«Все машины собрал без инженерного образования». Юрист из Державинска мечтает открыть свой автозавод

Читайте Finance в Telegram!
Опубликовано: 30.08.2024, 10:09

Какова вероятность, что на пустынной казахстанской дороге вы встретите самодельный аналог спортивного ретрокара? Или трехколесный автомобиль, больше напоминающий мотоцикл? А ведь для населения Акмолинской области это не такая уж и редкость: в этих краях живет изобретатель-самородок Тимур Мурзабеков, который своими руками собирает оригинальные машины. В будущем он планирует открыть небольшое производство, где транспортные средства будут выпускаться серийно. Рассказываем историю о мечте.

В 18 лет сам собрал знаменитый автомобиль 60-х

Я родом из маленького города Державинск. Здесь и провел всю жизнь, смоделировал свои первые, а потом и главные авто. Любовь к конструированию возникла с детства. Это дело нравилось лишь мне, никто их родных особой тягой к механике не отличался. Сколько себя помню, у меня всегда при себе были разные детальки и железки, из которых и мастерил машины. Сначала игрушечные, а потом и настоящие. Свой первый двухдверный автомобиль, черный Mercedes Roadster с двигателем от «Москвича», я собрал, когда мне было 18 лет.

Казалось бы, тебя ждет прямая дорога в инженеры или автомеханики. Но так сложились обстоятельства, что я решил связать жизнь с правом. После школы поступил на юридический факультет. Окончив его, устроился завхозом в державинский районный акимат, где работаю и сейчас. Страсть к моделированию, впрочем, никуда не делась, время от времени я что-нибудь да собираю. А когда наткнулся на Lotus Super Seven, ретро-авто из 1960-х, которое придумал британский конструктор Колин Чепмен, решил, что эта модель точно должна быть у меня.

Если точнее, мне не просто хотелось заполучить готовый автомобиль, я мечтал собрать его сам. И взялся за дело. Все чертежи и параметры отыскал в интернете, запчасти тоже заказывал в онлайн-магазинах, а что-то мастерил своими руками. Например, переднюю подвеску на А-образных рычагах я от начала и до конца сделал сам. Какие-то детали наоборот брал готовыми, оставалось скомпоновать их вместе. Так я собрал в единое целое двигатель от «Нивы-21213» объемом 1,7 л, рулевую рейку Volkswagen, коробку передач от ВАЗ-2101, амортизаторы от мотоцикла «Урал». Противотуманные фары достались от чьего-то внедорожника, задний мост от «Жигулей», а поворотники от советского мотоцикла ИЖ.

Здесь и далее: фото из личного архива героя статьи

Я приступил к работе лет десять назад, а закончил ее в 2020 году. На все мне понадобилось примерно полмиллиона тенге, которые откладывал с зарплаты. В конечном итоге получился двухдверный автомобиль: вроде бы Кадиллак, а вроде мотоцикл на четырех колесах мощностью в 80 «лошадей» и с разгоном до 120 км/ч. В общем, все вышло так, как я и хотел.

Свой мини-трактор за $560

Сколько бы я ни ездил по дорогам страны (правда, только за пределами города, в его черте на самодельном транспорте нельзя), ничего похожего на мой Lotus Super Seven я не встречал. Поначалу останавливала дорожная полиция. Спрашивали, что за автомобиль, есть ли документы, но потом их интерес иссяк.

На достигнутом останавливаться не собирался. Как-то пришла в голову идея собрать мини-трактор. На ход я его поставил за лето и осень, а потом долгие месяцы дорабатывал. В этом случае мне даже чертежи не понадобились: все делал так, как знал и чувствовал сам. Основой трактора стали запчасти от «жигулей». Коробка передач, колеса, мост — все от ВАЗовской классики. Разве что двигатель установил китайский. Конечно, были свои ошибки, хотелось что-то усовершенствовать, но в целом получилось так, как и планировал.

Здесь потратил еще меньше: сборка обошлась мне в 270 тыс. тенге, хотя такой же с завода стоил бы раз в пять дороже, если не больше.

Первый трехколесный автомобиль отечественной разработки

Прежде я в основном занимался репликами автомобилей, причем мне никто не помогал, все делал своими силами. Но в прошлом году захотелось сконструировать машину, которая не была бы похожа на что-то еще, чтобы ее не стыдно было представить как отечественную разработку. Всю зиму я размышлял над дизайном, названием и тем, как мое авто будет ездить. А к весне уже четко понимал, в каком направлении хочу двигаться. Чтобы начать работу, мне не потребовался какой-то огромный капитал: хватило зарплаты и денег от продажи Lotus Super Seven.

Собирал Tulpar моно трайк весной и частично летом. Как уже упоминалось, все задачи я выполнял сам. Раму для авто сделал из профильной трубы в 25 мм, которую купил в местном магазине. Двигатель объемом в 15 л.с., как и рулевую рейку от Volkswagen Golf, приобрел в интернете. Подвеску взял с автомобиля ВАЗ. Амортизаторы достались от мотоцикла «Урал», кабины — от грузовика Howo. Конечно, в процессе возникали проблемы. Например, рассчитать передаточное число и сложить воедино детали от разных автомобилей было очень непросто. Но моя мечта и прошлый опыт не позволяли остановиться на полпути, и, в конце концов, я построил, кажется, весьма достойный трехколесный автомобиль. Почему именно такой? Эта машина — необычное и редкое явление. Подобную технику не встретишь на дорогах.

В Тулпар моно трайке 15 лошадиных сил. Разгоняется он небыстро и едет примерно 60-70 км/ч. Однако я не стремился к тому, чтобы мое изобретение было суперскоростным. Хотел собрать машину для путешествий, владелец которого получал бы удовольствие от вождения.

ИТОГО. Я доволен своим детищем. Да и окружающие к моим разработкам относятся положительно. Родные всячески поддерживают, соседи и даже незнакомцы интересуются Тулпар моно трайком, просят сфотографироваться рядом с ним. В общем, автомобиль однозначно привлекает внимание.

В планах — 2-3 машины за сезон

В будущем я хотел бы открыть небольшой автозавод, где выпускались бы как минимум 2-3 единицы техники за сезон, в том числе Тулпар моно трайк. Все-таки этот автомобиль интересен с точки зрения управления и конструктива и он, пожалуй, мог бы стать национальным брендом. К тому же он прост в эксплуатации, почти любую деталь можно найти в ближайшем магазине.

Но пока это в мечтах. Я еще не рассчитывал, сколько денег понадобится на старте, хотя примерно понимаю, как должен выглядеть мой бизнес. Во-первых, нужен небольшой цех. Во-вторых, станки и иное оборудование. Еще надо наладить связи с поставщиками, готовыми делать некоторые детали на заказ. Остаются бюрократические вопросы. Параллельно набрал бы работников. Думаю, 4-5 человек вполне хватит: есть же за рубежом небольшие компании, где автомобили собирает не больше десятка сотрудников.

С какими проблемами я столкнулся

Они так или иначе возникают в каждом из проектов. Но все можно решить. Бывает, нужно подумать несколько дней, поискать другие детали — и все получается. Но все-таки есть пару моментов, которые актуальны и сейчас:

Дороги

У самодельных автомобилей нет регистрации, поэтому ездить на Тулпар моно трайке или других моих разработках по городам пока нельзя. Но есть возможность прокатиться за их пределами.

Сложная регистрация

Все из-за того, что моя машина не соответствуют техрегламенту ЕАЭС. Несколько лет назад я писал в департамент технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии с просьбой изменить требования к единичным транспортным средствам. Мне отказали ввиду нецелесообразности. Но я нашел лабораторию, где посоветовали модернизировать двигатель, что помогло бы получить регистрацию. Однако на это понадобились бы миллионы тенге.

Моя миссия

Считаю, что это круто, когда мысли и идеи, над которыми долго думаешь, воплощаются в жизнь. Как бы сложно ни было, какие бы проблемы не возникали в процессе, я искренне радуюсь, когда в результате все получается, а мои машины работают. Хотелось бы, чтобы в будущем эти авто приносили удовольствие большому количеству людей.

Вам может быть интересно