюю серьезность темы. Поэтому нашу беседу мы разделили на 2 части. В первой расскажем о том, как Дмитрий Казанцев занимался бизнесом и ИТ-проектами, как его занесло в налоговую сферу и как потеря 2,5 млн долларов на ПАММ-счетах и финансовые трудности привели к масштабному росту.

Наш эксперт

Дмитрий Казанцев — сооснователь и директор группы компаний KAZANTSEV GROUP, директор Республиканского центра помощи предпринимателям, налоговый консультант, президент Ассоциации предпринимателей и бухгалтеров Казахстана. Автор крупнейшего ежегодного турне по Казахстану (более 32 городов) «О налогах простым языком» и одноименной серии книг общим тиражом 50 тыс. экземпляров. Дмитрий получил награды «Бизнес Помощник года — 2018», «Бизнес Помощник года — 2019» и Предприниматель года. Автор и ведущий программы «Казанцев онлайн» на Русском радио и десятков статей о налогах и бизнесе в Казахстане.

Сайт для «Колес», талоны к правам, картинки на кнопочные телефоны. С чего начинал Дмитрий Казанцев

«Я много лет в бизнесе. Когда был совсем молодой — хотелось чего-то амбициозного, поэтому пробовал абсолютно разные вещи. Например, с одноклассниками — уже после школы — мы занялись продажей мелодий и картинок на кнопочные телефоны. Подружились с одним из крупных операторов, кто генерировал контент для продажи, и стали производить мелодии, картинки, нарезки в специальных форматах. Тогда это приносило огромные деньги. Были и услуги по SMS в духе «отправь сообщение и узнай погоду», — ностальгирует Дмитрий.

Он известен многим как востребованный налоговый консультант, однако за этим стоит путь из ошибок, достижений и десятков видов бизнеса. Среди проектов Дмитрий сразу вспоминает историю с «Колесами».

«В нашей команде были айтишники, которые уже получили образование, и мы стали создавать сайты. А я знал, что моя мама знакома с хозяином «Колес» Вали Хуснутдиновым. И когда размышлял, кому бы продать сайт, — вспомнил, что у «Колес» его до сих пор нет. На тот момент они работали лишь в формате газеты. Позвонил Вали и предложил разработать сайт. Представьте, у него тогда еще не было ни компьютера, ни ноутбука, телефон кнопочный — конечно, он не особо верил, что сайт принесет больше денег, чем газета. Но доверился молодым пацанам. Предоставил человека, который от их компании 2-3 месяца буквально жил с нами этим проектом. После того, как наша команда все сделала, над сайтами продолжили работу другие люди, но начали это мы.

Помимо сайтов  занимался самыми разными проектами. Общепит, клубы, такси, даже талоны к водительским правам. Одно время действовал закон, по которому за каждыми правами закреплялась карточка, и на нее фиксировались все нарушения, по ней же оплачивались штрафы. Эти талоны делали в ГАИ бесплатно, но никто не запрещал их продавать. Мы закупили оборудование и стали делать их на продажу. Особенность была в том, что в ГАИ их делали месяц, а мы — моментально. Работали круглосуточно, наш офис в центре города был постоянно открыт. И у нас очередь была больше, чем в ГАИ. В общем, я всегда стараюсь быть там, где какой-то кипиш, где услугами можно помочь людям. Облегчить им работу и жизнь», — уточняет Дмитрий.

Внезапное погружение в бухгалтерию

Плотное взаимодействие с ИТ-сферой в разгар ее распространения неожиданно стало поводом погрузиться в мир бухгалтерии для Дмитрия Казанцева.

«В бухгалтерском, налоговом направлении я уже 20 лет. Пришел туда после школы — у меня нет высшего образования. Я абсолютный самоучка. Мой первый бизнес был связан с компьютерной грамотностью. Как раз начиналась эра технологий, а бухгалтерия переходила от бумажек к цифровым носителям. Первый переломный момент случился, когда отчеты в налоговую стали сдавать не на бумажках, а через специальную программу. Естественно, многие бухгалтеры не знали, как это делать.

На мое обучение по компьютерной грамотности пришла клиентка — взрослая женщина, уже предпенсионного возраста. Говорит: «Дим, надо научиться сдавать отчеты, иначе уволят». Мне стало настолько жалко ее, что я изучил программу и начал обучать. А после обучения она предложила платить мне, чтобы отправлял отчеты в электронном виде. Так и начался мой путь в этой теме — пока отправлял отчеты, стал понимать все о налогах. И поскольку мне всегда нравилась сцена — стал обучать, как пользоваться этим программами для бухгалтеров. Это уже примерно 2006-2007 год».

«К нашему счету по сарафанному радио подключилось 1,5 тыс. человек, а в управлении оказалось 10 млн долларов»

К статусу востребованного эксперта и прокаченному личному бренду Дмитрия привел «долг» в 2,5 млн долларов, став точкой роста.

«Предприниматели бесконечно в поисках нового. У нас всегда были инфопродукты, а в 2020 году, во время пандемии, мы сосредоточились на финансовой грамотности населения. Сначала разбирали доходы и расходы, но вскоре ученики начали интересоваться более глубокими темами. Мы обучали работе с фондовым рынком, объясняя разницу между инвестициями и спекуляцией, а также рассказывая, как управлять своими эмоциями.

Как-то брокер предложил услугу ПАММ-счетов. Суть заключалась в том, что я, имея открытый брокерский счет, создавал внутри него ПАММ-счет, куда могли подключаться другие инвесторы и вкладывать свои средства. Я продолжал торговать, а прибыль и убытки делились пропорционально — в соответствии со вкладами. Мы активно транслировали, что сюда стоит погружаться только со свободными деньгами, потому что это большой риск. Но технически мы это не можем контролировать, доступ открытый. И к нашему счету просто по сарафанному радио подключилось 1,5 тыс. человек, в управлении оказались 10 млн долларов.

Я понял, что нужно ставить более четкие цели. Год назад хотел иметь миллион долларов на своем брокерском счете, а сейчас у меня было 10, но не мои. В начале мы зарабатывали деньги для клиентов и сами получали комиссию с дохода. Заработали 100 долларов — получили 20 долларов. Однако в феврале началась война в Украине, и фондовый рынок резко качнуло», — вспоминает Дмитрий.

«Суммарно случился минус на 25% — потеряли 2,5 млн долларов»

Дмитрий Казанцев объясняет: все понимали, что рынок отрастет и акции вернут свои объемы, но против них сыграла сама концепция ПАММ-счета.

«Технически ПАММ-счет устроен так: вы подключаетесь и выставляете стоп-лосс, то есть рубеж, когда вас должно отключить. И у всех было настроено на −20%. То есть если происходит просадка на 20% — человека автоматически отключает от счета. А в начале войны рынок просел на 30%. Все наши сделки закрылись — и все в убыток. Естественно, была паника. Мы пытались выправить ситуацию, торговать, отработать эти деньги. Но у меня уже случился некий психологический сбой. Работал уже не совсем здравым смыслом. Суммарно случился минус на 25% — потеряли 2,5 млн долларов.

С юридической стороны — это проблема каждого. Вы открыли счет на себя. Вас 10 раз предупредили, что это финансовый рынок, вы несете риски. Поэтому юридически ответственность несет тот, кто решил подключиться к счету. Но для меня это была моя ответственность. И поэтому я самолично принял решение взять ситуацию в свои руки. Озвучил всем, кто был в ПАММ-счете, что буду выплачивать эти деньги.

За эти 2 года пришлось полностью перестроить бизнес, потому что тогда он столько денег не генерировал. Из 1,5 тысяч участников ПАММ-счета сегодня осталось 300-350 человек, кому я должен выплатить деньги. Из этих 1,5 тысяч человек примерно две трети были с реальными проблемами. Оказалось, что одни взяли кредит, другие заняли, а кто-то даже туда вложил выплаты по рождению ребенка. Когда вникал — ужаснулся, насколько все плохо с финансовой грамотностью. Думаю, наших людей еще долго нужно готовить к рациональному входу на фондовый рынок.

Из тех, кому мы обязались вернуть деньги, были и те, что отказывались. Говорили, что это их персональная ответственность, которую они добровольно взяли на себя. Причем такие слова чаще звучали от тех, у кого суммы были огромные. А вот месяц назад был случай: женщина написала огромное сообщение, мол, я нечестный, деньги не возвращаю. А у нее минус 100 долларов и проблема в том, что она не подала заявку по нашей инструкции. Разные кейсы были», — признается Дмитрий.

«От нулевой известности среди бизнесменов до 220 тыс. подписчиков»

Решение вернуть людям их вложенные деньги привело Дмитрия к важному осознанию — нужно масштабировать и свой бизнес, и себя как личность.

«Для меня это не первый долг в бизнесе. За 20 лет в качестве предпринимателя успел и родительскую квартиру продать. Не пошло, подумаешь! Пожили в съемной. Зато со смехом сейчас вспоминаем с родителями. В этот раз у меня даже не было времени раскисать. Понимал, что надо делать. Конечно, в первую очередь пошел к психологу, потому что осознавал, что нужно восстановиться. Начал заниматься индивидуально и нацелился на большие метаморфозы. В процессе понял, что в любом бизнесе могут быть любые деньги. Не нужно придумывать новый бизнес — можно заработать и в своей нише, стоит лишь углубиться. Выстроить бренд, переориентироваться, попросить консультацию у профессионалов, расти.

Ключевым стало решение продолжать заниматься налогами, но уже для предпринимателей. Все, что я делал до, было создано для бухгалтеров. Я верил, что они приходят и рассказывают собственнику бизнеса и экономят налоги. Оказывается, это не так. Одному крупному предпринимателю целый час объяснял, что я предлагаю. Потом он понял, что это действительно то, чего не делает его бухгалтер. И посоветовал мне «продавать» себя именно предпринимателям.

Это было отправной точкой. Мы переделали все свои информационные продукты и услуги, переориентировав их на бизнес. А там чеки, конечно, в 10 раз больше. Могут быть и в 100 раз больше. Бизнесу без разницы, сколько ты берешь за услуги, — важно, сколько ты сэкономишь им денег. И если я гарантирую предпринимателю, что после моей консультации он будет экономить минимум 5 млн тенге в год, то могу запросить за свои услуги и миллион тенге», — объясняет Дмитрий.

Но переориентироваться на новую целевую аудиторию было недостаточно. Дмитрий Казанцев понял, что его «должно стать много».

«Пришло время раскачивать личный бренд, и зацепкой стало всеобщее декларирование. За полтора года мы прошли практически от нулевой известности среди бизнесменов до 220 тыс. подписчиков в Instagram и широкой узнаваемости среди предпринимателей. К сожалению, 90% людей обращается ко мне, когда уже что-то случилось. Многие до сих пор считают, что им повезет, и осознанно нарушают закон по части налогообложения, например. Но это 15 лет назад, может, сработало бы, а сейчас уже все оцифровано. Сегодня ты спрятал, а завтра тебя посадили.

Однако бизнес сегодня стремится «отбеливаться». Ко мне приходят за алгоритмом действий, чтобы сделать все абсолютно чистым и экономить только легально. У всех предпринимателей, включая миллиардеров из Forbes, была своя точка «отбеливания» бизнеса. Когда скрываешь что-то — хранишь в себе много страха, а как только отпускаешь и начинаешь действовать полностью легально — высвобождается масса энергии на развитие бизнеса», — убежден эксперт.

Даже спустя 20 лет сложной работы с налогами Дмитрий Казанцев продолжает называть это творчеством. О том, как сегодня работает налогообложение и дробление бизнеса в Казахстане, зачем и кому нужно всеобщее декларирование и как не оказаться в неловкой ситуации, выбрав неверный ОКЭД, мы расскажем во второй части нашей беседы с Дмитрием. Читайте на Digital Business Finance в ближайшее время.

Сейчас читают