«Я уже алматинец». Как нидерландец открыл кофейню на Зеленом базаре

Читайте Finance в Telegram! Как дела у Binance в Казахстане: эксклюзивное интервью
Опубликовано: 13.09.2024, 09:15

Фото: Digital Business.kz

Матайс Олай — основатель кофеен Bowler Coffee Roasters и Академии бариста в Центральной Азии. Фигура для Алматы знаковая. Кто-то говорит, что Олайс похож на футболиста Руда ван Нистелроя. А кто-то, увидев его, вспоминает Микеле Плачидо, сыгравшего полицейского в популярном когда-то сериале «Спрут». Наш сегодняшний герой только улыбается, когда слышит про такие сравнения: «Я это я». О бизнесе и приключениях нидерландца в Казахстане — этот материал.

Деревня в центре, семейный бизнес и автомобильный институт

Матайсу 47 лет. Родом из Нидерландов, но уже долгое время живет и работает в Алматы. Родился в Амстердаме, рос в деревне в 40 минутах езды от города.

У отца Матайса была сеть магазинов по продаже автозапчастей. Всего семейный бизнес насчитывал около 150 магазинов. При таком размахе семья не переехала в большой город, потому что область, где находилась деревня, располагалась в центре страны, что было удобно с точки зрения логистики. Когда Матайсу исполнилось 14 лет, его отец решил выйти на пенсию пораньше и продал семейный бизнес.

Фото: Digital Business

Закончив школу, парень не сразу смог определиться с выбором профессии. Ему хотелось заниматься чем-то интересным и сложным. После раздумий он выбрал автомобильный институт, у которого была хорошая репутация и сильные преподаватели. Институт он закончил за 2 года экстерном.

Матайс Олай. Казахстан вместо Южной Америки

После получения диплома Матайс планировал поехать в Южную Америку. Молодой человек выучил испанский и увлекался культурой континента, но судьба распорядилась по-своему. Друг отца, занимавшийся экспортом пива в Казахстан, предложил выпускнику поработать в нашей стране. После распада СССР частный бизнес начал неплохо развиваться. Нужно было поехать в Алматы на год и развивать первый картинг-центр в развлекательном комплексе. Матайс согласился, но попросил 2 месяца на подготовку концепции проекта и закуп оборудования.

В 1998 году, отправив в Казахстан 2 контейнера с оборудованием, он купил билет в один конец и улетел в Алматы. Казахского и русского не учил, да и про страну почти ничего не знал.

Фото: Digital Business

В Алматы Матайс сразу приступил к делу. В одном из первых в городе развлекательных комплексов «Кардинал» запустил картинг. Проект стал успешным и пользовался большим спросом у посетителей. После хорошего старта Матайс открыл в картинг-центре первую гамбургерную в Казахстане. Тогда мировые бренды быстрого питания еще не пришли в страну, котлеты с хлебом продавались в популярной торговой сети «Дастархан».

Выполнив свою миссию по раскрутке картинг-центра, Матайс улетел домой.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Finance DB (@financedbkazakhstan)

Возвращение в Нидерланды за американским опытом

Будучи студентом, Матайс подрабатывал по выходным в общепите и церкви, но серьезного опыта работы в Нидерландах у него не было. Он устроился в филиал компании Dell в Амстердаме на позицию менеджера по продажам. Работу в американской компании он вспоминает с благодарностью. За 5 лет научился лидерству, умению планировать и вниманию к деталям. Затем его пригласили возглавить новый департамент в софтверной компании. Стояла задача нанять айтишников и разработать антивирусную программу. Матайс с ней справился.

Фото: Digital Business

Через 2 года решил поменять сферу работы. В IT ему стало скучно. Ушел на руководящую должность в сеть зоомагазинов. Ритейл знал еще с детских лет, которые провел в отцовских магазинах, поэтому сразу вник в дело. После работы в зоомагазине Матайс развивал франшизы, но начал чувствовать, что… скучает по трудностям в Казахстане.

Кофейня в золотом квадрате

В 2010 году Матайс возвращается в Алматы, с желанием заняться сложными проектами. В этот раз нидерландец открыл на свои накопления Академию бариста. Почему такой выбор? Во-первых, со времен Голландской Ост-Индской компании в Нидерландах кофе стал очень популярным напитком, а у его деда даже была кофейная плантация в Индонезии. С тех пор в семье умели готовить кофе. Кроме того, до второго приезда в Алматы Матайс съездил на обучение в США к знаменитому Альфреду Питу, который обучал обжарке зерен основателей Starbucks.

Денег на открытие Академии понадобилось немного. Матайс работал без помещения и оборудования. Он приходил в кофейни, тогда они только начали открываться, и консультировал бариста. С этой же целью ездил в Кыргызстан. Спрос на услуги был большим. Всего нидерландец обучил более 500 человек.

Фото: Digital Business

В 2014 году Матайс открыл вместе с партнерами, американцем и казахстанцем, две маленькие кофейни на станциях метро «Байконыр» и «Алатау». Партнер умел обжаривать зерна, а Матайс привез оборудование, которое купил на родине, и стоял за прилавком. Кофейни назвали Underground. Дело оказалось прибыльным, но со временем из-за финансовых разногласий коллеги (без скандала) расстались. Вместе они проработали 2 года.

После первого опыта наш герой понял, что хочет свою кофейню, в сольном режиме. Он арендовал помещение в 25 кв. м в золотом квадрате на улице Кабанбай батыра. Сегодня на этом отрезке улицы работают элитные кафе и бутики, но тогда первый этаж жилого дома, где когда-то был музей геологии, пустовал. Со временем рядом с заведением Матайса открылась кофейня One Time. Два заведения сделали отрезок улицы между проспектом Достык и улицей Пушкина концептуальным местом для встреч за чашкой кофе с круассаном.

Продажа дома в Амстердаме и инвестиции в собственную кофейню

Как и в кофейнях в метро, так и в своей, Матайс работал баристой. Концепцию заведения Матайс придумал сам, а в оформлении помещения ему помог друг и художник из Франции Алекс, который работал тогда в Алматы. Кофейню назвали Bowler, что с английского переводится как «котелок» (головной убор), который изобрели в Европе в середине XIX века. По идее Матайса, котелки носят джентльмены, которые любят общение за чашечкой кофе.

Около года собеседник проработал в новой кофейне один. Стакан «Американо» тогда стоил 600 тенге. В первый день касса составила 20 тыс. тенге. Как опытный продажник, Матайс отнесся к этому спокойно — он понимал, что для наработки клиентской базы требуется время.

Постепенно у заведения стали появляться постоянные клиенты из числа местных жителей. В выходные стало не хватать сидячих мест. Обороты увеличивались, и через год нидерландец нанял первого бариста, затем еще, и дело закрутилось. Через некоторое время владелец магазина по продаже обуви по соседству предложил Матайсу взять в аренду половину площади магазина. Так кофейня расширилась. Нидерландец зарегистрировал ТОО.

Фото: Digital Business

В 2016 году Матайс задумался, где ему жить дальше. Он продал дом в Амстердаме, отдал родителям большую часть денег, а оставшиеся 70 тыс. долларов использовал для покупки дорогой машины для обжаривания зерен и привез ее в Алматы.

В Нидерландах кофе всегда пьют с печеньем. Матайс начинает его приготовление и продажи. Готовит тоже сам. Как учился? По роликам на YouTube. Новшество привлекло больше клиентов, и заведение стало еще более популярным. Из-за возросшего спроса Матайс принял на работу повара восточной кухни, которого обучил готовить нидерландское печенье.

Кофейня на Зеленом базаре в Алматы

За пять лет с 2016 по 2021 кофейня стала приносить прибыль. Численность коллектива выросла до 20 человек. Среди клиентов стало все больше иностранных туристов. Но в 2019 году, во время локдаунов, Матайс, как и все, вынужден был закрыть заведение. По воспоминаниям нидерландца, это было сложное время для него и компании, но самое трудное оказалось впереди.

Начинать работу заново после отмены локдаунов было тяжело. Закупочные продукты в кофейной индустрии сильно подорожали. К тому же арендодатель решил поднять плату с 500 тыс. до 2 млн тенге. Переговоры не принесли результата, и Матайс перенес оборудование на новую точку в ТРЦ ЦУМ.

Через короткое время Матайс запускает еще одну кофейню на втором этаже павильона на Зеленом базаре. Открыть точку именно здесь было его давней мечтой, хотя знакомые говорили ему, что пить кофе среди прилавков, где продают мясо, рыбу и сухофрукты, будет только сумасшедший.

Фото: Digital Business

На месте нынешней кофейни когда-то работала лагманная, от которой осталась лишь рухлядь. Матайс нашел 70-летнюю хозяйку помещения и предложил ей сдавать его в аренду. Женщина согласилась, бизнесмен расчистил площадку, сделал ремонт, поменял проводку. Всего вложил около 5 млн тенге.

Первые дни были ужасными — клиентов не было вообще. Попробовал приглашать бывших завсегдатаев с Кабанбай батыра, но пришло всего несколько человек. Но со временем возвратившиеся в Казахстан туристы стали посетителями кофейни на экзотическом для них базаре. За иностранцами потянулась и местная публика.

Экономика в цифрах

Сейчас у Матайса три кофейни: на Зеленом базаре, в ЦУМе и на проспекте Достык. Общее количество сотрудников — 25 человек. После пандемии компания до сих пор не может восстановить прежний объем выручки. Рост цен на кофейные зерна и другие продукты не остановился до сих пор. Ситуацию усугубил срыв логистических цепочек из-за войны в Украине.

Фото: Digital Business

Прибыли владельцу хватает на то, чтобы раз в год съездить с семьей в отпуск за рубеж. В планах Матайса не входит заработать большие деньги в Казахстане. Его цель — развитие кофейной культуры и индустрии в стране, а также персонала компании. Говорит, что при приеме на работу образование и возраст кандидатов не имеют значения . Главное — потенциал и желание. Иногда, когда сотрудники слишком заняты, Матайс сам моет посуду и пол в заведении.

Самый большой факап Матайса Олая

«Мой самый большой факап в том, что я недостаточно голодный в бизнесе. Я не гонюсь за прибылью. Когда я поднимаю цену на 50 тенге, то сильно переживаю за кошельки клиентов. Я уже алматинец. Я живу здесь больше, чем в Амстердаме», — говорит на прощание он.

Возможно, это и подкупает людей, идущих за американо в кофейни дружелюбного иностранца, который смог стать для Алматы своим.

Вам может быть интересно

«Я почти 7 лет провел вдали от семьи». Как работают вахтовики на самом крупном нефтяном месторождении Казахстана Тенгизе