«Решения на стыке расчета и интуиции – важный навык в бизнесе». Интервью с Дарменом Садвакасовым
В бизнесе, как и в шахматах, каждый ход имеет значение, и качество решений определяет исход партии. Наш сегодняшний герой — человек, который достиг высокого уровня в шахматах, успешно играл с сильнейшими в мире гроссмейстерами, а сейчас развивает консалтинговый и инвестиционный бизнес. Как критическое мышление и интуиция помогают идти вперед? Почему важно уметь вовремя зафиксировать «ничью»? И как управлять капиталом в условиях неопределенности? Об этом и многом другом в нашем интервью с первым вице-президентом Казахстанской шахматной федерации, международным гроссмейстером, основателем и управляющим партнером Dasco Group Дарменом Садвакасовым.
Дармен Садвакасов:
- Чемпион мира среди юниоров до 20 лет.
- Победитель международных турниров в США, Индонезии, Латвии, Дании, Украине и др.
- Пятикратный чемпион Казахстана по шахматам среди мужчин (2001, 2003, 2004, 2006, 2007).
- В 2003 году одержал победу в матче над Виктором Корчным со счетом 5-3.
- В 2004 году выиграл у экс-чемпиона мира Анатолия Карпова со счетом 4,5-3,5.
- Первый вице-президент Казахстанской шахматной федерации.
Три яркие цитаты из интервью с Дарменом Садвакасовым
- Я думаю, что первые номера в шахматах зарабатывают прилично — более 1 млн долларов в год.
- Вспомнил американскую поговорку: никогда не отказывайся от двух вещей: Гарварда и Белого дома. И принял предложение. В итоге проработал в администрации президента три года.
- Принятие решения в условиях неопределенности — это стандарт для любого предпринимателя.
«Я одержал яркую победу над Василием Иванчуком, который через несколько лет станет вторым номером мирового рейтинга»
— Ваши главные шахматные победы пришлись на нулевые годы. Как cами объясняете, почему пик спортивной формы выпал именно на это время?
— Высокий пик пришелся на середину нулевых. В начале 2000-х я выигрывал открытые турниры. В 2001-м сделал две ничьи с Гарри Каспаровым, первым номером мирового рейтинга на тот период. В 2003-м выиграл матч у легендарного Виктора Корчного, а в 2004-м — матч у 12-го чемпиона мира Анатолия Карпова. Также я выиграл около 15 открытых и круговых турниров в разных странах, пять раз — чемпионат Казахстана. Объяснить это можно уровнем игры и тем, что наступила зрелость в игре.
Одним из лучших для меня был круговой турнир в Сканденборге в 2003 году, где собрались сильные игроки. Я одержал яркую победу над Василием Иванчуком, который через несколько лет станет вторым номером мирового рейтинга. Также были победы над Найджелом Шортом (бывшим вице-чемпионом мира), будущим чемпионом России Евгением Алексеевым и будущим чемпионом мира по версии ФИДЕ Рустамом Касымджановым. В 2004 году я выиграл матч у Карпова. В 2005-м на чемпионате Азии среди мужчин мне чуть-чуть не хватило до золота, и я взял бронзу.
— Сейчас в Казахстане наблюдается определенный шахматный бум. Наша молодежь побеждает на чемпионатах мира, в стране проводятся соревнования самого высокого уровня (ЧМ по рапиду и блицу в Алматы, матч на звание чемпиона мира в Астане). Благодаря чему это стало возможным?
— В 2022 году 1 июня мы получили от акимата Алматы приглашение поучаствовать в мероприятии с участием главы государства. На этой встрече Касым-Жомарт Кемелевич встретился с нашими ведущими шахматистками. Заслушал мой отчет по развитию шахмат и поддержал наши предложения, в том числе о разработке национального программного документа. И что очень важно, выразил готовность лично поддерживать развитие шахмат! Так как шахматы — это эффективный инструмент для развития мышления, была поддержана инициатива введения урока шахмат в школах.
В декабре 2022 года при поддержке ФИДЕ мы провели в Алматы чемпионат мира по рапиду и блицу с участием Магнуса Карлсена и многих лучших шахматистов мира. На этом мероприятии компания Freedom Holding стала генеральным спонсором. А уже в середине января 2023 года ее руководитель Тимур Турлов был избран президентом Казахстанской шахматной федерации. Мы получили прекрасную финансовую поддержку от Freedom и, соответственно, начали реализовывать самые амбициозные задачи.
— Спонсорских денег хватает?
— Текущий уровень поддержки позволяет не просто развивать шахматы, а проводить в Казахстане мероприятия мирового уровня. В 2022 году, как я уже говорил, у нас прошел чемпионат мира по рапиду и блицу. В 2023 году прошел матч за звание чемпиона мира между Дин Лижэнем и Яном Непомнящим в Астане. В августе того же года прошел командный чемпионат мира среди школьников. В этом году мы провели чемпионат Азии в Алматы с участием 650 детей из 34 стран. С учетом тренеров и сопровождающих было более тысячи человек.
На днях закончился командный чемпионат мира по рапиду и блицу в Астане, где собрались все сильнейшие шахматисты мира: Магнус Карлсен, Дин Лижэнь, Ян Непомнящий, Хоу Ифань и многие другие. Участие ведущих игроков в соревнованиях на территории Казахстана не только дает импульс профессиональным шахматам, но и значительно влияет на рост популярности шахмат у детей и подростков.
— Как вы оцениваете состояние казахстанской шахматной школы сегодня?
— Развитие идет по нескольким направлениям: профессиональные шахматы, популяризация среди населения, преподавание в школах, создание инфраструктуры и проведение мероприятий. Эффективно работает программа развития талантов и профессиональных шахмат, которая системно охватывает 45 талантливых детей и всех ведущих игроков.
Детско-юношеская сборная за последние годы стала одной из лучших, если не лучшей в мире. На последнем чемпионате Азии в 2024 году мы выиграли 5 юношеских категорий из 6! А там участвовали сильные ребята из Индии, России, Китая и еще 30 стран мира. Это круто. Параллельно наш Казыбек Ногербек выиграл чемпионат мира до 20 лет.
На Всемирной шахматной олимпиаде в 2022 году наша женская сборная стала пятой из более чем 100 стран-участниц. Это рекордное для нас достижение, но не максимально возможное. Наша женская сборная очень молодая и перспективная. Можно ожидать, что девочки будут расти и усиливаться.
«Заработок зависит от спортивных результатов и спонсорской помощи, он не всегда стабилен»
— Поговорим про личные финансы в шахматах. Кстати, есть примеры шахматистов, которые на сегодня старше вас — Виши Ананд, Петр Свидлер, но продолжают активно выступать в турнирах…
— Кто-то уходит, кто-то нет. Например, известный французский гроссмейстер Жоэль Лотье ушел в бизнес. Все индивидуально.
— Шахматами сегодня можно зарабатывать на комфортную жизнь?
— Я думаю, что первые номера в шахматах зарабатывают прилично — более 1 млн долларов в год. Популярные шахматисты, например, Хикару Накамура, ведут блоги и стримы. Есть оценка, что Хикару Накамура — самый богатый шахматист на планете. Его состояние оценивается в более 50 млн долларов.
— А если шахматист не входит в первую десятку?
— Если входит в топ-50 шахматистов, то доход может быть от 100 до 300 тыс. долларов в год. Заработок зависит от спортивных результатов и спонсорской помощи, он не всегда стабилен. Иногда можешь выиграть турнир, а потом полгода ничего не выигрывать.
К тому же многие гроссмейстеры часто совмещают игру с тренерской работой. Доходы тренеров намного стабильнее.
— Сегодня у начинающих шахматистов во всем мире появилась возможность обучаться у известных гроссмейстеров. Речь идет о вашем стартапе — приложении Chess Legends. Расскажите о нем.
— За последние три года мы разработали приложение Chess Legends — это обучающая платформа, на которой собрано уже порядка 300 видеоуроков от чемпионов мира, включая Владимира Крамника (14-ый чемпион мира по шахматам) и Хоу Ифань (четырехкратная чемпионка мира, на сегодня обладательница самого высокого рейтинга среди женщин). Платформа мультиязычная, на английском, русском и казахском языках. Мобильное приложение работает уже в 120 странах мира. Сегодня основными рынками являются Индия, США, развитые страны Европы и Казахстан.
Эти страны формируют порядка 85% наших пользователей, которых измеряют уже десятками тысяч. Монетизация идет за счет подписки. Наша миссия — предоставление доступа к качественному шахматному образованию во всем мире. Chess Legends работает по модели freemium. То есть им можно пользоваться бесплатно, а платная версия с более широким функционалом стоит всего 4–5 долларов в месяц.
«Никогда не отказывайся от двух вещей: Гарварда и Белого дома»
— Вернемся снова в нулевые. Вы ушли из шахмат на госслужбу. Почему?
— Из шахмат я ушел в 2007-м, потому что уехал на учебу по стипендии «Болашак» в США. Получил степень магистра в сфере госуправления, экономики и финансов в университете Карнеги-Меллон. Перед этим закончил Евразийский университет в Астане. Позже получил степень PhD в сфере управления инвестициями.
Когда я вернулся, меня пригласили на круглый стол по экономической теме, проходивший с участием сотрудников Администрации Президента РК. По завершении один из сотрудников спросил, не хочу ли я у них поработать. Я вспомнил американскую поговорку: «Никогда не отказывайся от двух вещей: Гарварда и Белого дома». И принял предложение. В итоге я проработал в АП три года, занимаясь стратегической и экономической аналитикой.
— После госслужбы пошли в бизнес. Стало скучно?
— Как вице-президент Федерации шахмат, на этой позиции я был с 2010 по 2014 годы. Часто писал письма потенциальным спонсорам, в том числе в компанию «КазМунайГаз». Потом я пришел к ним, чтобы обсудить возможность поддержки шахмат. Меня узнал руководитель аппарата Андарь Шукпутов и пригласил на должность директора департамента аналитики, но нужно было пройти стандартные процедуры отбора.
Я прошел тесты, два собеседования, и через несколько дней приступил к обязанностям в «КазМунайГазе». За первые полгода выстроил функцию аналитики. Наши аналитические материалы стали ежедневно попадать на стол членам правления, генеральным директорам дочерних организаций и даже в Министерство энергетики. Через полгода мне передали под управление еще два департамента. Спустя четыре года я решил уйти в собственный консалтинговый бизнес.
«Если смотреть не в национальной валюте, а, например, в долларах, недвижимость не только растет в цене, но и падает»
— Поговорим о вашей компании. Какие направления бизнеса у вас?
— Компания называется Dasco Group. Начинали мы со стратегического консалтинга. Сегодня у нас такие практики как Dasco Strategy, Dasco Technology и Dasco Capital.
Dasco Strategy сосредоточена на управленческом консалтинге. Dasco Technology занимается технологическим консалтингом и разработкой. Dasco Capital как инвестиционный эдвайзер предоставляет инвестиционные консалтинговые услуги. Но прежде всего это управляющая компания. В рамках лицензий МФЦА мы можем создавать и управлять фондами, в том числе работать на глобальных рынках капитала. В этом году зарегистрировали венчурный фонд, пока в нем 10 млн долларов.
Мы строим профессиональную компанию, которая способна конкурировать на рынке. Думаю, наши клиенты и партнеры признают высокое качество услуг, у нас много рекомендаций. Часто мы делаем проекты совместно с другими известными консалтинговыми компаниями, будь то технологический, нефтегазовый или стратегический консалтинг. Иногда слышим критику в адрес международных консультантов, однако не разделяем этого мнения. Как основатель и управляющий партнер Dasco Group, я четко понимаю преимущества международных консультантов, их возможности, так называемое value proposition.
— Одно из направлений, которым вы занимаетесь, — управление фондами. Какой совет вы дадите нашим читателям: как и куда правильно вкладывать деньги?
— Отмечу, что мы работаем только с профессиональными инвесторами. Мы не работаем в ритейле. Профессиональный инвестор отличается от непрофессионального тем, что он четко понимает: любая инвестиция, будь то депозит, покупка недвижимости или ценных бумаг, — это всегда риски. Не только потенциальные возвраты на инвестиции, но и возможные потери.
Если говорить в целом, то фондовый рынок в Казахстане относительно не развит. Отсюда возникает довольно большой спрос на управляющие компании, которые могут размещать капиталы на зарубежных рынках. И здесь встает вопрос различных стратегий с разным уровнем риска. Есть специалисты и даже компании, которые могут посоветовать своим клиентам инвестировать в какую-то экзотику, высокорискованные активы.
Есть инвесторы, ориентирующиеся на венчур с высокими рисками, но и с потенциально высокими возвратами. Они инвестируют в стартапы. Есть более консервативные подходы, когда покупают казначейские облигации или бумаги индексных фондов. Кто-то покупает золото, а кто-то — голубые фишки, акции наиболее крупных, ликвидных и надежных компаний со стабильными показателями доходности. Тем, кто не очень глубоко разбирается в финансах, можно порекомендовать начинать с консервативных стратегий без больших рисков.
— Недвижимость или депозиты по-прежнему хорошие инструменты для инвестирования?
— Люди, у которых есть капиталы, могут инвестировать в различные активы. Как говорил известный инвестиционный управляющий Питер Линч, если у вас нет собственного дома, то лучшей инвестицией будет его покупка. А вообще инвестиции в недвижимость всегда были популярным подходом на фоне спекулятивного спроса. Ты инвестируешь сегодня, а через год или несколько лет недвижимость становится дороже. Правда, сегодня это уже не так очевидно.
Во-первых, как мы видим, если смотреть не в национальной валюте, а, например, в долларах, недвижимость не только растет в цене, но и падает. Во-вторых, по большому счету, недвижимость стала неликвидной. Сегодня продать квартиру или какую-то другую недвижимость — это не вопрос быстрого выхода из актива. Если давать существенные скидки, сделку можно закрыть быстро, но тогда нет возвратов. Насколько недвижимость является правильным сектором, который должен получать инвестиции от конкретного инвестора? Это вопрос выбора каждого. Вопрос риска-аппетита и инвестиционной стратегии.
Депозитные стратегии имеют свои плюсы и минусы. Понятно, что долларовые депозиты сейчас никому не интересны в силу ограничения ставок, регулирования. А депозиты в тенге могут быть интересны, но вопрос валютного риска всегда «в уме». И поэтому люди, которые держат свои капиталы на депозитных счетах, должны оценивать валютные риски. Как известно, они у нас периодически реализуются. Поэтому все депозитные стратегии так или иначе нужно корректировать тактическими выходами из депозитов, если человек может прогнозировать колебания валютного курса.
«Если ты считаешь, что у тебя позиция лучше — ты играешь. Если позиция равная или хуже — соглашаешься на ничью. Независимо от того, с кем играешь»
— Что из шахматных знаний, опыта помогло вам в бизнесе?
— В первую очередь — критическое мышление. Шахматисты критически относятся к любой шахматной позиции. Они постоянно анализируют, настойчиво ищут лучшие варианты. И это те качества – способность анализировать, критически мыслить и настойчивость – которые в бизнесе тоже очень нужны.
А еще ответственность. В течение партии шахматист делает ходы, и каждый из них — это решение, которое он всегда принимает сам. И всю ответственность за выигранную или проигранную партию ты несешь самостоятельно. То же самое происходит в бизнесе. Предпринимателям, которые не могут принимать решения и брать на себя ответственность, делать в бизнесе нечего.
— Можете провести параллель и сравнить типичную ситуацию в бизнесе и в шахматной партии?
— У меня был интересный момент. На супертурнире в Астане я играл с Каспаровым, Крамником, Гельфандом, Шировым и Морозевичем. На тот момент все они входили в топ-10 мирового рейтинга. У меня были проблемы с принятием или отказом от ничьи. В шахматах единственная возможность поговорить с противником — это предложить ему ничью. И у меня, как у неискушенного на тот момент шахматиста, всегда возникали колебания, когда кто-то из топ-10 предлагал ничью. И вот тогда я сделал одну и ту же ошибку трижды: дважды отказался от ничьи и проиграл, а один раз согласился с Каспаровым, хотя надо было играть дальше, так как у меня была позиция близкая к выигранной. После этого тренеры поработали со мной, чтобы в таких ситуациях я правильно принимал решения. А смысл этих рекомендаций такой: если ты считаешь, что у тебя позиция лучше — ты играешь. Если считаешь, что позиция равная или хуже — соглашаешься на ничью, независимо от того, с кем играешь.
И вот это умение принимать решения помогает в бизнесе. Очень часто, когда мы считаем, что правы, — мы идем вперед. Да, есть риски и неопределенность. Но если ты уверен, что прав, если ты на стыке рационального и интуитивного чувствуешь, что это верный путь, то уверенно принимаешь решение и идешь. Принятие решений в условиях неопределенности — это стандарт для любого предпринимателя.
В шахматах, как и в бизнесе, решения принимаются на основе расчета и интуиции. В шахматах из-за сложности позиций невозможно просчитать все варианты. И в бизнесе мы тоже часто не знаем, как сложатся обстоятельства, как будет развиваться ситуация, учитывая различные факторы риска. Умение принимать решения на стыке рациональных факторов и интуиции — это важный навык.
— Ваши советы казахстанским предпринимателям, исходя из вашего опыта шахматиста и бизнесмена?
— Первое: собирать команду единомышленников, партнеров, вовлекая таланты, создавая правильную мотивацию в команде.
Второе: смотреть на экспортные рынки для своего бизнеса. Мы знаем целый класс предпринимателей, которые ориентируются на административные рычаги, на государственные тендеры, на субсидированные ставки кредитования или еще какие-то искаженные модели. Это не позволяет по-настоящему вырасти, но часто приносит экономическую выгоду.
Не так много предпринимателей, которые живут в условиях чистой конкуренции. И работа на экспортных рынках — чаще всего, это практически чистая конкуренция. Этой конкуренции надо учиться. Если предприниматель сможет в условиях чистой конкуренции побеждать, добиваться успеха за счет качества, цены или сервиса, то у него нет ограничений. Потому что экспортные рынки — это голубой океан.
Вам может быть интересно: