«Каждая женщина стремится спасать мир». Как прошел финал проекта She’s Next
15 августа в Алматы состоялся She’s Next Pitch Day – финал третьей по счету глобальной инициативы She’s Next, Empowered by Visa, направленной на поддержку и развитие женского предпринимательства во всех регионах Казахстана. 12 девушек представили свои проекты в категориях «Действующий бизнес» и «Начинающий бизнес» и четыре из них получили гранты от организаторов и спонсоров на развитие своего дела на общую сумму 20 млн тенге. В этом году официальным партнером программы вновь стал Halyk Bank. Инициативу также поддержали Национальная ассоциация женщин-предпринимателей Казахстана «ASMAR» и Министерство национальной экономики Казахстана.
Какие бизнес-проекты попали в финал, кто из участниц выиграл главный приз, и во что победительницы планируют инвестировать выигранные деньги – в материале Digital Business.
«Нам хотелось вынести инициативу за пределы Алматы и Астаны»
Третий поток She’s Next стартовал 29 февраля этого года. Подать заявку могли гражданки Казахстана, у которых уже есть свое небольшое дело, и те, кто только планируют его открыть. В этом году фокус программы был на поддержку предпринимательниц в регионах Казахстана.
– Нам хотелось вынести проект за пределы Алматы и Астаны, где он концентрировался в прошлые годы, – рассказывает старший вице-президент и региональный менеджер компании Visa в Украине, Грузии, странах СНГ и Юго-Восточной Европы Кристина Дорош. – Поэтому мы провели 8 мероприятий She’s Next Day в разных городах Казахстана. Их посетили более 500 предпринимательниц, многие из которых стали участницами инициативы.
Количество регистраций тоже превысило прошлогодние показатели:
– В этот раз мы получили более 15 тысяч заявок, – рассказывает заместитель председателя правления Halyk Bank Ольга Вурос. – Это более чем в 2 раза выше, чем в 2021 году, когда банк присоединился к программе. А 12 проектов финалисток пришлось отбирать из более чем 1200 поданных.
Какие проекты прошли в финал?
Большинство проектов, представленных в финале, – с большой социальной составляющей. Например, идея Адемi Қасымбек из села Маканчи заключается в создании центра для детей с расстройствами аутистического спектра, а Асель Турлубекова планирует открыть пространство для абилитации, арт-терапии и творчества «Ayel», чтобы помогать женщинам, пережившим насилие. Еще одна участница, Меруерт Юсупова, уже несколько лет развивает школу дополнительного образования для ребят с ограниченными возможностями в Талгаре.
Несколько стартапов сфокусированы на производстве экологически чистых продуктов. Финалистка в категории «Действующий бизнес» Жанна Берест рассказала о своей гидропонной ферме для производства свежих овощей и зелени, которая уже работает в городе Рудном. А Марина Муканова из села Косбармак Акмолинской области продемонстрировала, как создает домашнее сливочное масло.
Еще одно популярное направление – материнство и забота о детях, их развитие. В категории «Начинающий бизнес» было 4 проекта на эту тему: Анастасия Шмидтке рассказала о мобильном приложении для женщин по правильной организации грудного вскармливания. Жансая Мадирова поделилась идеей создания научно-образовательного центра для детей в Астане. Жанна Казакбаева представила Botaqan – сервис подписки на игровые наборы для детей. А Жансая Ахметсадык показала онлайн-версию своей будущей книги для детей на казахском языке, направленной на развитие их эмоционального интеллекта.
Среди действующих бизнесов, связанных с темой материнства и детства, были представлены три стартапа. Например, Family Space Сабины Жанбырбай – это семейный центр с фитнес-залом, массажным кабинетом, кафе и детской зоной в Алматы. «Чистый дом» – проект Риммы Измаиловой из села Чунджа Алматинской области по производству бизибордов (плоских панелей, на которых закреплены различные предметы, стимулирующие любопытство и моторику) из натуральных материалов. Или Bilge – школа изучения казахского языка в Астане по авторской методике Айгерим Хопур, которую в будущем девушка планирует преобразовать в полноценный образовательный хаб.
Книга на казахском языке об эмоциональном интеллекте
По одной участнице из каждой категории набрали наибольшее количество баллов в онлайн-голосовании и победили в номинации «Народный выбор». Девушки получили по 3 млн тенге на развитие своих бизнес-проектов.
В категории «Начинающий бизнес» грант на 3 млн тенге достался Жансае Ахметсадык. Девушка ставит перед собой глобальную цель – повышать эмоциональную грамотность казахстанцев.
– Развивать навыки эмоционального интеллекта необходимо с раннего возраста, поэтому моя первоочередная цель – создание казахоязычных книг, которые познакомят детей с миром эмоций. Пособия будут предназначены для совместного чтения, чтобы укрепить связь между родителями и их ребенком.
По словам Жансаи, страницы книги готовы на 70%. Для производства первого тиража в 1000 экземпляров девушке необходимо около 3 млн тенге:
– Этой суммы, по моим расчетам, хватит на финальное иллюстрирование, печать книг, доставку и маркетинг. С каждым последующим тиражом планирую увеличивать количество выпускаемых экземпляров на 1000. Прибыль рассчитываю получить уже в первый год.
При этом Жансая не собирается останавливаться на одной книге. У девушки уже есть идеи для двух последующих учебников.
Проект по производству экологически чистого сливочного масла
В категории «Действующий бизнес» лучшей признали Марину Муканову и ее проект по производству экологически чистого сливочного масла. Идея пришла к девушке после переезда в сельскую местность:
– Изначально планировала разводить крупный рогатый скот, даже закупила баранов и коров, – рассказывает Марина. – Однако реализация мяса приходится на осень, мне же хотелось зарабатывать круглый год. Предложила супругу производить молочную продукцию.
Продукт стал популярным, и сейчас Марина принимает заказы на следующий год:
– У нас 10 коров, с которых получаем примерно 277 кг масла в месяц. Реализуем по 5 тысяч тенге за 1 кг, если заказ большой, то продаем по 4500 тенге. Сено косим самостоятельно, поэтому необходимо только покупать корм: за 5 месяцев потратили на это примерно 340 тысяч тенге.
Затрат у семьи немного еще потому, что всю работу Марина делает самостоятельно в домашних условиях. У девушки нет ни помощников, ни отдельного помещения для производства:
– Полученный грант планирую потратить на постройку цеха для производства и закупку оборудования. Мне хочется автоматизировать процесс создания масла, создать новые рабочие места и привлечь людей в наше село: сейчас у нас всего 9 дворов.
Сервис по аренде игровых наборов
Членам жюри также было необходимо выбрать двух победительниц проекта. Среди начинающих бизнес-идей комиссия отдала главный приз в 7 млн тенге проекту Жанны Казакбаевой из Алматы. Девушка планирует создать сервис по подписке на игровые наборы под названием Botaqan:
– Раз в 2-3 месяца мы будем отправлять родителям боксы с книгами, игрушками, образовательными материалами и инструкцией, как эффективно заниматься с детьми, – делится Жанна. – Таким способом мы избавим родителей от необходимости постоянно выбирать игрушки и захламлять ими дом. А еще сэкономим время: мамам и папам больше не нужно искать упражнения и активации для занятий с ребенком, Botaqan предоставит им готовое решение.
Зарабатывать проект планирует на подписке стоимостью 15 тысяч тенге в месяц. В эту сумму заложена также доставка боксов, возможная поломка игрушек и другие непредвиденные расходы. В планах в 2025 году иметь 500 клиентов, что позволит сервису выйти на самоокупаемость уже в первый год.
– Вы тестировали вашу гипотезу? Насколько она актуальна? Не кажется ли вам, что цена за подписку высокая? – спрашивают у Жанны члены жюри.
– Я общалась с друзьями, знакомыми и коллегами, плюс на своем опыте поняла, что расходы на игрушки для ребенка в несколько раз превышали стоимость подписки. Уверена, что это решение найдет своего потребителя.
– На что в первую очередь потратите грант? – продолжают задавать вопросы Жанне.
– Для начала закупим материалы, книги и игрушки для создания боксов и разработаем веб-сайт для оформления заказов. В дальнейших планах разработать приложение для iOs и Android.
Идея Жанны нашла отклик у жюри. Проект получил грант в первую очередь за свою инновационность:
– Нам показалось важным, что проект Жанны по сути создает новый рынок, – подчеркнула Кристина Дорош. – И его можно развивать дальше, создавая полноценный маркетплейс для детских товаров.
Школа для детей с нарушениями зрения
Меруерт Юсупова развивает школу дополнительного образования для детей с нарушениями зрения в Талгаре. Ее главная цель – дать возможность ребятам с ограниченными возможностями обучаться различным профессиям наравне с остальными:
– В основном слабовидящие дети из нашего района после окончания школы становятся массажистами или уходят в спорт. Однако многие делают такой выбор из-за отсутствия альтернатив. Я опросила детей и родителей в Талгаре и поняла, что в топ популярных профессий для подростков также входит учитель, переводчик и программист. В нашей школе как раз можно освоить предметы, необходимые для поступления на такие специальности.
Сейчас в школе Мерует около 100 детей от 6 до 17 лет посещают занятия по английскому и казахскому языкам, программированию, готовятся к ЕНТ и IELTS. Финансирование необходимо девушке для покупки интерактивных панелей и планшетов для обучения.
– Если грант вы потратите на закупку оборудования, то каким образом планируете повышать прибыльность? – задают вопрос представители жюри.
– Часть средств пойдет на маркетинг, – делится Меруерт. – Мы ведем страницы в соцсетях, но на платную рекламу денег нет. Также планшеты значительно сократят наши расходы на бумагу. Сейчас мы адаптируем учебники и распечатываем одно задание на одном листе А4, с появлением оборудования этого делать не придется.
Девушка три года искала поддержку для своего бизнеса, и на She’s next в проект Меруерт, наконец, поверили. Ей достался главный приз и грант в размере 7 млн тенге.
– Каждая идея уникальная и важная, поэтому выбирать было очень сложно, – поделилась Кристина Дорош. – Мы остановились на проекте Меруерт, так как этот бизнес уже хорошо стоит на ногах, имеет прибыль, однако, на наш взгляд, ее бизнесу будет сложнее всего попасть под стандартную программу кредитования.
При этом ни одна из участниц не осталась без подарка: каждой финалистке подарили полугодовое членство в сообществе бизнес-подруг She Community.
– Очень важно, что практически все проекты несут в себе очень большую социальную значимость: никто не попросил денег на новую нефтяную скважину или вырубку лесов, – подвела итоги Ольга Вурос. – Это доказывает, что каждая из нас стремится спасать мир доступными ей способами.
Читайте также: От маленького гаража до планов построить собственный завод. Как девушка из Астаны открыла мебельный бизнес