Казахстанка провалилась с открытием пиццерии, но перезапустила бизнес и теперь строит фабрику еды
Татьяне Попенковой 42 года. Родилась в городе Целиноград, сегодня Астана. Папа был кандидатом в мастера спорта по байдаркам и каноэ, а мама работала в органах полиции. После школы Татьяна поступила одновременно в два университета, работала в найме, но всегда мечтала о своем деле. Открыла его и… прогорела. А потом одна фотография изменила все. Эта история в проекте «Мой бизнес» — о том, как мелочи могут повлиять на судьбу предпринимателя. И о том, что сдаваться после первой неудачи — точно плохая идея.
«Я тебя с танками сниму с границы, если ты только тронешься с нашего города»
Учась в школе, я посещала городскую театральную студию при Дворце Железнодорожников. Выступала с разными постановками на различных сценах города. Потом поступила в Казахстанско-Российскую гуманитарную академию в Астане на факультет предпринимательства и права. С будущим мужем мы познакомились в университете, а поженились сразу после окончания вуза. Защитила диплом в Москве, причем на отлично.
Чувствуя тогда, что юрист — это не совсем то, что мне хочется, я поступила в Санкт-Петербургский государственный университет профсоюзов на специальность «режиссер». Но когда я уже собиралась уезжать на учебу, папа сказал: «Я тебя с танками сниму с границы, если ты только тронешься с нашего города». На этом моя режиссерская карьера закончилась.
Первая работа в казино
После университета я устроилась юристом в развлекательный комплекс «Сеул Плаза», где были казино, ресторан и ночной клуб. В мои обязанности входило сопровождение документации, лицензирование, заключение договоров и другие юридические вопросы.
Через два года все казино из Астаны перенесли в Боровое. Меня вызвал директор и сказал, что теперь я буду управляющим комплексом, потому что нынешний не справляется. Я с усердием взялась за новое дело. В общей сложности проработала там 10 лет. Затем начала задумываться: зачем я тогда училась на юриста? И решила строить юридическую карьеру.
«В подчинении было больше 100 человек»
В то время в Астане было много юристов, и более-менее нормально зарабатывали нотариусы. Я получила нотариальную лицензию и стала нотариусом в области наследственного права. Арендовала кабинет. Мой переход происходил на фоне второй беременности. Ремонт сделали своими силами. На все потратила около 400 тыс. тенге — деньги я откладывала во время работы в найме.
После рождения ребенка начала работать по 2-3 часа в день. В целом семья поддержала решение, только муж, который занимал управляющую должность в компании Beeline, поначалу отнесся скептически, но потом сдался.
Рекламу я не запускала, тем более что рекламировать свои услуги нотариусам запрещено. Я только повесила вывеску на входе здания. Кабинеты рядом арендовали агрофирма и служба найма таксистов. Потихоньку ко мне начали приходить жители района. Дальше заработало сарафанное радио. Через некоторое время здание начали готовить к сносу, и я переехала на правый берег Астаны.
В общей сложности нотариусом я проработала около пяти лет. Прибыли хватало только на закрытие расходов. Жили в то время на зарплату мужа. Поначалу работа нотариусом мне нравилась, но когда я стала глубже вникать и разговаривать с клиентами, то увидела мелочность и жадность людей при наследовании имущества. Насмотревшись на это, решила, что больше не хочу этого видеть и слышать.
Сидеть без работы не хотела и вернулась в ресторанную сферу. Устроилась в большую сеть гриль-баров «Шашлыкоff», которая работает не только в Казахстане, но и в других странах. Пришлось пройти большой конкурс, но в итоге меня приняли на работу.
Более ста человек в подчинении. И все время ты в движении, постоянно происходит что-то новое. Так я стала управляющим одного из гриль-баров сети на левом берегу Астаны. Самый главный навык, которому научилась, — это продажи через соцсети. Удивлялась, как коллеги продают через соцсети, как позиционируют и как натаскивают на это людей, чего я, человек, проработавший 10 лет в общепите, не знала. Каждые полгода проводились тренинги с коучем из Новосибирска.
Провал. Уйти из найма, открыть пиццерию и прогореть
Через три года интенсивной работы я ушла в декрет. И уже в отпуске решила, что хочу работать на себя, открыла пиццерию AVA FOOD. Вообще я хотела делать и продавать гастробоксы или сеты с едой, но не понимала тогда, как это организовать. Для начала арендовала помещение в 140 кв.м.
Мне казалось, что у меня большой опыт, что сейчас через агрегаторы доставки раскачаю свой бизнес.
Наняла двух поваров и двух менеджеров. Вложила около 2 млн тенге. Но через некоторое время мы закрылись. Закрытие произошло по нескольким причинам. Во-первых, средний чек в пиццерии очень маленький. И на этот чек работают, как минимум, четыре сотрудника. Плюс затраты на продукты, оборудование и аренду. При этом с самого начала я не посчитала, какая квадратура нужна, при каких условиях и при какой аренде я могу работать как предприятие.
Ошибки я сделала, потому что не хватало опыта в предпринимательстве. В итоге пиццерию пришлось закрыть. Сидела и плакала.
Идея с гастробоксами. Как одно фото изменило все
Возможно, мне и нужен был провал перед тем, как начать то, о чем давно мечтала. А хотела я делать гастробоксы в формате Smart Catering. К Новому году мы все-таки сделали с поварами из пиццерии один бокс с салатами. 23 декабря я скинула фото с боксом в домовой чат, где мы раньше арендовали помещение. А это был большой жилой комплекс. Бросила картинку и из-за депрессии просто отключила рабочий телефон.
Включила его 2 января и увидела, что все дни перед Новым годом жильцы писали, что готовы заказать боксы. То есть, спрос есть! Я воспряла духом. Поняла, что гипотеза подтвердилась. И начала думать, как же делать доставку. Начала искать тех, кто может помочь.
Нашла в Instagram девушку из Кемерово, у которой был такой опыт. У меня не было денег на оплату ее курса, но договорилась, что возьму курс в рассрочку. Онлайн-обучение продлилось 2 месяца, плюс полгода сопровождение.
Как работает в целом общепит, я знала, но мне нужно было узнать, как принимать заказы на боксы. И я разобралась. Фишка в том, что нужно принимать ПРЕДзаказ на завтра. Гастробоксы — в основном событийный бизнес: дни рождения, юбилеи, семинары и т.д.
Теорию я поняла, теперь нужно было опробовать на практике. Денег на аренду не было, вместе с помощницей мы начали делать боксы у меня дома на кухне. Муж и дети, конечно, были не в восторге.
Мы покупали только качественные продукты, чтобы приготовить дорогостоящие боксы, у которого средний чек должен быть выше, чем у пиццы за 4-5 тыс. тенге. Высчитали, что средний чек должен стартовать от 15 тыс. тенге, чтобы в этой истории был смысл. И дело пошло.
В первый месяц получили выручку в 400 тысяч тенге. А потом стали прирастать ежемесячно на 50%. Через несколько месяцев, когда выручка достигла 800 тыс. тенге, я пригласила повара из сети Шашлыкоff, с которой работала раньше. Запустили рекламу в Инстаграме. Причем вложила я в это дело минимум, разве что на закуп продуктов деньги уходили. А все остальное шло из предоплаты.
Заказы я развозила сама на своем авто. Количество заказов при этом было небольшим из-за высокого чека. Задумалась о расширении. Теперь я уже подсчитала основательно, какое мне нужно помещение, на сколько квадратов, учла все другие ошибки. Печальный опыт с пиццерией дал о себе знать. На поиски я потратила все лето. И в сентябре мы открылись.
Клиентов было немного, но вскоре заключила договор с международным терминалом аэропорта Астаны на поставку наших закусок. Они заметили нас в Instagram, когда я впервые вложила в таргет 3 доллара. Договор мы заключили на год. Еженедельный заказ был на 400-500 тыс. тенге. Это примерно около 300 закусок в день. В один моментов заказов стало так много, что пришлось нанять еще двух поваров и докупить оборудование. На это ушло около 3 млн тенге. Купили печь, холодильники, производственные столы, плиты, фритюры и т.д. Заработали на все сами.
Параллельно пришел запрос от компании BI Group. Им нужна была зона Welcome на Новый Год. Мы встретились и договорились о проведении новогодней ярмарки. Заказ сразу на 3 тыс. человек! До этого с таким количеством людей я не работала. 10 млн тенге и срок в один месяц.
Я стала искать вызывных официантов и поваров. Это был поворотный момент в эволюции нашего бизнеса. Мы справились. Вскоре аэропорт прервал сотрудничество по своим причинам. И тут в сентябре (до Нового года) мне поступает предложение принять участие в проведении мероприятия в Москве для компании Росатом на 2 700 человек. Приняла предложение и прошла стажировку, что называется, в боевых условиях. Набравшись опыта, предложила BI сделать большую фуршетную стену шампанского. Им это понравилось. В итоге мы научились проводить фуршеты, кофе-брейки и т.д.
«Хочу открыть свою фабрику еды»
С того времени мы начали развиваться в этом направлении. Стали прибавляться заказчики: компании и физлица. Сегодня в штате три повара, два менеджера, бухгалтер и я. Вскоре наймем аккаунт-менеджера. В 2023 году оборот компании составил 53 млн тенге. Кроме помещения мы арендовали еще один кабинет и склад. Сейчас наша продукция (еда) продается в супермаркетах.
Средний чек по гастробоксам вырос до 20 тысяч. Средний чек по фуршетам — от 500 тысяч. Средний чек по продукту в ритейле — 5 тысяч тенге.
В моих планах построить фабрику еды. Открыть свои точки «Ужин домой». Планов много!
Оглядываясь назад, я понимаю, что у меня есть ангел-хранитель. Испытаний и провалов было немало, но я не сдалась.
Вам может быть интересно
Писала конспекты лучше всех — а потом это стало бизнесом. История методолога онлайн-курсов