У работы вахтовым методом на нефтяных месторождениях есть свои плюсы и минусы. Высокие, особенно по меркам Казахстана, зарплаты, разнообразное питание и возможность работы по всему миру — это те пункты, за которые ценят вахту. С другой стороны, суровый климат, выбросы сероводорода и, главное, постоянные расставания с семьей вынуждают вахтовиков задуматься о других вариантах.
Нуржану Наурызбаеву 38 лет. После окончания колледжа и небольшого стажа работы обучился технической специальности, успел побывать на месторождениях Карачаганак и Карабатан, и уже более 10 лет вкалывает на вахте на Тенгизе. Вот его история.
«Понял, что работа диджеем меня уже не устраивает, и надо определиться с профессией»
Я родился в маленьком городке Алга Актюбинской области. В той же Алге окончил музыкальную школу по классу баяна. Но уже с детства, как и многие мои сверстники, увлекся хип-хопом. После школы поступил в Жезказганский индустриально-гуманитарный колледж (факультет иностранных языков). Совмещал учебу с работой диджея в ночных клубах. После окончания колледжа продолжил работать в этой сфере.
Со временем понял, что работа диджеем меня не устраивает, надо определиться с профессией. Чтобы она была более стабильной и высокооплачиваемой. Заочно окончил Московский технологический институт, факультет «Техносферная безопасность», что дало мне возможность претендовать на технические вакансии в нефтяных компаниях. В 2009 году устроился в местную логистическую компанию по транспортировке нефти на месторождении Алибекмола на позицию инженера по безопасности и охране труда (БиОТ). Это была моя первая работа вахтовым методом.
Через три года в первый раз попал на месторождение Тенгиз в Атырауской области. С тех пор более 10 лет работаю здесь.
«Кто хотя бы немного говорил на английском, имел больше шансов устроиться на Тенгиз»
Немного истории. Компания «Тенгизшевройл» (ТШО) — это крупнейшее нефтедобывающее предприятие в Казахстане. Она была основана в 1993 году, и с этого момента начинается эпоха нефтегазовой истории страны. Поэтому многие хотели работать именно на Тенгизе.
Вначале на Тенгизе был большой дефицит местных специалистов, а если таковые находились, то большинство не знало английского языка. Поэтому тот, кто хотя бы немного говорил на английском, имел больше шансов устроиться на проекты. За эти годы ситуация поменялась в корне. ТШО сумел вырастить целое поколение казахстанских специалистов.
Самой первой компанией, в которую я попал на Тенгизе в 2012 году, была «Ариадна», куда устроился инженером по MVS/безопасности дорожного движения. В отделе нас было около 30 человек. На тот момент я получал 150 тысяч тенге. Это небольшие деньги, но тогда мне было достаточно.
Здесь я впервые увидел американцев вживую. А так как я вырос на американском кино, музыке и хип-хопе, то это знакомство стало для меня настоящим откровением. Поразила их вежливость, толерантность, умение работать по-другому, не так, как мы привыкли. Это сейчас почти все руководящие посты на проектах ТШО занимают казахстанцы, а тогда иностранцев было как минимум половина: американцы, индусы, филиппинцы, итальянцы. Руководящие должности в основном занимали американцы.
Набравшись за 2 года опыта в «Ариадне», я смог далее поработать в других известных на Тенгизе компаниях: Sicim, Wood, Kulager, Keller и т.д. Также участвовал в проектах на Карачаганаке, Карабатане. В составе компании Keller поработал на проектах в Польше и Германии. Один раз даже попал в проектный состав Ernst and Young в Актау.
За все годы я работал на разных позициях, начиная от инженера и заканчивая менеджером (начальником) отдела БиОТ. Сейчас тружусь в компании RIST в должности MVS advisor (консультант по безопасности движения).
Как проходит рабочий день на вахте
Вахта длится 28 дней. Затем столько же дней отдыха дома. Первая неделя всегда самая стрессовая. Человек должен переключиться с семьи и быта на рабочий лад. Поэтому первую неделю называют «адаптационной». Даже если в этот период работник что-то упустил или забыл, то коллеги относятся с пониманием и поддержкой.
График рабочего дня такой. Что бы ни случилось, но в 5 утра ты должен встать. Завтрак в 5:30 и выезд на рабочие участки. Некоторые специалисты проходят обязательное медосвидетельствование (алкотест, измерение давления и т.д.) перед выездом на участки. В случае положительного результата — немедленное увольнение и удаление с проекта.
Иногда руководство организовывает рандомные алкотесты. Выглядит это весело. На посту охраны в автобус заходит медицинская команда с мешочком, где лежат синие и красные шарики. Водитель автобуса должен вытащить один шарик: если это будет красный шар, то алкотест проходит весь автобус, если синий — то автобус проезжает без теста.
Первое, с чего начинается рабочий день вахтовика — это участие в toolbox talk (инструктаж по технике безопасности). Самое опасное на месторождении — это сероводород. Поэтому каждый работник должен знать, что делать в случае эвакуации, куда идти и какие СИЗы (средства индивидуальной защиты) применять.
После инструктажа у каждого отдела своя планерка, и только после этого начинается работа на сайте. Сайтом (с англ. site) называют рабочие строительные участки. Вообще такие слова как «сайт», «митинг» (с англ. собрание) настолько прижились на Тенгизе, что стали частью местного лексикона.
В 10 утра кофе-брейк, который длится 20 минут. Обед с 12 до 13 часов дня. Затем в 16:00 еще один кофе-брейк. Работа завершается в 18:00. Колонны автобусов возвращаются в общежития, где вахтовиков ждет ужин в столовых.
Климат, еда и условия на Тенгизе
На Тенгизе, да и вообще на западе Казахстана, экстремальные условия труда и летом, и зимой. Средняя температура в 8 утра летом поднимается до 40 градусов. В полдень бывает, что термометр показывает до 50 градусов. Зимой температура опускается до −25 с сильным ветром.
При этом ТШО большое внимание уделяет ментальному здоровью сотрудников. Это входит в систему IIF/КБТ (Incident Injury Free/культура безопасного труда). Есть клиника и психологи. Действует отдельный отдел IR (industrial relations/производственные отношения). От климата в основном страдают люди с хроническими болезнями, обостряющимися на вахте.
Суровый климат компенсируется сытным питанием. На Тенгизе одни из самых лучших условий питания для вахтовиков. Когда я увидел в столовых фрукты, лососину и другие разнообразные продукты, для меня это было удивительным, так как на других месторождениях такого нет. Я сразу же набрал вес. Вообще это факт: когда на Тенгиз заезжают новенькие, то первые 2-3 месяца они стабильно прибавляют в весе.
Многие люди думают, что если ты попал на Тенгиз, то жизнь удалась. На самом деле все зависит от того, в какую компанию ты устроился. Здесь их около 50, как иностранных, так и казахстанских, и у всех разные условия. Большинство стремится попасть в иностранную компанию. Хотя в последние годы казахстанские компании вышли на неплохой уровень по обеспечению и условиям.
Если говорить о зарплатах, то необходимо понимать, что нет единой сетки. Все зависит от проекта и, опять же, от компании. Также важны опыт и знание английского языка. Последнее увеличивает стоимость на рынке труда в нефтегазовой сфере как минимум на 500 тыс. тенге. На сегодняшний день конкуренция в отрасли сумасшедшая, и необходимо постоянно совершенствовать свои языковые и рабочие навыки.
Как проводят вечера?
После ужина городок вахтовиков оживает, люди разных национальностей общаются и чилят. Многие идут в спортзал, кто-то плавает в бассейне или играет в футбол или теннис. Можно посмотреть фильмы в кинотеатре или просто посидеть в кафе. Работают ночные клубы и пабы. Руководство часто проводит барбекю и тимбилдинги. С этим на Тенгизе никогда проблем не было — американцы создали хорошие условия и для себя, и для местных.
Около 20-30% вахтовиков — женщины. В основном это руководители/ИТР состав, но встречаются девушки-электрики и даже охранницы.
«Операцию провели в Германии. К сожалению, рак победил»
С супругой мы познакомились в соцсетях. И 8 лет назад поженились. Жена — психолог и журналист; занимается частной практикой. Нашей дочке 6 лет. Два года назад наш двухлетний сын скончался от рака мозга.
Когда ребенку поставили диагноз, нужно было лечение за рубежом. Поэтому мы были вынуждены организовать сбор денег. Помогали всем миром, в первую очередь, конечно, родственники, друзья и коллеги. За что я им очень благодарен. В итоге собрали более 100 тысяч евро. Операцию провели в Германии. К сожалению, рак победил.
Раньше, когда я читал о таких сборах, то думал, что так делают бедные люди. Но наш случай показал, это не так. Даже неплохо зарабатывающий человек иногда вынужден собирать деньги на лечение за границей, так как казахстанская медицина пока не вышла на мировой уровень. А зарубежное лечение по карману далеко не каждому.
Как отдыхают дома?
Первые 2-3 дня я просто отсыпаюсь. Потом бегаю по делам, которые накопились: документы сделать, к родственникам съездить — вахтовика все ждут. Далее у каждого есть хобби. Я увлекаюсь аквариумистикой. У меня аквариум объемом в 800 литров с американскими цихлидами. Кроме того, я недавно обменял свою квартиру на частный дом. Теперь занимаюсь огородом, посадками деревьев, в общем наслаждаюсь всеми прелестями частного дома. Некоторые, как я слышал, подрабатывают во время отдыха.
Вахта 28/28 дней означает, что ты половину жизни проводишь вне дома и вне семьи. Я, например, почти 7 лет не был дома, это страшно осознавать. Ты пропускаешь самые интересные моменты, происходящие с твоим ребенком. Навязчивая идея открыть какой-либо частный бизнес и быть с семьей не покидает тебя каждый раз, когда уезжаешь на работу. У меня в планах лет через пять перейти в другое место и работать в городе, но пугают низкие зарплаты.
А плюсы? Первое — это немаленькая, стабильная зарплата. Каждый месяц у тебя отпуск в 28 дней. Целый месяц можно спать, есть, ничего не делать. Каждый приезд домой — семейный праздник. В течение отдыха ты можешь подтрунивать над теми, кто каждый день ходит на работу в офисы.
Три урока, которым научила работа на вахте
Первое, чему учишься на вахте, — это ценить время. Бережливое отношение к своему времени становится частью твоего менталитета. На вахте все митинги проходят строго по регламенту, с рассылкой, где указывается точное время начала и окончания митинга. К этому привыкаешь и требуешь того же от своих коллег. Эту черту мне передали американские коллеги.
Второе. Самое близкое, самое важное в твоей жизни — это семья, с которой ты каждый месяц в разлуке. И приезжаешь после 28 дней, это смешно прозвучит, как будто из армии или из длительного путешествия.
Третье — это дружба. На вахте идет день за два. На пятидневке в городе можно работать долгие годы с человеком, но знать его поверхностно. Привет-привет, как дела. На вахте же ты с людьми из твоего отдела весь день. Днем на производстве, вечером в спортзале, и даже ночью на одной смене находишься. Плюс на вахте экстремальные условия не только из-за климата, но и из-за того, что ежеминутно ты должен быть готов к внештатной ситуации.
Если в городе надо год, два или пять лет, чтобы узнать человека, как он поведет себя в той или иной ситуации, то на вахте ты буквально за несколько дней понимаешь, кто твой коллега.
Вам может быть интересно
«Можем искать растения по всей стране». Казахстанка подняла убыточную цветочную мастерскую