Писала конспекты лучше всех — а потом это стало бизнесом. История методолога онлайн-курсов

Камила Бахтиар — методолог онлайн-курсов, которая превратила свои конспекты в успешный бизнес в сфере образования. Имея опыт работы с известными клиентами, такими как Маргулан Сейсембаев и Аида Кауменова, она помогает экспертам и предпринимателям структурировать их знания и развивать образовательные проекты. Рассказываем ее историю в рубрике «Моя профессия».

Школа, универ и любовь к черчению

Алматинке Камиле Бахтиар 33 года. Папа отдал учиться дочку в 165-й технический лицей в Алматы, но спустя время девочка попросила, чтобы ее перевели в другую школу.

«Радиотехника, физика — это все классно, но я чувствовала, что меня тянет к черчению и рисованию. Сам по профессии геофизик, папа всегда считал, что математика — это важно. Поэтому мне пришлось все-таки закончить математическую школу», — рассказывает Камила Бахтиар.

После школы девушка поступила по своему желанию в КазГАСА на специальность градостроитель-архитектор. Интерес к черчению у Камилы проявился еще в детстве.

«Мамина сестренка жила в студенчестве у нас, и я видела, как она делала чертежи. Это было просто поразительно. Тогда не было компьютерных программ, и на моих глазах она рисовала рукой», — говорит Камила.

Японская культура в японской компании

Камила вышла замуж на третьем курсе, а на четвертом и пятом родила дочь и сына. Молодые жили у родителей мужа, и Камила еще выполняла роль келин. Свекровь помогала по уходу за детьми, благодаря чему Камила не пропустила ни одного дня учебы. После окончания университета три года просидела дома с детьми, после чего начала искать работу.

«Я понимала, что мне нужно обновить знания по AutoCAD, 3Ds Max. Причем в этот момент мы развелись. И вот я без мужа, опыта работы и с маленькими детьми. Я сделала себе портфолио из учебных проектов и устроилась на работу в казахстанскую студию 3D-визуализатором. В первый же день почувствовала, что мне не нравится напряженная атмосфера в компании. Возможно, я тогда была чересчур ранима после развода», — вспоминает предпринимательница.

Спустя восемь дней Камила уволилась. После развода молодую маму финансово поддерживали родители. После увольнения Камила рассказала про ситуацию на первой работе двоюродному брату.

«У нас в семье всегда можно было поделиться переживаниями. А брат — разносторонний человек, учился в Англии, работал в Японии. И он мне сказал, что со мной все в порядке. Просто я хочу быть в среде, где можно развиваться. И добавил, что в Алматы открыл архитектурную компанию японец — коллега его друга, — и он ему напишет в Facebook про меня», — продолжает Камила.

Через короткое время брат сообщил сестре, что вакансий сейчас нет, но японец попросил отправить резюме и портфолио. А вскоре девушку пригласили на собеседование. Японец оказался архитектором первого класса и последним учеником всемирно известного архитектора Кисе Курокава, компания которого разработала проекты в Японии, Сингапуре, Италии, Индии, России и в Казахстане, например, генеральный план Астаны. Будущего босса Камилы звали Юджи Имайо.

«Я прихожу на собеседование и разговариваю на своем ломаном английском. Но японцы тоже английский знают не в совершенстве. Поэтому мы друг друга хорошо поняли. Я просто влюбилась в их офис, в котором они на 75 кв. м смогли создать красивейшее арт-пространство. Я с ним разговариваю, а сама думаю: „Боже, это же работа мечты“», — улыбается методолог.

Японец дал Камиле задание: спроектировать за месяц входную группу в комплексе семейного отдыха AulResort. Девушка сделала 3D-визуализацию за три дня и отправила результаты. Через несколько дней ей пришел ответ.

«Он был в восторге. Написал обратную связь. Но что самое интересное, мне пришло письмо не только от него, но и от всей команды, где они хвалили мое тестовое задание. Я сидела и плакала. Я поняла, что японцы — это другие люди и другая культура. Впоследствии я поняла, что они очень тактичные, дисциплинированные и эмпатичные», — объясняет Камила.

С этого момента в жизни молодого архитектора началась новая глава. В компании работало около десяти человек, кроме Камилы было еще несколько казахстанцев. Много времени на работе занимало онлайн-общение с партнерами. Там, кстати, девушка впервые увидела, как можно проводить онлайн-планерки и чем онлайн удобнее и менее затратен по сравнению с офлайном.

«Мне хотелось брать больше ответственности, и я не заметила, как начала делать больше, чем могла. Это было так естественно. Потихоньку шеф начал брать меня на встречи, где обсуждались новые проекты. Он мне стал как отец, и в нем я видела наставника. Познакомилась с его женой и детьми», — говорит Камила.

Через полгода девушка стала руководителем команды архитекторов и 3D-визуализаторов. Она уже не делала чертежи, а занималась руководством и авторским надзором. Съездила в Токио. Когда в компанию на практику приходили студенты, Камила придумывала для них программу обучения, проверяла задания, делала для них конспекты.

Конспекты, Covid и бум онлайн-курсов

В средних классах школы Камила начала конспектировать уроки. При ней всегда были цветные ручки и маркеры. Узнав об этом, учителя стали просить ее делать конспекты, чтобы показывать ученикам из других классов. Учась в университете, Камила продолжила свое хобби.

«Для меня это было естественно, как для человека пить воду. В школе, например, не могла выучить задание по истории. И начала рисовать схемы и майнд-карты. В универе сдаем экзамен по архитектуре, а там 30 билетов. И нужно быстро повторить тему. А у меня толстенные конспекты на листах А4, написанные от руки. Одноклассники и однокурсники мои конспекты ксерили, сканировали, распечатывали и пользовались. А для меня было счастьем, что я могу помогать кому-то», — отмечает Камила.

В скором будущем хобби определит новую профессию девушки, благодаря чему она откроет свой бизнес.

В 2019 году Юджи Имайо решил переключить фокус на другие страны и уехал в Японию. Камила перешла на работу в местную дизайн-студию, потом открыла компанию, и грянула пандемия.

«С моей командой из трех человек мы взяли уже два проекта. Но я чувствовала огромное давление из-за ответственности за строительные материалы заказчиков, за строительную бригаду, за команду, чтобы им хватало денег (мы участвовали в тендерах, а деньги там платят не сразу), и тут начался карантин. Для меня он был даже в радость. Появилось время перевести дух и подумать, куда дальше идти», — рассказывает методолог.

Камила поняла, что если дальше работать в найме, то только с таким же менеджментом, как у Юджи Имайо, либо открывать свое дело, но не в строительстве. Она начала делать вместе с сестрой стильные подарочные боксы. Стали поступать заказы от знакомых, но заниматься товарным бизнесом в карантин было сложно. Зато в это время появилось много разных онлайн-курсов. Камила купила курс по продажам и начала учиться.

После окончания первого модуля девушка поделилась конспектами в чате. После этого учеба продлилась еще восемь недель. И под конец тренер напомнил, что для получения сертификата надо сдать тест и экзамен.

«Многие вспомнили про меня и начали в чате спрашивать, где эта девочка с конспектами? А я такая: я здесь! Они предложили не выкладывать бесплатно, а продать им. А на курсе было около 300 учеников. Я спрашиваю у тренера: можно я им продам? Он ответил: „Конечно, твои же конспекты“. Я сразу спрашиваю: по какой цене? Он сказал: „Сама решай“. Я так и не придумала цену и объявила, что тарифа нет, но можете донатить, кто сколько может. В итоге набралось около 100 тысяч тенге. Я была счастлива от самого факта, что мои конспекты не только кому-то нужны, но и за них еще готовы заплатить деньги», — говорит девушка.

Узнав об успехе Камилы, тренер курса попросил ее показать конспекты. На его удивление, это были не просто конспекты, а целая методичка его курса. Тренер спросил ее: «Не методолог ли она?» и попросил оцифровать тетрадь.

«После его слов я начала гуглить, кто такой методолог. Я даже не знала, что есть такая профессия. Я же просто конспектирую. Но я стала понимать, что появилась гипотеза, на которой можно зарабатывать. Я обратилась за помощью к ментору: какой бизнес мне начинать? Он спросил, что нравится? Я ответила, что люблю делать конспекты. Он слегка ухмыльнулся и сказал, что, может быть, все-таки стоит поискать что-то в сфере дизайна интерьера. Одновременно ко мне обратился тренер курса с вопросом, сколько будет стоить разработать методичку его курса,» — смеется Камила.

Ментор подсказал Камиле запросить 500 долларов. В итоге тренер расплатился дополнительными консультациями. И хотя денег от продажи Камила не получила, гипотеза была доказана. Камила поняла, каким бизнесом хочет заниматься дальше. Решила позиционировать себя методистом онлайн-курсов.

Открытие своей компании

Поначалу, чтобы создать портфолио, а также набрать рекомендации и отзывы, Камила создавала методички для онлайн-курсов.

«Тренер курса попросил записать видеоотзыв о работе со мной как с методологом. За 2020-й год собрала кучу отзывов. Меня стали узнавать как эксперта. Но продаж пока не было. А я еще даже не знала, какую услугу буду оказывать. И ментор сказал: «Берем гипотезу и тестируем, чтобы за нее были готовы заплатить деньгами. Нижняя планка — 500 долларов,» — говорит Камила.

Девушка предложила трем коучам идею, как структурировать свои знания и опыт, по 500 долларов. Они перевели ей деньги, и задание ментора было выполнено. Камила продала идею, но еще не знала, что и как упаковать в продукт. Главное, что она провела исследование, поняла боль клиента и какое решение ему нужно. Впоследствии вернула деньги коучам.

«Это и есть самое главное в работе методолога и продажника. И еще я поняла, что не хочу заниматься просто методичками, а хочу, как методолог, разрабатывать концепции образовательных проектов, проектировать CJM — client journey map, еще говорят student journey map, создавать структуру образовательных продуктов,» — подчеркнула методолог.

Камила решила набраться знаний и заканчивает онлайн-курс «методист онлайн-курсов» в Нетологии. А после долгих поисков находит известного методолога в сфере образования. На Западе методолог называется instructional designer или eLearning designer, то есть дизайнер инструкций. В СНГ этому не учат, и методологи в дефиците.

«Я нашла в Инстаграме главного методолога в Министерстве образования Москвы, но тогда она не обучала. Написала, что изучила ее страницу и прошу взять надо мной наставничество. В итоге она согласилась, но только в составе группы. Она набрала еще троих человек. У меня был один запрос: как придумать мою услугу, где я могу разрабатывать образовательные продукты. Два месяца она меня обучала. Попутно я закончила другие курсы. Через полгода я была готова,» — вспоминает Камила.

В 2021 году со знаниями методолога и сертификатами Камила берет двух клиентов. С этого момента девушка запускает страницу в соцсетях, где позиционирует себя как методолога образовательных онлайн-курсов. Свою услугу она назвала разработкой структуры образовательного онлайн-продукта. За разработкой стали обращаться эксперты, предприниматели, коучи и тренеры.

«На меня стали выходить известные люди, например, Маргулан Сейсембаев, Асель Машанова, Аида Кауменова и другие. Думаю, это стало возможным, потому что в пандемию произошел бум онлайн-обучения, и в Казахстане не было методологов в этой сфере,» — объясняет девушка.

Бизнес сегодня

Сегодня у компании Камилы два направления: консалтинг и онлайн-обучение в студии методологии. Она основатель и руководитель. В компании работает 20 человек, из них 11 методологов, и все находятся в разных странах. Все методологи — признанные знатоки и практики эффективных инструментов методологии, работали над образовательными проектами: Kaidzen University, Institute of Yoga Pradnya, Metabody, Marketing Factory, школа технастройки Асель Молдашевой.

Причем с некоторыми из методологов она познакомилась еще на курсах в Нетологии, а потом пригласила к себе в команду. Все работают дистанционно. Кроме того, работают менеджеры по продажам, юрист, бухгалтер, бизнес-координатор и фрилансеры на аутсорсе: дизайнер, таргетолог. Маркетингом Камила занимается сама.

В 2023 году оборот компании составил 100 млн тенге. Компания создала более 120 образовательных продуктов в основном в Казахстане, а также для русскоговорящих клиентов из США, Сингапура и Индии.

«Сейчас почти каждый человек может создать свой онлайн-курс и продавать знания и опыт. Например, учитель химии может обучать начинающих преподавателей, учитель казахского языка может брать в онлайн-наставничество предпринимателей и помогать им подготовиться к выступлению на конференции на казахском языке,» — говорит методолог.

5 качеств, которым научилась Камила Бахтиар

1. Не бояться погружаться в узкую тему. Надо просто разобраться. Например, я знаю, что не буду работать таргетологом, но я должна разобраться, как работают конверсии, какая цена за клик и т. д. Я, например, чтобы понять бухгалтерию, заплатила бухгалтеру, и он меня неделю обучал.

2. Второе — это навык менять взгляд на задачи от фокусированного до панорамного и наоборот. Фокусированный взгляд позволяет погружаться в детали, не отвлекаясь на другие задачи. А панорамный взгляд позволяет видеть происходящее целиком. И только в этой совокупности взглядов можно достичь желаемых результатов.

3. Очень важна доброжелательность. У тебя клиенты, команда, подрядчики. Я поняла, что могу в течение дня быть очень раздраженной. Такая резкость недопустима. Бывает сложно, и тогда я ставлю себе установку, что в течение месяца не буду резко с кем-то разговаривать. Когда ты доброжелательный, ты спокойный, а значит можешь разобраться в вопросе.

4. Всегда быть в состоянии нуля. То есть не делать никаких движений в возбужденном состоянии. Даже если у тебя радость или горе. Нужно через дыхание вернуться в ноль. В бизнесе ты всегда думаешь, что будет завтра. Не надо паниковать. Подышала 5 минут и вернулась.

5. Нужно завершать дела. Сейчас много людей прыгают с места на место. Сегодня он нутрициолог, завтра уже астропсихолог. Людям кажется, что в другой нише «трава зеленее». А почему так? Потому что они принимают решение на эмоциях. Они вдруг решили, что нужно делать что-то другое. Не закончили начатое, а уже другое начали. Поэтому научный подход — это когда ты основываешься не на эмоциях, а на данных, например, ведешь ежедневно ROI-калькулятор и знаешь показатели и конверсии на каждом этапе пути клиента. Это и есть бизнес. Он должен быть системным, прогнозируемым.

Вам может быть интересно

Как геодезист из Караганды стал промоутером и привез в Алматы Limp Bizkit

архитектураКазахстанказахстанцыКисе КурокаваметодологМой бизнесонлайн-курсыЯпония