Карагандинцу Олегу Ходыкину 39 лет. Он окончил политехнический институт по специальности «геодезист». Несмотря на то, что поступил туда из-за маленького конкурса и шанса учиться на гранте, наука показалась будущему промоутеру интересной. После учебы Олег пару лет проработал по специальности, но дальше дело не пошло.
Музыкой Олег увлекся еще в школе. После уроков юноша самостоятельно учился игре на гитаре и посещал частных преподавателей, а на первом курсе собрал новый состав недавно распавшейся музыкальной группы. Впоследствии они исколесили с «Lemon Frame» всю страну и ближнее зарубежье.
«С родителями мне повезло: они не были против моего увлечения музыкой во время студенчества. Это развило мое творческое мышление. Но выбор профессии я сделал после поездки в США, когда понял, что хочу заниматься не столько музыкой, сколько организацией больших концертов кумиров, чтобы казахстанцы тоже имели возможность прикоснуться к подобным шоу», — рассказывает Олег Ходыкин.
Мороженое, покупка оборудования и Radiohead
В 2008 году Олег вместе с товарищем поехали на все лето по программе Work and Travel в США. С утра до позднего вечера развозили мороженое в окрестностях штата Нью-Джерси. Помимо работы молодые казахстанцы планировали попасть на концерты известных американских музыкантов и дать им послушать свой диск. Они купили билеты на концерт любимой группы Staind и пришли за 5 часов до начала, в надежде поговорить с кумирами.
«Мы нашли служебный выход, где стояли туровые автобусы Staind и 3 Doors Down. Дождавшись, когда басист и гитарист Staind выйдут покурить, мы подозвали их и рассказали, что мы из Казахстана. Они, честно, офигели, но с удовольствием взяли наш диск, пообещав, что передадут его вокалисту Аарону Льюису. Спустя годы, я организовал концерты Адама Гоньте в Казахстане из группы Saint Asonia, в которой как раз играет тот самый гитарист из Staind», — вспоминает Олег.
Кроме того, казахстанцы хотели купить звуковое оборудование, чтобы сдавать его в аренду в Караганде. Олег задумывался о том, как построить бизнес в музыкальной среде в Казахстане, которая в то время была в зачаточном состоянии. В США парни заработали около 3-4 тысяч долларов, которые потратили на покупку мультикора, комбика, усилителей, бас-гитары. Подобное оборудование в Казахстане тогда было сложно найти.
«До поездки я уже организовал пару концертов нашей группы в Караганде и понимал, чего не хватает на карагандинском рынке из качественной техники. На какое-то время мы стали лидерами по прокату оборудования, которое у нас арендовали организаторы концертов и музыканты. Так мы пытались развивать локальный рынок», — продолжает промоутер.
А особое значение для Олега получил концерт группы Radiohead, на который ему удалось попасть.
«До этого я был на стадионах в Караганде, когда приезжали российские рок-группы. Но концерт Radiohead был настолько другим уровнем, что меня осенило: я должен организовывать такие выступления в Казахстане, чтобы зрители увидели этот свет и звук, прочувствовали этот кайф», — говорит он.
В первый же день после возвращения из США Олег уволился из геодезии и начал организовывать локальные концерты. Прокат оборудования не приносил больших денег, но на хлеб хватало. К тому же музыканты сами репетировали на нем.
Клуб «Свинцовый дирижабль»
Выход на более высокий уровень у Олега произошел после знакомства с Сергеем Полещуком, бизнес которого не имел отношения к музыке, но который регулярно посещал выступления группы. Он предложил создать в Караганде клуб с качественным звуком и светом, в котором могли бы выступать местные музыканты.
«Я ответил, что могу открыть такое место, потому что знаю, что нужно зрителям и каким должен быть звук. Мы открыли клуб „Свинцовый дирижабль“», — рассказывает Олег.
Сергей Полещук нашел помещение и закупил оборудование для клуба, а Олег стал арт-директором. Вместе они проработали долгое время. Для арт-директора это был один из поворотных моментов в карьере, потому что он начал посвящать все свое время развитию клуба, и в 2014 году впервые сам привез зарубежных артистов — группу Total.
«Сергей Полещук еще в студенчестве ходил на концерты Led Zeppelin и Deep Purple в Питере. Музыка для него — одна из составляющих жизни. А в музыке без меценатов никак. Должен быть человек, который готов вложить деньги, не ожидая, что они окупятся, потому что это непредсказуемый бизнес», — объясняет Олег Ходыкин.
Больших денег клуб не приносил. Организаторы брали плату только за вход, чтобы покрыть расходы. Вопрос о том, чтобы открыть ночной клуб с продажей алкоголя и привозом диджеев, что принесло бы немалую прибыль, не стыковался с идеей устраивать андеграундные концерты с малоизвестными артистами, где зрителей набиралось всего 20-30 человек.
«Но это такие кайфовые концерты, когда ты просто растворяешься в музыке, потому что происходит невероятная синергия между немногочисленными зрителями и музыкантами, которые играют от души», — говорит промоутер.
За все время работы клуба «Свинцовый дирижабль» Олег Ходыкин привез в Караганду такие группы как Soulfly с Максом Кавалерой, «Ляпис Трубецкой», «Крематорий», «Калинов Мост», Animal Jazz, Lumen, «Смысловые Галлюцинации» и др.
Через три года Олег понял, что есть коллективы, на которые приходит больше зрителей, чем может вместить зал. Он обратился в недавно построенный Центр бокса в Караганде. Их зал идеально подходил для больших концертов. Руководство центра поначалу скептически отнеслось к предложению, но после пробного концерта, на котором выступила группа «ЧИЖ и Ко», они поняли, что карагандинцы и гости города будут приходить на большие концерты.
Олег следил за турами групп по России и, когда они гастролировали в Новосибирске или Екатеринбурге, приглашал их в Караганду.
Limp Bizkit в Алматы
Самым ярким событием в карьере Олега Ходыкина стала организация концерта известной американской группы Limp Bizkit в Алматы в 2015 году. На тот момент у Олега уже сложились деловые отношения с промоутерами из Новосибирска, куда в 2010-х приезжало много именитых артистов. В 2013 году в Новосибирск как раз прилетали Limp Bizkit.
«Я сказал их промоутеру, что хочу сделать концерт группы в Казахстане. Мы просчитали затраты и сделали предоплату. По цифрам я понимал, что это может быть только в Алматы. Это стало возможным, потому что у группы был тур по 20 городам России, и закончить его в Алматы было рентабельно. Только на организацию мы тогда потратили около 400 тысяч долларов», — поясняет Олег.
Прямо перед концертом, когда промоутер должен был рассчитаться, в Казахстане произошла девальвация тенге.
«Неожиданно, просто на ровном месте, Limp Bizkit стали дороже в два раза. Возникла очень сложная ситуация. Мне пришлось занимать дополнительные деньги, но, несмотря на все сложности, они прилетели в Алматы и дали сногсшибательный концерт. По-моему, такого больше не было, чтобы в Казахстане выступила американская группа на пике своей славы», — делится Олег.
В 2019 году Олег с супругой переехали в Алматы.
«Если честно, я бы переехал раньше. Просто у нас была группа в Караганде. Мы выступали, играли, путешествовали, и это не давало мне возможности уехать. Мне этот город всегда нравился. Я долгое время об этом думал, но в какой-то момент мы просто взяли и переехали», — говорит он.
После переезда Олег плотно занялся турами иностранных артистов по Казахстану. Среди привезенных им звезд: вокалист Rammstein Тилль Линдеманн, The Rasmus, Adam Gontier (экс-вокалист Three Days Grace), Sepultura, P.O.D., Alex Clare, Kadebostany и другие.
Как организовать концерт иностранной группы в Казахстане
Концертное агентство Олега постоянно находится в поисках инвестиций.
«Как и любой бизнес, концертный требует подпитки извне. Когда я делал „Свинцовый Дирижабль“, мой партнер входил как инвестор и возвращал свои деньги с процентом после продажи билетов на концерт. Когда концерт не окупался, мы делили риски. Концертное агентство — это всегда риски», — рассказывает Олег.
Прибыль от концертов делится в зависимости от того, сколько денег вложил инвестор. Например, если стоимость проекта составляет миллион, а инвестор вкладывает 200 тысяч, то он получает прибыль в соответствии с вложенным.
«Многие бизнесмены видят полные залы и думают, что все просто: вложил тысячу — получил пять. Но это не всегда так. Например, на концерте Би-2 с симфоническим оркестром в Алматы мест в зале не хватило на всех, и, соответственно, прибыль была. А вот пример обратный: на концерте группы „Сплин“ в Астане, в зале на 2000 человек, пришло всего 700. Это фиаско. Но, несмотря на это, мы едем дальше и в других городах добираем кассу», — объясняет Олег.
Нельзя рассчитывать на прибыль только от одного концерта. Нужно планировать работу на год-два. Бывают проекты, которые не окупаются, и это может зависеть от множества факторов.
«Недавний наш провал с приездом американского рэпера Xzibit — тому подтверждение. Кто мог подумать, что на музыканта такого уровня и узнаваемости купят меньше 100 билетов? Даже с таким опытом бывают подобные фейлы», — признается Олег.
Микрозелень вместо концертов в локдаун
В 2020 году, в разгар пандемии, все концерты в Казахстане, как и во многих странах, были отменены или перенесены. Олег успел провести тур с группой «Чайф», но тур «Пикник» пришлось перенести. Промоутер не знал, чем заняться, и даже подумывал стать курьером. Однако, идея все же пришла — Олег, будучи вегетарианцем, давно задумывался об открытии эко-фермы. Найти 50 миллионов тенге на это было нереально, поэтому он стал выращивать микрозелень дома. Олег изучил процесс выращивания рукколы, базилика, подсолнечника, брокколи и других культур на подоконнике.
«Мне повезло, что мой прошлый опыт работы был связан с ресторанами, куда я приводил музыкантов. Некоторые рестораторы заинтересовались новым продуктом и начали закупать микрозелень. Так появились первые крупные клиенты», — вспоминает Олег.
Промоутер купил небольшую партию семян четырёх культур на 100 тысяч тенге в месяц. На пике он выращивал 12 видов микрозелени. Работали три человека: Олег, его жена и развозчик продукции. Средняя цена бокса микрозелени составляла 800-1000 тенге, а компания поставляла продукцию 20 заведениям в Алматы, включая популярные сети кофеен Vanilla, Nedelka и другие. По словам Олега, маржинальность бизнеса достигала 60-70%. В неделю продавалось около 150 боксов.
Но после пандемии Олег вернулся к любимому делу, а микрозелень временно оставил.
«Я понял, что это требует много времени и внимания. Продукт готов, упакован, и его можно продавать. Однако я поставил это на паузу. Возможно, в будущем возобновлю проект. Дома я до сих пор ее выращиваю — это очень полезно и вкусно. На этом действительно можно зарабатывать», — делится опытом Олег.
Почему мировые звезды не едут в Казахстан на пике своей славы?
Сегодня компания Олега Ходыкина называется Zeppelin Concert. В ней около десяти человек. Из них пять работают в штате, занимаясь организацией туров, переговорами с артистами и СМИ. На время проведения концертов привлекаются волонтеры, технический персонал и т. д. Олег является основателем и владельцем компании.
«Когда мы организовывали концерт Limp Bizkit, я рассчитывал, что музыканты вернутся домой и расскажут: „Чуваки, там нормальная страна, держат слово, платят сколько обещали“. Мне удалось привезти известных западных артистов, и медленно, но верно Казахстан становится более привлекательным для мировых звезд. Недавний приезд 50 Cent это подтверждает: артист мирового уровня с гонораром около миллиона долларов уже может выступить у нас», — говорит Олег.
Главной проблемой Олег считает отсутствие подходящей площадки в Казахстане.
«Чтобы провести концерт звезды мирового уровня, нужна площадка на 30 тысяч человек минимум. Например, на концерте Земфиры в „Алматы-Арене“ зал был полон, но в нем всего 9 тысяч мест. Это слишком мало для окупаемости концерта. Если только билет не будет стоить 300 тысяч тенге, как на концерт 50 Cent. Однако после этого продажи на другие концерты упали. Люди, взявшие билет в кредит, вряд ли скоро смогут позволить себе другие мероприятия. Рынок не готов к таким ценам. Нужна большая площадка, чтобы сделать цену билетов доступной», — делится мнением Олег Ходыкин.
Вам будет интересно:
«В планах — продажа 20 франшиз». Якутка объездила полмира — и открыла арт-студию в Алматы