«Хочется разрушить иллюзии о бизнесе». Астанчанка открыла студию танцев в Дубае, но спустя год продала и осталась в минусе

Читайте Finance в Telegram!
Опубликовано: 09.08.2024, 09:56

Жансая Кудайберген в 27 лет решила открыть собственную студию танцев и за короткий срок прошла через поиск инвестиций, ремонты, успешное открытие двух филиалов и продажу сразу 2 франшиз. А потом случился запуск в Дубае, но спустя год девушка избавилась от этого бизнеса. Жансая рассказала Digital Business Finance, почему так произошло, что важно в отношениях с инвесторами и почему ее не пугает то, что она осталась в долгах.

Путь Жансаи Кудайберген к танцам был не самым очевидным. В 14 лет девушка переехала из родного Шымкента и Астану и поступила в политехнический колледж на специальность «Организация туризма». После окончания колледжа Жансая пошла получать высшее образование по маркетингу. Студенческие годы были насыщенными, а в 17 лет в ее жизнь пришел спорт — начала заниматься тхэквондо. Потом йога, следом — танцы. И неожиданно для девушки это вылилось в большой бизнес, который она начала в 27 лет. История Жансаи — о смелости, умении взглянуть правде в глаза и готовности решать любые проблемы, которые она называет просто задачами.

От ассистирования в школе танцев до собственной студии

Когда я пришла в тхэквондо,  занималась очень активно. Тренировалась каждый день, участвовала в соревнованиях, и так 3 года. Отучилась на фитнес-инструктора, работала в групповых программах. После мне предложили стать преподавателем йоги и развиваться в этом направлении. После обучения я еще 4 года была инструктором по йоге.

А потом встретила своего (теперь бывшего) супруга. Он был на тот момент танцором и преподавателем по сальсе. От него я и узнала про это направление, а позже плавно перешла из йоги в танцы. Помогала ему как ассистентка. И вскоре супруг решил открыть свою школу парных занятий по сальсе в Астане и предложил ассистировать и помогать с набором. Я согласилась.

За первый месяц мы набрали 100 человек — 5 групп. Это была уже полноценная школа. Вскоре я поняла, что мне интереснее работать не с парами, а с женщинами. Начала отдельно набирать и вести женские группы по сальсе. Так я проработала полтора года. Стало сложно совмещать все функции — преподавание, реклама, видеоконтент, создание материала, обработка заявок. Появилась мысль создать студию.

О поиске инвесторов, открытии бизнеса за несколько недель и насыщенной «операционке»

Долго не могла найти место, в котором меня бы все устраивало. Либо хорошая локация и маленький зал, либо большой зал и плохая локация, либо отвратительный ремонт. Всегда были какие-то «но».

Также я ходила на занятия к другим преподавателям и анализировала. Формулируя, каким я вижу преподавание и свой зал, какие я хочу создать условия для клиента и как нужно продвигать студию, я сформировала собственное видение.

Во второй половине 2021 года попала на курс по привлечению инвестиций у Джамбула Байсаренова. Мне хватало понимания будущего продукта и знаний с точки зрения маркетинга, но не было собственных средств, чтобы открыть свою студию. Нас обучали, как правильно составить финансовую модель и искать инвесторов. Выполняя домашние задания на курсе, я нашла инвестиции.

Потихоньку стартовали процесс, подписали договор. В ноябре начали ремонт, а уже 5 декабря открылись. Ушло 3-4 недели. Это была большая студия, 346 квадратных метров. Сначала привлекла 13 млн тенге, потом мне понадобилось еще больше денег, потому что решила добавить третий зал. Итого — 18 млн тенге.

Пока шел ремонт, я создала Instagram, начала запускать таргетированную рекламу. Набирала администраторов и преподавателей. С ними заранее снимали контент для рекламы. Следом начали сбор заявок на день открытых дверей, настраивали CRM-систему, составляли расписание, разрабатывали логотип. Дизайн вообще был сделан «на коленке».

Физически я сама занималась всеми вопросами, но мне помогали информацией пара владельцев других студий.

От первой студии до спонтанного запуска в Дубае

Открылись в декабре 2021 года, а в течение 4-5 месяцев уже вышли на хорошую выручку — в среднем 8-9 млн тенге в месяц. Спустя 8 месяцев захотелось расширяться дальше. Я все систематизировала и создала франшизу нашей студии — продали две в течение года, ближе к концу 2022-го.

Одну франшизу купили в Алматы, вторую — в Усть-Каменогорске. А я сама вскоре открыла второй филиал — недалеко от Ботанического сада. Итого: к концу первого года работы у нас было два филиала и две франшизы.

Решила съездить в Дубай отдохнуть на неделю. Через 2 дня стало скучно, начала изучать, какие цены здесь на аренду. Нашла полностью готовый бизнес, идеально подходящий под студию — в хорошей локации и с очень выгодными условиями. Начала процесс переговоров, но выкупить бизнес не получилось: продали кому-то, кто предложил цену выше. А я уже загорелась и отыскала еще одно классное помещение. И приняла решение, что хочу переезжать в Дубай.

О трудностях бизнеса в Дубае и продаже студии спустя год

Начала привлекать инвестиции. Параллельно делала ремонт. Это был очень сложный процесс — ушло гораздо больше, чем мы изначально планировали. Сначала ждали разрешительные документы, потом начался Рамадан. Процесс сильно затянулся.

Запустились летом 2023-го. А в это время открываться в Дубае, тем более с нашим видом бизнеса, не самая легкая задача. Аудитория собиралась очень медленно. Студия была убыточной, где-то я не совсем подрасчитала сроки развития, где-то не хватило на маркетинг. В плюс так и не вышли. Нужно было возвращать деньги инвесторам. И спустя год, этим летом, я решила бизнес продать.

На все потратила более 160 млн тенге. Выставить нормальную цену при продаже студии не удалось.

При этом я понимаю, что для бизнеса это в порядке вещей. Тоже опыт, насыщенный и сложный. Уникальный.

Об иллюзиях и открытом диалоге с инвесторами

Разбогатеть за счет собственного бизнеса мне не удалось. Да, в первый год прибыль была хорошей, но когда ты работаешь с инвесторскими деньгами, то в первую очередь думаешь о том, как их вернуть. Тем не менее, в моменте доход это приносило неплохой.

После открытия первой студии и до момента закрытия дубайской я не собрала капитал — наоборот все потеряла. Сейчас я в минусе.

Поэтому хочется сразу иллюзии насчет бизнеса разрушить. Предпринимательство вообще не дает никаких гарантий — это огромные риски и неопределенность. И это нормально. Я смотрю на эту ситуацию не как на катастрофу и знаю, что можно выйти из всех долгов.

Важно, что у меня понимающие инвесторы. Но и я всегда держала их в курсе, объясняла, что происходит, что мы делаем, почему продаю студию. Это важный момент — правильно выстраивать отношения с партнерами. Что-то может пойти не по плану, но всегда нужно вести открытый диалог.

О финансовой дисциплине, резком росте и сепарации с бизнесом — главные ошибки

1. Моя первая ошибка — я не была осторожна в деньгах. Бизнес не прощает такого, нужно учиться жесткости в финансах, дисциплине, правильно все записывать, считать, лишнего не тратить.

2. Второе — я сильно вовлекалась в бизнес, строила его вокруг себя. На самом деле это неплохо на начальных этапах, но в процессе масштабирования это достаточно сложно. И когда ты начинаешь уже выходить из операционных процессов и уже не можешь с каждым человеком так же общаться, как и раньше, команда начинает распадаться.

3. Третья ошибка — я начала рост очень быстро. Не нужно бежать в масштабирование с такой скоростью. Это моя черта характера, которая, с одной стороны, положительная — отсутствие некого инстинкта самосохранения и страха перед ростом. Но, с другой стороны, если нет системности и стабильности, то может получиться так, как получилось у меня. Ты масштабируешь хаос.

4. Еще один провал в том, что в какой-то момент в Астане я побоялась больше денег вкладывать в маркетинг. Было ощущение, что нужно ограничивать бюджет. А на самом деле нужно вкладывать больше, потому что именно маркетинг приводит новых клиентов. По сути ты вкладываешь деньги, чтобы привлекать деньги.

5. И пятая ошибка в том, что бизнес я очень сильно ассоциировала с собой. У нас было очень много классных отзывов в 2ГИС и хорошие показатели, потому что мы делали продукт от души, с любовью. Заботилась о клиентах так, как хотела бы, чтобы заботились обо мне: от этапа обработки заявок и до разных плюшек вроде видеосъемок и дополнительных занятий.

Каждый день заходила с тревогой проверять комментарии, вдруг сейчас кто-то плохой отзыв напишет. И если такое случалось, то я принимала это на свой счет, из-за чего было много напряжения. А это не совсем правильно. На такой энергии, в таком состоянии невозможно построить большой, хороший, классный бизнес и быть устойчивым. Если ты трясешься над каждым негативным отзывом, это не здоровая история.

Но, тем не менее, без ошибок невозможно быть идеальным предпринимателем, идеально что-то делать с самого начала. Сколько бы книг не прочитал, сталкиваясь с реальностью, ты все равно совершаешь ошибки. Именно через эти ошибки и учишься.

О главных качествах, которым пришлось обучиться

Во-первых, мне пришлось научиться разбираться в финансах. Во-вторых, в психологии: как люди принимают решения.

Следующее — это управление людьми: как правильно нанимать, как управлять, как с ними взаимодействовать.

А еще пришлось развивать в себе оптимистичность. Ты живешь под огромным риском, в неопределенности и стрессе. И если нет жизнерадостности, готовности разобраться во всем, то, наверное, долго не вытянешь.

И самое последнее — пришлось научиться мыслить решениями. Когда случается проблема, ты не страдаешь, не драматизируешь, а воспринимаешь ее как задачу.

Дисциплинированности, наверное, мне еще нужно учиться. Наверное, это и есть то, что поможет выйти на следующий уровень.

Вам будет интересно: «Можем искать растения по всей стране». Казахстанка подняла убыточную цветочную мастерскую