«В планах — продажа 20 франшиз». Якутка объездила полмира — и открыла арт-студию в Алматы

Марика Андреева, 35-летняя уроженка Якутска, пыталась построить жизнь в Мексике, США и Грузии. Но Казахстан, куда девушка с семьей переехала два года назад, полюбила больше. Здесь бизнесвумен, прежде руководившая мастерской по изготовлений корпусной мебели и Центром незрячего массажа, открыла арт-студию KYN, где собирается объединить искусство и цифровые технологии. Как именно — в ее монологе для Digital Business Finance.

«Алматы. Мы были поражены»

В Якутске суровые зимы — 50-градусный мороз и 6-7 месяцев без солнца, а это сильно сказывается на организме и психике. Я давно поняла, что не хочу жить в таких условиях, поэтому вот уже 11 лет кочую по миру — сначала одна, а потом с мужем и ребенком. Мы жили в Мексике и США — на Гавайях, в Майами и Лос-Анджелесе.

Потом переехали в Грузию, где нам очень понравилось. Во-первых, потому что жить там можно экономно. А во-вторых, нас окружали очень добрые и гостеприимные люди. Но все-таки их менталитет отличается от нашего, так что отправились дальше.

В то время в Якутске началась большая суета: люди повально переезжали. Наша семья тоже решила вновь сменить место жительства. Выбор пал на Алматы, хотя я никогда не бывала в городе и ничего о нем не слышала. А картинки в интернете, как оказалось, не отражают сути южной столицы.

Мы были поражены, что это развитый, очень красивый и чистый город. Сразу же полюбили его всем сердцем, осознав, что Казахстан — самое комфортное для нас место.

У нас не было знакомых в стране. Уже устроившись здесь, познакомились с земляками, многие из которых, как и мы, переехали в сентябре 2022-го. У нас сложилось небольшое коммьюнити, и мы стали организовывать национальный праздник народа Саха Ысыах. В этом году он прошел второй раз, и по неофициальным данным собрал около трех тысяч якутян. Думаю, их гораздо больше.

Если бы стоял выбор между Алматы и каким-то другим местом, я бы предпочла первый вариант. Люблю этот город всем сердцем и уже не представляю, как буду жить без него. А я знаю, о чем говорю, все-таки побывала во многих странах

Знаете, как я говорю? Якутия — это сестра, а Казахстан — ее старший брат. Оказавшись здесь, я будто приехала в гости к брату, окутавшему меня заботой, уверенностью и любовью. Я очень благодарна стране за то, что я могу расти, зарабатывать, прорубать новые окна в мир.

Первый в России Центр незрячего массажа

Я очень долго работала в мэрии Якутска. Будучи дизайнером-художником по образованию, открыла мастерскую по изготовлению корпусной мебели. После рождения ребенка мы с мужем первыми в России, а может, и в СНГ, создали Центр незрячего массажа. Это заведение площадью 70 «квадратов» работает и сейчас. В нем трудятся 9 незрячих и слабовидящих человек. Все получили специальное медицинское образование и обучились массажу. За счет того, что тактильность у них выше, чем у видящего человека, они справляются лучше кого-либо еще. Фишка в том, что именно у нас клиент может получить услугу на очень высоком уровне.

Мы стали первыми социальными предпринимателями и единственной компанией в республике, устроившей столько людей с ограниченными возможностями. Наш Центр работает и сейчас — отдали его в субаренду.

IT+ART

Арт-студия KYN открылась в Алматы в прошлом декабре. В начале июня мы проводили лагерь для детей от 8 до 12 лет с двумя направлениями — IT+Art. Развивали у детей креативное мышление, обучали традиционной живописи, в том числе созданию фактуры и пониманию объема. А IT-школа, с которой начали сотрудничать ранее, учила ребят в том числе 2D- и 3D-моделированию. То есть мы как бы объединили академическое и цифровое искусство и развиваем оба направления у учащихся.

Этой осенью расширяем и внедряем IT-продукт и в цифровом, и в традиционном формате.

Весь мир идет к цифре

Какую нишу ни возьми, любая отрасль в мире в наше время развивается в цифре. Даже если не сейчас, то через полгода или пять лет все отрасли, так или иначе, станут цифровыми. Традиционное искусство останется актуальным, но в меньшей степени. При этом важно, чтобы те, кто решит связать жизнь с digital-art, владели навыками академической живописи, построения композиции, золотого сечения, глубины визуала и знали внутреннюю геометрическую динамику. С этими знаниями проще перейти на более высокий уровень и реализоваться в онлайн-пространстве.

Я могу назвать имена цифровых художников, у которых нет этих знаний. Они очень плоско рисуют, а их картины в виртуальном пространстве выглядят просто и даже по-детски. И это не потому, что они не хотят делать лучше, а от нехватки способностей. Моя задача — внедрить академические знания в цифру, погрузиться в виртуальный мир с помощью традиционного искусства.

«У каждого есть талант»

Я профессиональный художник. Ремеслу посвятила 18 из 35 лет жизни. Сначала училась в художественном лицее, потом в училище, а позже получила два высших образования по специальности «дизайн средового пространства» — в Москве и Якутске.

Бытует мнение, что мастер кисти — обязательно бедный, чуть ли не нищий, человек. Если он пишет картины, значит, точно страдает или голодает. Это убеждение мне совершенно не нравится. Я очень хотела запустить арт-бизнес и в первую очередь доказать себе, что можно добиться успехов в искусстве.

В США и Европе это уже хорошо заметно: там каждый глобальный артист, проект или компания реализуются через искусство. В этом плане западные страны лет на сто опережают СНГ. Мы только сейчас приходим к этой политике, и для меня было важно разработать четкую систему и сделать классную арт-студию, где можно зарабатывать и бороться с предубеждениями.

Я всегда была творческим человеком. За что бы я ни взялась, все получалось, в основном благодаря своей жилке и креативному мышлению. Поэтому странно слышать, когда люди говорят мне, что у них нет таланта — а это 70% моего окружения. Я уверена, что в студии каждый может проявить себя. Здесь все раскроют творческий потенциал, создадут крутые работы и наверняка подумают — «вау, я могу создать шедевр».

А это значит, что их мышление станет шире. Творческое мышление — это умение подойти к задаче с другой стороны, поменять свой взгляд, найти прорывное решение. Его можно и нужно развивать, ведь в отличие от человека роботы пока мыслить не научились.

В арт-студии мы, например, запросто нарисуем абстрактную картину, используя физику и гравитацию. Для этого у нас есть разные устройства, в том числе специальные качели. Их механизм таков: краска заливается в сосуд, устройство раскручивается и получаются разные геометрические формы. Также мы бросаем шарики с краской — за счет удара выходят классные изображения, а человек снимает психологическое напряжение. В этом плане арт-студия напоминает разрушительные комнаты, где можно разбить телевизор или посуду, таким образом избавившись от стресса. Но у нас релакс не через разрушение, а через созидание и создание красоты.

Трудности, с которыми я столкнулась

Первой трудностью, с которой я столкнулась, был сам переезд. Я, девушка из маленького северного городка в глубокой глуши, где живет 300 тыс. человек, попала в мегаполис-милионник, где нет ни одного знакомого. Сложно было свыкнуться, что рядом нет близких, кроме мужа и ребенка. Нужно было привыкать к новой стране с ее менталитетом и культурой — а это тоже очень непросто. Иногда руки опускались, но хотелось развиваться и зарабатывать именно в Алматы.

Я выгляжу как казашка, поэтому со мной часто заговаривали на казахском языке. Я отвечала на русском, что не понимаю, что мне хотят сказать, и нередко слышала: мол, как это так — казашка, а не знает родного языка. Только потом я поняла, что мне лучше говорить, что я из Якутии, поэтому и не могу выстраивать предложения правильно. После этого коммуникация строилась совершенно иначе: люди открывались и вели себя дружелюбно. Спрашивали, почему я переехала, как обстоят дела в моей республике и т.д. Я, к слову, по сей день не говорю, но немного понимаю казахский. Но я и на якутском не общаюсь: мне проще на русском. Но наш сын ходит в казахский садик и уже разговаривает.

Еще одна проблема возникла, когда мы искали помещение для студии. Я хотела открыть ее в локации с хорошей проходимостью и удобной парковкой. А торговый центр Forum подходил как нельзя кстати. Мы дважды пробовали договориться, и каждый раз нам отказывали, аргументируя это тем, что хотят работать с уже крупными и уже известными брендами, которые привлекли бы больше посетителей. Но я делала все, чтобы в нас поверили, и, в конце концов, добилась своего. На третий раз нам дали согласие. Сейчас за наш счет ТРЦ принимает в среднем от 400 посетителей ежемесячно.

Ремонт — отдельная история. Мы амбициозные ребята, поэтому сняли помещение на 120 «квадратов» с шестиметровыми потолками и панорамными окнами. Но сдавалось оно с черновой отделкой, так что все пришлось делать самим. Покупка любой детали, даже простой межкомнатной двери, превратилась в целый квест. Я не знала, где найти качественную и недорогую, поэтому мне пришлось без каких-либо знаний детально исследовать огромный рынок, тратя на этого внутренние ресурсы и время.

В семьях Якутии в основном матриархальное воспитание. Такой уклад складывался на протяжении многих веков. Я сама выросла в такой семье, поэтому выстраиваю коммуникацию с людьми соответствующим образом. В Казахстане я чувствую влияние патриархата. На бизнес-встречах и в бизнес-клубе одни мужчины. Первое время это вводило меня в ступор, так как у меня нет понимания о различии между мужчинами и женщинами или интеллектуальной доминантности между полами.

Думаю, людям, у которых нет внутреннего фундамента, было бы очень сложно запустить бизнес в чужой стране. Даже у меня спустя полгода после открытия арт-студии проскакивает толика сомнения. Но я все-таки уверенный в себе человек, так что мне проще развивать свое дело и справляться с неурядицами.

Цель — 13 млн тенге

Чтобы открыть арт-студию, нам понадобилось 32 млн тенге. Большая часть, где-то 80%, ушла на ремонт. Все работы мы выполнили своими силами, постаравшись сделать пространство суперсовременным. При этом мебели у нас практически и нет — с ресторанами точно не сравнимся в этом вопросе. Немало потратили на обеспечительный платеж, пожарную безопасность.

Средний чек в арт-студии — 12, 5 тыс. тенге. Оборот порядка 8 млн, маржиналность — 40-43%. Прибыль пока 4 млн, но моя цель — 13 млн.

«В планах — продажа 20 франшиз к 2025 году»

За полгода мы вошли в топ-3 арт-студий Алматы, и мне кажется, что это мощный результат. Кроме того, ташкентский предприниматель купил у нас франшизу. Что, впрочем, не новость: каждый месяц нам поступают 1-2 подобных предложений.

Как планировалось, в сентябре мы запустили IT-направление. Еще в лагере было понятно, что оно понравится детям — а сейчас в этом убедились. Все-таки куда приятнее не весь день сидеть за компьютером, а разбавлять это дело искусством.

С начала осени мы также рекламируем франшизы. Сейчас идут переговоры, чтобы одна появилась в Астане. А к 2025 году мы хотим продать 20 франшиз. В идеале — в том числе в Майами, Лос-Анджелесе и Китае.

В прошлом году я организовала собственную выставку, совместный проект с незрячими людьми в государственном музее искусства РК им. Кастеева. Я бы очень хотела увезти ее в Нью-Йорк, чтобы и там посмотрели, как через картины можно погрузиться в другую реальность без визуала, где нет света и теней. Эти работы помогают нам увидеть мир незрячих и расширяют наши границы.

Быть сразу и создателем, и продавцом — не лучший путь для предпринимателя

Вообще классно, когда ты полностью систематизировал бизнес. Но понятно, что не все могут сделать это сразу. В предпринимательстве есть несколько направлений. Начинающий ремесленник занимается сразу всем — он и продавец, и проектировщик, и создатель. Это говорит об неуверенности предпринимателя в своем продукте: мол, кроме тебя, никто не сделает лучше. Я прошла этот этап, когда руководила мебельной студией. Мне это не нравилось: ты тратишь много сил, не справляешься, ошибаешься, выгораешь. Вот и не можешь подняться на ступень выше.

Я советую женщинам в бизнесе стартовать сразу со второго уровня — это когда ты нанимаешь работников и часть задач делегируешь им. Так я поступила в Казахстане, доверившись местным профи, которое явно понимает лучше меня.

Сейчас в Клубе предпринимателей, где я состою, мне говорят, что «купи-продай» — сложное направление, бизнес нужно переводить в IT, что я и сделала. Я очень благодарна этим людям, которые промыли мне голову.

«Я не понимаю и не поддерживаю патриархат»

Как-то лектор, на чьи занятия я ходила, попросил меня рассказать о выставке картин незрячих и жизни в Якутии. Я начала говорить о том, что выросла в матриархальной семье, я не понимаю и не поддерживаю патриархат. Трое мужчин просто встали и вышли — так неприятно им было это слушать.

Когда ты яркая, красивая, амбициозная женщина, которая ярко и дерзко проявляет себя в каком-то сообществе из мужчин, тебя негласно давят морально. Я, воспитанная в матриархальной семье, не поддаюсь, я соперничаю с сильным полом. Я неплохо разбираюсь в искусстве, политике, экономике, бизнесе, психологии. А когда проявляешь себя как интеллектуал, многие вопросы снимаются.

В общем, я прямо чувствую патриархат в Казахстане, но мне это и нравится — я стараюсь силой своего ума хотя бы выравнять отношения между мужчиной и женщиной.

Вам будет интересно
«Я верила, что должна идти дальше». Как казахстанка создает в Талгаре школу своей мечты
KYNАлматыБизнесКазахстанМарика Андреева