Запрет на невозвратные билеты и лекарства: как будут защищать права казахстанцев
Депутаты Мажилиса приняли в первом чтении законопроект «О защите прав потребителей». Мы посмотрели доклад министра торговли и интеграции РК и узнали, что обещает казахстанцам новый закон.
Что предлагают изменить чиновники? Важное для потребителей
Чиновники изучили опыт стран СНГ, Германии, Польши, Турции и разработали новшества в сфере защиты прав потребителей.
- Упростить порядок разрешения гражданско-правовых потребительских споров. От многоступенчатого перейти к двухступенчатому процессу.
- Потребителю при сохранении досудебного порядка на втором этапе предоставляется право выбора способа защиты своих прав: напрямую подать иск в суд, либо обратиться к субъектам внесудебного урегулирования спора (медиатор/арбитраж) или в госорган для привлечения недобросовестного субъекта бизнеса к административной ответственности. Также разграничиваются досудебный и внесудебный порядки урегулирования потребительских споров.
- Распространить базовые принципы закона о защите прав потребителей на все сферы услуг, кроме финансовых, с сохранением отраслевого регулирования и компетенции соответствующих государственных органов в этих сферах.
- Ввести гражданско-правовую ответственность предпринимателя в виде штрафа, взыскиваемого судом в гражданском процессе в пользу потребителя, чьи нарушенные права не были восстановлены на досудебном этапе его обращения. Данный правовой инструмент нацелен на стимулирование досудебного разрешения гражданских споров с потребителями. Аналогичная практика зарубежных стран привела к существенному снижению обращений в суды.
- Усилить защиту прав потребителей в онлайн-торговле
- Исключить из числа невозвратных товаров медицинские изделия и абонентские устройства сотовой связи
- Исключить 100% невозвратность по договорам о приобретении авиабилетов и туристском обслуживании
- Уточнить условия возврата потребителем товара в случае приобретение такого в кредит
«Отдельно отмечу следующее институциональное усиление системы защиты прав потребителей. По аналогии с институтом Омбудсмена по защите прав предпринимателей для консолидации общественных объединений потребителей вводится институт Омбудсмена по защите прав потребителей. Омбудсмен будет помогать вскрывать системные проблемы сферы защиты прав потребителей, будет глазами, ушами и голосом потребительского сообщества», — добавил министр.
Почему закон потребовал изменений и как сегодня защищают права потребителей?
Министр Арман Шаккалиев отметил, что последние поправки в закон о защите прав потребителей вносились всего четыре года назад, но на практике обнаружились недочеты. И эти недостатки закона противоречат современным реалиям.
«Во-первых, четырехэтапный порядок рассмотрения и разрешения жалоб потребителей создал барьер для реализации конституционного права потребителя на судебную защиту. Так как потребители прежде, чем обратиться в суд, вынуждены проходить первые этапы указанного выше порядка. Во-вторых, сфера действия закона по-прежнему ограничена розничной торговлей и бытовыми услугами. Комитет по ЗПП не может реагировать на нарушения прав потребителей и принимать меры в таких важных и широко распространенных сферах услуг, как жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские, туристические, услуги связи и другие», — привел примеры министр.
Кроме того, он отметил, что общественные объединения потребителей пока недостаточно эффективны, информационная система e-tutynushy не дала нужных результатов, а за административные правонарушения в сфере защиты прав потребителей в КоАП РК предусмотрено лишь предупреждение, которое не пугает недобросовестных бизнесменов.
«Необходимость совершенствования закона подтверждается и статистикой. Справочно: в 2021 году в Комитет по ЗПП поступило 25 тыс. обращений потребителей, в 2022 году 30 тыс., а в 2023 году их количество возросло до 51 тысячи. В другие госорганы количество обращений также выросло. В 2021 году их было 45 тыс., в 2022 году 47 тыс., а в 2023 году превысило 74 тыс.
Хотел бы отметить резкий рост жалоб потребителей на нарушения в сфере электронной торговли до 7732 в 2023 году, удельный вес которых составил более 15% от общего числа жалоб прошлого года, что является следствием активного использования ими инструментов электронной торговли. Причем по сравнению с 2022 годом рост числа жалоб составил 290%», — заявил Арман Шаккалиев.
Вам будет интересно: Казахстанка слетала на отдых во Вьетнам и рассказала, на чем можно было бы сэкономить