«Больше никогда не пойду в найм». Казахстанец запустил свое дело, а теперь планирует открыть холдинг

Читайте Finance в Telegram!
Опубликовано: 23.08.2024, 09:23

Здесь и далее: фото из архива героя статьи

История Данилы Карпова, 30-летнего уроженца Петропавловска, началась с мечты о том, как он станет первым миллионером в обычной семье. Устроившись в юности грузчиком, парень понимал, что таким образом звезд с неба не достанет. С этого момента казахстанец начал искать способы никогда в жизни не трудиться «на дядю». Так появилась Karpov Group — компания, оказывающая бухгалтерские услуги. За четыре года фирма выросла и сейчас «кормит» еще три проекта, над которыми работает предприниматель. У Данилы в планах создание большого холдинга. Его монолог − в проекте «Мой бизнес».

«Поработал грузчиком и понял, что больше никогда не пойду в найм»

Я родился в Петропавловске, здесь и вырос. Хотел поступить в Московский технический институт, чтобы заниматься обеспечением безопасности информационных сетей (это что-то вроде белого хакинга), но не срослось. Бабушка, бухгалтер по образованию, хитростью заманила меня в железнодорожный колледж, чтобы я продолжил ее дело. Сказала, что будет учиться за меня. Но и тут не получилось: учеба откровенно не нравилась, так что после второго курса меня отчислили, пришлось перевестись на заочку.

В те времена я устроился грузчиком. Так я первый и последний раз в жизни трудился в найме. Почему? Понял, что работать на дядю не всегда классно и что предприниматели порой глуповаты, отчего принимают решения, которые приводят к проблемам. Собственно, поэтому я продолжил образование, отучившись в Тюменском государственном университете на факультете экономики. Когда закончил его, понимал, что нужно придумать что-то, чтобы работать самому на себя. Тогда как раз началась цифровизация в Казахстане, и я под прикрытием бабушки стал оказывать бухгалтерские услуги разным компаниям.

«Первые шаги в бизнесе были рискованными»

Так вышло, что в какой-то момент я остался один, без ее поддержки. Пришлось брать всю ответственность на себя. Сначала меня это пугало: все-таки я отвечал за финансы других предпринимателей. Но постепенно смог перебороть страх, осознав, что настало время развивать свое дело.

Поскольку у меня уже был опыт в бухгалтерской сфере, бизнес я собирался развивать тоже в этом направлении. Мне это ни стоило вообще никаких вложений. Мозги, пробивной характер и умение общаться — вот все, что нужно, чтобы эффективно работать.

Четыре года назад, когда мне было 26 лет, я зарегистрировал компанию Karpov Group. Сфера деятельности — комплексное бухгалтерское обслуживание бизнеса, оптимизация налоговой базы, электронный документооборот и т.д. Первых клиентов нашел очень легко: завел Instagram. Благодаря аккаунту на меня вышли две крупные и очень интересные фирмы.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Бухгалтерия | Юридические услуги | Налоги (@karpov.accounting)

Было одно «но». Моих знаний явно не хватало, чтобы потянуть больших игроков. Но и потерять их тоже не хотелось. Так что я подписал договоры о сотрудничестве и начал экстренно искать бухгалтера, что, к счастью, не отняло много времени. Правда, когда решил выяснить ее подноготную, выяснилось, что я нанял официального банкрота, в прошлом выписывавшего фиктивные счета-фактуры. В здравом уме я бы никогда не взял такого сотрудника. Но, как ни странно, мне с ней повезло. Проблем у нас не было вплоть до пандемии. А когда в страну пришел Covid-19, я буквально за три дня потерял главную помощницу. Она легла в больницу, уже там заразилась коронавирусом, отчего начался отек легких…

На этом человеке было завязано все. Помню, подумал: «Прощай, бизнес». Собирался закрываться, но удалось вырулить: нашелся другой специалист, потянувший запросы клиентов. После мы потихоньку увеличивали штат и с подобным больше не сталкивались.

Сэкономили клиенту 10 млн тенге

Первое время мне никто не помогал развивать компанию. Я черпал знания в интернете, что-то всплывало в памяти со времен колледжа.

На старте я не снимал офис: не было денег, да и, в принципе, все задачи можно было выполнять удаленно. Но товарищ заметил, что вести бизнес без помещения не особенно правильно: людям нужно место, куда можно прийти и в случае чего набить морду. Мне это показалось логичным, и я арендовал офис на 20 «квадратов» в бизнес-центре в самом сердце Петропавловска. Там мы работали вдвоем с ассистенткой, но постепенно в команду прибывали новые помощники и специалисты.

Переехали в более просторное помещение, которое снимали на двоих с приятелем. Увы, его бизнес прогорел, а мое дело наоборот пошло на лад, и мы заняли все 60 «квадратов». С этого момента (на дворе стоял 2022 год) мы развивали компанию системно: появились отделы продаж и бухгалтеров, клиентская база пополнялась новыми фирмами. Перебрались в еще один офис по соседству, увеличив площадь до 100 «квадратов». Сейчас планируем забрать и старый за стенкой, таким образом увеличив площадь до 160 квадратных метров.

Работали с разными компаниями — от мелких придомовых магазинчиков до крупных франшиз. В списке наших клиентов Bakerton, «дочка» ОАО «Хлебпром» — крупнейшего российского производителя кондитерских изделий, дистрибьютор куриной продукции «Кус & Вкус», единственная в регионе носочно-чулочная фабрика Matex. Кроме них были десятки других фирм, нуждавшихся в наших услугах. Одной компании мы, например, помогли сэкономить 10 млн тенге, переведя клиента с упрощенной системы на общий режим налогообложения.

Кроме нынешней компании еще три проекта в разработке

Сейчас я занимаюсь только стратегией фирмы, вся операционка лежит на плечах сотрудников. В моем подчинении 25-30 человек, которые оказывают услуги предпринимателям из Петропавловска и других городов страны. В общем и целом мы ведем 130-140 клиентов, но хотелось бы больше.

До конца года мы планируем выйти в Астану и Алматы: рынок в мегаполисах больше и интереснее. У компании уже есть клиенты в этих городах, но хочется наладить партнерство и с другими клиентами. Желательно, с более крупными. Малый бизнес, конечно, хорошо, но уже не так интересно: их проблемы мы выучили наизусть, и решить их можем чуть ли не с закрытыми глазами.

Кроме Karpov Group собираемся открыть компанию по разработке программного обеспечения — сфера IT всегда меня интересовала. В частности, мы разрабатываем автоматизированный сервис по ведению бухгалтерского, управленческого и налогового учета. Он будет автономен, так что предприниматель или его доверенное лицо смогут вести дела самостоятельно. Потенциально оборот этой компании может составить миллиард, а чистая прибыль — 400-500 тыс. тенге.

В планах и свой маркетплейс для аптек. Что-то наподобие Kaspi, но на нашей площадке будут представлены только лекарства, в том числе и рецептурные. Третье направление — разработка шаблонных приложений для общепита. Весь костяк для программы мы сделаем сами. Заведениям нужно будет выбрать цвет и стиль — таким образом, они очень быстро получат готовое приложение.

«Лучшая инвестиция — в свой бизнес»

Как я уже говорил, я стартовал без капитала. А впоследствии прибегал к реинвестированию: заработав какую-то сумму, вкладывал ее в дело. Так, бизнес в сфере бухгалтерии позволил мне попасть в IT, куда я всегда стремился. А моя нынешняя компания кормит три перспективные.

В прошлом году Karpov Group заработала около 140 млн тенге. В этом ждем прирост. Маржинальность — 75-80%. Сейчас наша цель сделать так, чтобы этот бизнес был полностью автономен, а мы занимались тремя другими направлениями.

Что касается лично меня, то, помимо реинвестирования в фирму, вкладываюсь в фондовый рынок и немного балуюсь с криптой. Считаю ли себя обеспеченным? Смотря что понимать под этим словом. На ценники я не смотрю, да и мой доход выше среднего по стране. Но на этом амбиции не иссякли. Я еще не дошел до той точки, когда мог бы сказать, что я богат.

«Проблемы появлялись из-за доверия людям»

Может показаться, что во многом мне повезло. Но не всегда все складывалось так, как хотелось. Как бы там ни было, даже глобальные вопросы я воспринимал как рутину и опыт, который поможет в будущем. Интересно, что многие проблемы возникали из-за доверия к людям, как сотрудникам, так и клиентам. Учитывая это, выделю несколько моментов:

Потеря ключевого сотрудника

Об этом уже шла речь. Казалось, что трагическая история бухгалтера, контролировавшего самые важные процессы, станет началом конца. Но мы справились.

Непорядочные клиенты

В самом начале, когда я собирал клиентскую базу, готов был работать даже бесплатно. А если и брал деньги, старался все сделать максимально хорошо. Но в итоге выяснялось, что клиенты нуждались в чем-то еще и отказывались платить. В связи с этим у нас было два суда. Один проиграли, а во втором одержали верх, сумев доказать, что оказали полный спектр услуг.

Программа лояльности

Мы брали оплату за услуги лишь спустя два месяца работы. Если деньги не поступали на счет, приостанавливали деятельность. Случалось так, что люди отказывались платить, и все причитающееся мы забирали через суд.

Мой факап

Когда человек устраивается в компанию, не всегда понятно, что у него на уме. Хочется думать о хорошем, но в процессе могут всплыть разные неприятные моменты. Случалось, сотрудникам удавалось кинуть меня на деньги. А одна бухгалтер, видимо, чего-то испугавшись, сбежала с рабочего места, бросив задачи. Пришлось оправдываться перед клиентами и все брать на себя. Понятное дело, после такого я меньше верю людям и серьезнее подхожу к подбору персонала.

Что бы я посоветовал начинающим предпринимателям?

Контролировать юридические вопросы

Речь о составлении и подписании договоров с клиентами. Нужно обязательно все читать самому, иначе можно нарваться на неприятности.

Тщательно подбирать кадры

Об этом уже много сказано. Очень важно уметь разбираться в людях и не бояться их потерять, если они не справляются с обязанностями.

Следить за движением средств

Если выстроить финансовую систему на старте, риск, что в будущем что-то пойдет не так, невелик. Для этого нужно следить за прибылью и убытками, вовремя составлять отчеты.

Верить в себя

Здесь все понятно. Вера в себя и пробивной характер — залог успеха любого бизнеса.

Моя миссия

Она заключается в том, чтобы повысить финансовую грамотность предпринимателей. Я очень хотел бы этим заняться, так как многие бизнесмены в этом плане не дотягивают. Я мечтаю, чтобы владельцы подходили к открытию дела более обдуманно, а не так, как иногда это бывает. Структурный и правильный подход помог бы казахстанским компаниям выйти на международный уровень, а не прозябать на локальном.

Вам может быть интересно