«У Нацбанка есть психологический рубеж в 500 тенге за доллар. Если курс будет 495, то они могут нажать на стоп-кран». Эксперт рассказал, что влияет на курс тенге к доллару
9 октября тенге потерял в цене 0,9 % по отношению к доллару и преодолел отметку в 491 тенге за доллар. Только за последнюю неделю курс ослаб на 1,61 %, с 483,21 тенге за доллар. Скачок курса вызвал вопросы у экспертов, а аналитики Halyk Finance предположили, что курс тенге всt-таки не является свободным и находится под управлением Нацбанка.
Узнали у экономиста Касымхана Каппарова, что влияет на курс тенге к доллару, причем тут трансферты из Нацфонда и что делать казахстанцам.
Об эксперте
Касымхан Каппаров — экономист, основатель экспертной платформы Ekonomist.kz.
«До конца года еще три месяца, а предложение долларов уже снизилось»
— Касымхан, курс тенге свободно плавающий или все-таки нет?
— Официально он свободно плавающий, но по факту структура нашей экономики такова, что мы не можем себе позволить свободно плавающий курс, потому что мы — нефтяная экономика.
Объясню, как это связано. У нас очень большие доходы от продажи нефти. И эти нефтедоллары продаются на внутреннем рынке за тенге, что приводит к его укреплению. Но проблема нефтяной экономики в том, что если бы у нас все деньги от продажи нефти заходили в экономику, курс тенге укреплялся бы, и, соответственно, покупательная способность в тенге была бы высокая. С одной стороны, это хорошо, но с другой стороны — плохо, потому что товары, которые мы у себя производим, были бы слишком дорогими.
Поэтому когда-то создали Национальный фонд. Его основная цель — это диверсификация экспорта, то есть снижение доли нефти в общей структуре экспорта. Да, механизм не идеальный, но это лучше, чем если бы его не было. Ведь бывают циклы, когда цена на нефть падает. В этих случаях Нацфонд помогает стабилизировать экономику.
— Объясните, как трансферты из Нацфонда влияют на курс тенге к доллару?
— Часть долларов из Нацфонда продается на Казахстанской фондовой бирже KASE, чтобы наполнить внутренний рынок. Покупают их юрлица, импортеры и так далее. А так как мы чрезвычайно импортозависимая страна, доллары постепенно утекают обратно за границу, потом опять притекают и так по кругу.
Теперь мы подошли к трансфертам. Из Нацфонда трансферты выделяются в экономику страны двумя путями. Первый — это гарантированный трансферт, когда на год фиксируется сумма, которую можно изъять из Нацфонда. Это примерно от 7 до 10 млрд долларов в год. Эта сумма переводится в бюджет страны.
Есть еще целевые трансферты. Это когда выделяют средства на определенные нужды и проблемы. Допустим, нужно спасти банки или строительные компании от банкротства. Или дольщиков. Такие случаи в нашей истории уже были.
Раньше на KASE объем покупки был ежеквартальным, но с недавних пор Нацбанк начал продавать ежемесячно, при этом, чтобы не было арбитража и спекуляций, не объявляют, какие объемы будут продаваться.
Так вот, гарантированный объем, который идет в бюджет, влияет на курс нацвалюты. Желательно, чтобы он из года в год был стабильный. Но у нас с прошлого года проблема в том, что в бюджете дыра на 1,5 трлн тенге из-за недобора налогов. И эти 1,5 трлн тенге правительство закрыло за счет того, что попросили компании авансом выплатить НДС за 2024 год в конце 23-го года. Поэтому все трансферты, которые закладывались на этот год, уже использованы. И на рынок деньги из Нацфонда уже не приходят.
Получается, что до конца года у нас еще три месяца, а на стороне предложения долларов уже снизилось. Но эти три месяца спрос на доллары все равно сохраняется, потому что компаниям и населению нужны доллары. И сейчас идет разбалансировка между спросом и предложением.
— В чем причина недобора налогов?
— В том, что у нас выросли расходы бюджета, в основном на социалку. И из-за этого возникла дыра в прошлом году. Кроме того, в начале 2024 года из-за паводков были дополнительные расходы, которые частично закрыли за счет помощи бизнесменов из списка Forbes.
Собираемость налогов с тех пор не улучшилась. Это такой накопительный эффект. И это главная причина, из-за которой уже в этом году обсуждались изменения в Налоговом кодексе.
Также недоимки прошлого года можно объяснить последствиями событий во время Кантара, которые отразились на экономике. Компании уменьшили свою налоговую дисциплину, старались не выплачивать дивиденды. В политике была неопределенность.
Курс может упасть на 5-10 тенге, в процентном соотношении это 1-2 %. Это не повод для паники
— Как долго, по вашему мнению, может продолжаться ослабление тенге? Что может изменить эту тенденцию?
— Сейчас Минфин РК разместил облигации на 1,5 миллиарда долларов. Скорее всего, их будут заводить на рынок через биржу. Если этого не хватит до конца года, тогда сделают похожую схему с покупкой акций «Казмунайгаза», как в прошлом году, и с покупкой акций «Казатомпрома» в этом году. Скорее всего, либо эти две компании, либо какая-то третья госкомпания продаст свои акции в Нацфонд.
— Есть мнение, что курс российского рубля, который опускается, тоже оказывает влияние на курс тенге. Что вы скажете?
— В принципе, у нас сохраняется зависимость от курса рубля к доллару. Но мы видим, что в последнее время движения рубля не синхронизированы с курсом тенге. То есть курс рубля потихоньку девальвировался, но тенге более-менее держался. Частично это тоже отложенный эффект, потому что по импорту мы, конечно, снижаем зависимость от России, но пока она еще высокая.
— Что сейчас делать казахстанцу? Покупать доллары, продавать доллары или ничего не делать?
— Всегда надо смотреть на изменения курсов. Но не просто смотреть, вырос он или упал, а понимать, на сколько процентов. Небольшие колебания в пределах 5 % — это, на самом деле, нормальная волатильность. Это и есть то, что Нацбанк называет свободно плавающим курсом.
Если более 5 %, то это уже сигнал к девальвации. Поэтому сейчас курс может упасть на 5-10 тенге, в процентном соотношении это 1-2 %. Это не повод для паники. А покупать или продавать доллары — это уже личная ответственность каждого.
Спрос на тенге сохраняется, поэтому, на мой взгляд, будет больше давления в сторону роста курса тенге. Я думаю, что курс тенге к доллару сильно не упадет. Вообще, у Нацбанка есть психологический рубеж в 500 тенге за доллар. Если курс будет 495, они могут нажать на стоп-кран.
Вам может быть интересно