«Все машины собрал без инженерного образования». Юрист из Державинска мечтает открыть свой автозавод

Какова вероятность, что на пустынной казахстанской дороге вы встретите самодельный аналог спортивного ретрокара? Или трехколесный автомобиль, больше напоминающий мотоцикл? А ведь для населения Акмолинской области это не такая уж и редкость: в этих краях живет изобретатель-самородок Тимур Мурзабеков, который своими руками собирает оригинальные машины. В будущем он планирует открыть небольшое производство, где транспортные средства будут выпускаться серийно. Рассказываем историю о мечте.

В 18 лет сам собрал знаменитый автомобиль 60-х

Я родом из маленького города Державинск. Здесь и провел всю жизнь, смоделировал свои первые, а потом и главные авто. Любовь к конструированию возникла с детства. Это дело нравилось лишь мне, никто их родных особой тягой к механике не отличался. Сколько себя помню, у меня всегда при себе были разные детальки и железки, из которых и мастерил машины. Сначала игрушечные, а потом и настоящие. Свой первый двухдверный автомобиль, черный Mercedes Roadster с двигателем от «Москвича», я собрал, когда мне было 18 лет.

Казалось бы, тебя ждет прямая дорога в инженеры или автомеханики. Но так сложились обстоятельства, что я решил связать жизнь с правом. После школы поступил на юридический факультет. Окончив его, устроился завхозом в державинский районный акимат, где работаю и сейчас. Страсть к моделированию, впрочем, никуда не делась, время от времени я что-нибудь да собираю. А когда наткнулся на Lotus Super Seven, ретро-авто из 1960-х, которое придумал британский конструктор Колин Чепмен, решил, что эта модель точно должна быть у меня.

Если точнее, мне не просто хотелось заполучить готовый автомобиль, я мечтал собрать его сам. И взялся за дело. Все чертежи и параметры отыскал в интернете, запчасти тоже заказывал в онлайн-магазинах, а что-то мастерил своими руками. Например, переднюю подвеску на А-образных рычагах я от начала и до конца сделал сам. Какие-то детали наоборот брал готовыми, оставалось скомпоновать их вместе. Так я собрал в единое целое двигатель от «Нивы-21213» объемом 1,7 л, рулевую рейку Volkswagen, коробку передач от ВАЗ-2101, амортизаторы от мотоцикла «Урал». Противотуманные фары достались от чьего-то внедорожника, задний мост от «Жигулей», а поворотники от советского мотоцикла ИЖ.

Здесь и далее: фото из личного архива героя статьи

Я приступил к работе лет десять назад, а закончил ее в 2020 году. На все мне понадобилось примерно полмиллиона тенге, которые откладывал с зарплаты. В конечном итоге получился двухдверный автомобиль: вроде бы Кадиллак, а вроде мотоцикл на четырех колесах мощностью в 80 «лошадей» и с разгоном до 120 км/ч. В общем, все вышло так, как я и хотел.

Свой мини-трактор за $560

Сколько бы я ни ездил по дорогам страны (правда, только за пределами города, в его черте на самодельном транспорте нельзя), ничего похожего на мой Lotus Super Seven я не встречал. Поначалу останавливала дорожная полиция. Спрашивали, что за автомобиль, есть ли документы, но потом их интерес иссяк.

На достигнутом останавливаться не собирался. Как-то пришла в голову идея собрать мини-трактор. На ход я его поставил за лето и осень, а потом долгие месяцы дорабатывал. В этом случае мне даже чертежи не понадобились: все делал так, как знал и чувствовал сам. Основой трактора стали запчасти от «жигулей». Коробка передач, колеса, мост — все от ВАЗовской классики. Разве что двигатель установил китайский. Конечно, были свои ошибки, хотелось что-то усовершенствовать, но в целом получилось так, как и планировал.

Здесь потратил еще меньше: сборка обошлась мне в 270 тыс. тенге, хотя такой же с завода стоил бы раз в пять дороже, если не больше.

Первый трехколесный автомобиль отечественной разработки

Прежде я в основном занимался репликами автомобилей, причем мне никто не помогал, все делал своими силами. Но в прошлом году захотелось сконструировать машину, которая не была бы похожа на что-то еще, чтобы ее не стыдно было представить как отечественную разработку. Всю зиму я размышлял над дизайном, названием и тем, как мое авто будет ездить. А к весне уже четко понимал, в каком направлении хочу двигаться. Чтобы начать работу, мне не потребовался какой-то огромный капитал: хватило зарплаты и денег от продажи Lotus Super Seven.

Собирал Tulpar моно трайк весной и частично летом. Как уже упоминалось, все задачи я выполнял сам. Раму для авто сделал из профильной трубы в 25 мм, которую купил в местном магазине. Двигатель объемом в 15 л.с., как и рулевую рейку от Volkswagen Golf, приобрел в интернете. Подвеску взял с автомобиля ВАЗ. Амортизаторы достались от мотоцикла «Урал», кабины — от грузовика Howo. Конечно, в процессе возникали проблемы. Например, рассчитать передаточное число и сложить воедино детали от разных автомобилей было очень непросто. Но моя мечта и прошлый опыт не позволяли остановиться на полпути, и, в конце концов, я построил, кажется, весьма достойный трехколесный автомобиль. Почему именно такой? Эта машина — необычное и редкое явление. Подобную технику не встретишь на дорогах.

В Тулпар моно трайке 15 лошадиных сил. Разгоняется он небыстро и едет примерно 60-70 км/ч. Однако я не стремился к тому, чтобы мое изобретение было суперскоростным. Хотел собрать машину для путешествий, владелец которого получал бы удовольствие от вождения.

ИТОГО. Я доволен своим детищем. Да и окружающие к моим разработкам относятся положительно. Родные всячески поддерживают, соседи и даже незнакомцы интересуются Тулпар моно трайком, просят сфотографироваться рядом с ним. В общем, автомобиль однозначно привлекает внимание.

В планах — 2-3 машины за сезон

В будущем я хотел бы открыть небольшой автозавод, где выпускались бы как минимум 2-3 единицы техники за сезон, в том числе Тулпар моно трайк. Все-таки этот автомобиль интересен с точки зрения управления и конструктива и он, пожалуй, мог бы стать национальным брендом. К тому же он прост в эксплуатации, почти любую деталь можно найти в ближайшем магазине.

Но пока это в мечтах. Я еще не рассчитывал, сколько денег понадобится на старте, хотя примерно понимаю, как должен выглядеть мой бизнес. Во-первых, нужен небольшой цех. Во-вторых, станки и иное оборудование. Еще надо наладить связи с поставщиками, готовыми делать некоторые детали на заказ. Остаются бюрократические вопросы. Параллельно набрал бы работников. Думаю, 4-5 человек вполне хватит: есть же за рубежом небольшие компании, где автомобили собирает не больше десятка сотрудников.

С какими проблемами я столкнулся

Они так или иначе возникают в каждом из проектов. Но все можно решить. Бывает, нужно подумать несколько дней, поискать другие детали — и все получается. Но все-таки есть пару моментов, которые актуальны и сейчас:

Дороги

У самодельных автомобилей нет регистрации, поэтому ездить на Тулпар моно трайке или других моих разработках по городам пока нельзя. Но есть возможность прокатиться за их пределами.

Сложная регистрация

Все из-за того, что моя машина не соответствуют техрегламенту ЕАЭС. Несколько лет назад я писал в департамент технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии с просьбой изменить требования к единичным транспортным средствам. Мне отказали ввиду нецелесообразности. Но я нашел лабораторию, где посоветовали модернизировать двигатель, что помогло бы получить регистрацию. Однако на это понадобились бы миллионы тенге.

Моя миссия

Считаю, что это круто, когда мысли и идеи, над которыми долго думаешь, воплощаются в жизнь. Как бы сложно ни было, какие бы проблемы не возникали в процессе, я искренне радуюсь, когда в результате все получается, а мои машины работают. Хотелось бы, чтобы в будущем эти авто приносили удовольствие большому количеству людей.

Вам может быть интересно

TulparАвтоБизнесДержавинск