«Перестроили все под жизнь на озере». Семья из Астаны купила дом на колесах и спонтанно создала кемпинг в Боровом

Яна Федорцива отучилась на оценщика недвижимости, но ни дня не работала по специальности. После университета она вышла замуж и начала заниматься фотографией. Любовь к фотоискусству и эстетике породила еще одно желание — создать небольшую зону отдыха рядом с Астаной, родным городом Яны. К сожалению, подходящего места не нашлось. Зато позже девушка и ее супруг купили дом на колесах, отправились отмечать годовщину свадьбы и случайно нашли то самое место — на берегу озера Малое Чебачье в Боровом. Так романтическая поездка положила начало созданию кемпинга под названием Kemping dreamers.

Спонтанное рождение Kemping dreamers

Я фотографирую уже 12 лет. И приезжая в новое место, сразу замечаю маленькие детали. Во время отдыха в Казахстане мне всегда не хватало красивых мест, продуманных и эстетичных. Мы с супругом сначала хотели запустить небольшую зону отдыха с красивыми домиками возле Астаны, но возникли сложности с землей. Либо уже в аренде, либо продана.

Потом мы купили трейлер для себя — «Джонни». Многие дети 90-х выросли на американских фильмах, где герои вечно путешествуют в доме на колесах. И это было действительно невероятное ощущение — ты вроде в уютном номере, но при этом будто на улице. На годовщину свадьбы поехали с ним на Малое Чебачье озеро в Боровом и совершенно случайно нашли то самое место. Такое, как мы искали. Побывав там в трейлере, мы сразу начали договариваться с национальным парком «Бурабай».

Насколько понимаю, на аренду таких земель в Казахстане обычно проводится тендер. Мы делали большой проект, рассказывали, что планируем создать, подавали заявку в национальный парк и участвовали в конкурсе. Рассматривали много вариантов, но победил наш Kemping dreamers. Потому что этот проект — экологичный, то есть все вывозится, после нас не остается биотуалетов и мусора. Более того, у нас нет постоянных конструкций.

Первый трейлер, покраска в 37-градусную жару, детали с любовью

Поиски трейлера — задача не из простых. Ехать за ним пришлось в Россию — супруг сам привез его. Цену уже точно не помню, в районе 3-5 млн тенге, но мы потом еще делали основательную реконструкцию. Кстати, сейчас уже появились ребята, которые здесь продают дома на колесах, но в 2021 году было сложнее. Мы брали не самые новые трейлеры, поэтому они требовали доработок. В процессе, конечно, уходило немало денег. Забегу вперед — на одну только обивку мебели в следующих трех трейлерах понадобилось в районе 500 тыс. тенге.

«Джонни» — самый «переделанный» трейлер. Мы убирали верхние шкафы, полностью перекрашивали его. Ничего не знали тогда ни про покраску, ни про переделку мебели. Но решили попробовать. Я помню, как супруг в 37-градусную жару красил трейлер. Потом также самостоятельно оборудовал USB-розетками, чтобы было комфортно заряжать телефоны. Сами устанавливали солнечные панели, которых изначально не было в трейлере. Там есть горячая и холодная вода — все это тоже настраивали в процессе. Плюс нужно всегда следить, чтобы был газ, вода, убранный туалет. Наша маленькая дочь всегда была рядом и помогала красить.

Мелкие детали для трейлеров тоже подбирали с любовью. В «Джонни» стояла бутылочка для масла, которую я привозила из Греции, а гирлянду плели специально для нас. Кстати, в этом трейлере стоит винтажный английский столик, который мы сохранили. А в больших семейных трейлерах лежат развивающие книжки для деток — я лично отбирала библиотеку.

Лето в деревне ради бизнеса и новая жизнь

До создания Kemping dreamers мы вообще не соприкасались со сферой туризма. Я по образованию оценщик недвижимости, а по факту — фотограф, супруг — экономист. Но наша жажда создавать красивый отдых помогла справиться с самыми сложными задачами. Чтобы управлять домом на колесах, супруг переучивался для получения специальной категории прав, потому что это вождение транспорта с прицепом. С этой покупкой наша жизнь изменилась. Мы перестроили все под жизнь на озере. Первые годы у нас не было персонала, абсолютно все делали самостоятельно.

На нашей арендованной земле не подведены коммуникации — нет ни света, ни воды. У нас установлены специальные баки, соответственно, воду привозим самостоятельно. И если в гостинице можно включить воду и все помыть, то здесь уходит много сил и времени на уборку. Мы пытались нанимать людей, которые помогали бы нам привозить воду, но, к сожалению, с этим были проблемы.

Я сама в основном жила в Астане и коммуницировала с клиентами, отвечала за бронирование, вела социальные сети. Но мы с дочкой приезжали к мужу, периодически встречали гостей. Супруг жил там летом — снимал дом в деревне, откуда были видны трейлеры. Это было очень удобно, конечно. Когда начинался ураганный ветер — можно было быстро собраться, доехать до места и все спрятать. Гости не всегда в моменте понимают, что нужно убрать шезлонги или занести барбекю за трейлер. К сожалению, бывали ситуации, когда шезлонги «врезались» от ветра. Один раз так разбилось стекло — новое обошлось в 134 тыс. тенге.

Первый трейлер «Джонни» мы сдавали год. Поняли, что этот вид отдыха стал востребован, и спустя 2 года приобрели еще 3 трейлера — «Немец», «Мятный» и «Большой». Первый, как вы поняли, родом из Германии, а остальные три трейлера — английские. Изначально они были деревянные, мы переделывали каждый. Создавали уют и покупали белоснежное постельное белье и хрустящие одеяла, как в отелях.

Когда появились новые трейлеры — мы построили деревянные террасы у каждого из них.

К сожалению, у нас нет возможности поставить трейлер, где повар будет готовить для гостей. Сейчас концепция подразумевает, что это ваш дом на колесах, где вы уединенно живете, сами готовите еду, отдыхаете в единении с природой. И можно приехать даже со своими питомцами.

Управляющий из Алматы и «феи чистоты»

В этом году мы впервые наняли управляющего. Он приехал из Алматы — там чинит трейлеры. Управляющий должен разбираться в электронике, в системе самих трейлеров. Нужна приветливость и навык общения с людьми. Нам повезло с нашим управляющим. Он приехал сюда на сезон — мы работаем с мая и до конца сентября. Все это время он живет в Щучинске — снял дом со своей семьей. Ежедневно ездит на озеро — это 20-30 километров. Мы, конечно, приезжаем периодически, проверяем. Но в целом сейчас управляющий самостоятельно отвечает за процессы.

Двух девочек, которые убирают у нас, называю «феями чистоты» — иначе нельзя. Они, к счастью нашлись быстро. Живут недалеко — в деревне на другой стороне озера. У них непростой труд — нужно приехать, забрать белье, убраться, проверить всю посуду, отвезти все в стирку, потом вернуть обратно. Сложность работы в удаленности нашей локации от инфраструктуры, а по правилам мы тоже не можем поставить рядом какую-то прачечную. И уборка, увы, нужна в любую погоду.

Гости и депозитная система

Конечно, бывают переживания о комфорте гостей. Некоторым непривычно или, например, прохладно. Кто-то просит придумать развлечения. Спрашивают, будут ли запускаться катамараны, сапы или лодки. Но мы не планируем — хотим, чтобы это место оставалось тихим, спокойным, без детских площадок и шума. Не пускаем никого на пляж, кроме наших гостей. Хотя в разгар сезона порой предлагают даже двойную цену, чтобы просто зайти позагорать. Но у нас могут отдыхать лишь наши гости, и концепцию менять не собираемся.

Как правило, гости относятся бережно к такому формату. Но иногда бывают и недобросовестные люди. Однажды такие обещали нам возместить ущерб, но просто пропали. Поэтому недавно ввели депозитную систему, чтобы подстраховаться на случай экстренных трат. Кроме того, я уже не ставлю в трейлерах дорогие сердцу вещи. Но по-прежнему выбираю детали тщательно и с любовью.

Чаще нам все же везет с гостями. Шумных компаний с орущей музыкой здесь не бывает.

Траты на запуск, ежемесячные расходы и мысли о продаже

Когда заканчивается сезон, трейлеры отправляются на стоянку. Один год мы пробовали сдавать под фотосессии: поставили трейлер на парковке ботанического сада, купили живую елочку, украсили все гирляндами и новогодним декором. Это был интересный опыт, но повторять мы его не стали. Теперь они все зимуют на стоянке — к сожалению, их нужно основательно переделывать, чтобы работать круглый год.

Я сейчас продолжаю заниматься фотографией — это мой главный доход. Но Kemping dreamers — основной доход для нашей семьи, даже при сезонной работе.

На запуск проекта ушло около 40 млн тенге — это и крупные расходы, и мелкие. Периодически приходится что-то докупать. Ежемесячно у нас уходит около 1 млн тенге — газ, вода, средства для уборки, уголь/дрова. Плюс в расходную часть входит оплата труда сотрудников.

Стоимость проживания на сутки обойдется в 45-50 тыс. тенге. Заполняемость и в будни, и в выходные — 100%. Летом не было ни дня, чтобы хоть один трейлер пустовал. В случае отмены дату забирают в течение 3-5 минут.

Однажды у нас были мысли продать кемпинг, взять в аренду такую землю, где можно строить, и заняться домиками. Но быстро поняли, что без нас это место перестанет быть таким, какое оно есть. Слишком много трудов и сил вложено в Kemping dreamers. Когда мы опубликовали объявление о продаже, звонило много людей. И первое, что их интересовало, это прибыль, но никто не спрашивал, какие трудности есть. Поэтому мы и не решились продать.

Уроки и кризисы

За 3 года я научилась отвечать вежливо и спокойно даже в стрессовой ситуации. Раньше такого навыка не было — освоила благодаря работе с бронированием. Научилась работать с людьми, признавать ошибки, слушать клиентов — в том числе, критику. Мой супруг стал мастером на все руки. Он может выбрать трейлер с закрытыми глазами, разбирается и в них, и в разных технических аспектах.

Мы научились руководить командой и управлять процессами — раньше такого опыта не было. К тому же смогли справляться с кризисными ситуациями. Например, в прошлом году у нас снесло террасу ураганом — это был самый стрессовый момент за все годы работы. Я просто вышла утром из трейлера и поняла, что террасу унесло. Нам пришлось все заново восстанавливать, отменять бронь. Всегда приходится подстраиваться под погоду.

Угрозы и планы на будущее

Трейлер «Немец» стоит ближе к горе, и я очень хотела бы поставить там домики. Но это фантазия, не уверена, что нам разрешили бы. Полагаю, что наш проект одобрили как раз потому, что он не приносит вред природоохранной зоне — в той части есть и лоси, и краснокнижные птицы.

Кстати, в первый год мы поставили небольшой заборчик. Взяли в аренду маленький участок, где никому не мешаем. Но нам стали поступать угрозы, мол, «мы вас сожжем, коммерсанты, отобрали землю». Снимали на камеру и даже выложили в местный паблик. Хотя мы стараемся, очищаем свою часть озера, убираем мусор — даже на бесплатной общественной части пляжа. Я тогда не выдержала и ответила всем комментаторам под видео — объяснила, что мы не толстосумы, укравшие землю, а обычная семья казахстанцев, которая стремится создать красивое место и подарить людям спокойный отдых. К счастью, многие поддержали меня.

Вообще трейлеры научили нас не принимать претензии близко к сердцу. Но когда мне пишут с пожеланиями и советами — я всегда с удовольствием слушаю, что люди хотели бы улучшить. И нам повезло, что гости уже возвращаются повторно, прекрасно понимают концепцию и нашу идею. Они едут в Kemping dreamers за тишиной и умиротворением — и находят их.

Вам будет интересно: Большое интервью с директором независимого театра АRTиШОК Анастасией Тарасовой

АстанаБизнесБоровоеКазахстанкемпингпутешествиетуризм