Команда Jusan Analytics вновь провела исследование о расходах и доходах казахстанцев — на этот раз аналитики изучили потребительское поведение. Если вкратце: жизнь в Казахстане дорожает, многие тратят больше, чем зарабатывают, а при росте доходов люди начинают покупать более качественную еду и чаще ходить по салонам. Любопытные цифры и факты — в исследовании.
У кого доходы и расходы идут рука об руку, а у кого зарплаты не успевают за тратами?
Выяснилось, что в стране выросла стоимость жизни — люди больше тратят на повседневное. При этом у менее обеспеченных казахстанцев доходы не поспевают за расходами.
«Люди с доходами от 70 до 200 тыс. тенге в течение всего года тратят больше, чем зарабатывают. Финансирование сверхпотребления может обеспечиваться за счет получения потребительских кредитов и/или других источников доходов. Согласно данным Бюро нацстатистики, заработная плата людей составляет около 75% от всего получаемого дохода. Наемные работники, которые получают зарплату в диапазоне от 201 до 400 тыс.тенге, приблизились к пределу своей заработной платы и имеют слабые возможности накапливать средства», — говорится в исследовании.
Что касается людей с доходами от 401 тыс. до 2 млн тенге, доля расходов на базовые потребности снижается. Но, как уточняется в исследовании, это происходит не пропорционально приросту доходов.
«Такой результат объясняется законом Паркинсона, согласно которому, чем больше человек зарабатывает, тем больше он тратит — не только на основные нужды, но и на дополнительные покупки, улучшающие качество жизни и повышающие статус», — уточняют аналитики.
На что начинают больше тратить казахстанцы при росте доходов?
Аналитики отмечают, что в Астане и Алматы увеличение доходов людей в основном сопровождается ростом средних чеков. Самыми чувствительными к увеличению доходов стали такие категории, как супермаркеты (все виды продовольственных магазинов), кафе и рестораны (включая фастфуд и доставки курьерскими службами) и красота и здоровье (включая, помимо основных услуг, магазины косметики и массажные салоны).
«С ростом дохода наемный сотрудник сначала удовлетворяет свои базовые потребности и переходит к покупке тех товаров, которые ранее были ему недоступны. Например, вместо дешевых продуктов с заменителями и усилителями вкуса он начинает приобретать более качественные и натуральные продукты. В том числе из-за этого происходит увеличение среднего чека: в Алматы средний чек растет с 28 до 68 тыс. тенге, а в Астане — с 16 до 72 тыс. тенге. С увеличением заработной платы растет и частота покупок с 4 до 12 раз в месяц», — говорится в исследовании.
Также при росте доходов жители мегаполисов начинают чаще ходить в кафе и рестораны. Число визитов растет с 3 до 8 в месяц, а средний чек с 2 до 15 тыс. тенге в Алматы и с 3 до 11 тыс. тенге в Астане.
«Такая же ситуация в бьюти-индустрии. С увеличением заработной платы у людей появляются возможности больше тратить на поддержание здоровья и внешнего вида, что влечет за собой большие расходы на косметологические и омолаживающие продукты и услуги, а также посещение спа-салонов. В Алматы средняя стоимость услуг колеблется от 4 до 26 тыс. тенге, а в Астане — от 9 до 25 тыс. тенге», — отмечают аналитики.
Как меняются чеки при разных уровнях обеспеченности?
В исследовании также присутствует анализ доли потребителей по основным категориям расходов.
Аналитики отмечают, что при уровне дохода до 400 тыс. тенге каждый третий из четырех человек направляет на покупки в супермаркетах основную часть своих расходов (более 45%). А вот при росте доходов интерес к супермаркетам снижается. Зато повышается доля посетителей кафе и ресторанов при увеличивающемся доходе.
«35% людей с доходом до 400 тыс. тенге посещают салоны красоты, магазины косметики и массажные салоны, в то время как доля посетителей среди тех, кто зарабатывает от 701 тыс. тенге и выше, значительно возрастает и составляет около 60%. Также в двух мегаполисах наблюдается значительная разница в расходах на путешествия и отдых между людьми с разным уровнем дохода. Однозначно то, что чем обеспеченнее человек, тем больше он тратит на отдых и чаще путешествует. Так, только 4% населения с доходами до 700 тыс. тенге хотя бы один раз в год тратят на отдых. Эта доля постепенно увеличивается в 6–7 раз, достигая 24–28%, среди людей с доходами от 2 млн тенге и выше», — отмечают аналитики.
Вам будет интересно: Как зарабатывают и тратят казахстанцы последние 3 года