«Можем искать растения по всей стране». Казахстанка подняла убыточную цветочную мастерскую

Любовь к цветам у Александры Соляновой, 23-летней девушки из Караганды, с детства. Ребенком она составляла свадебные букеты и подолгу рассматривала розы и ромашки в витринах магазинов. Повзрослев, казахстанка и сама устроилась в цветочную мастерскую BUTON, мечтая когда-нибудь открыть свою. И такая возможность появилась. После смены руководства бизнес начал приносить убытки, но это не испугало Александру. Она стала совладелицей мастерской, подняла показатели и успешно ее развивает. Как ей это удалось — читайте в рубрике «Мой бизнес».

«Думала, что все дети любят собирать букеты»

Я родилась в Караганде в абсолютно обычной семье: мама педагог, папа занимается мебелью. Но, что интересно, и они, и мои бабушка с дедушкой всегда были творческими людьми. Сколько себя помню, мы все время что-то клеили, рисовали, собирали конструкторы, делали аппликации. А еще очень любили ездить на природу, в частности, в тайгу на Урале. Там собирали растения — наверное, с этого все и началось.

Играя со сверстниками, я составляла свадебные букеты и придумывала, как оформлять мероприятия. Тогда мне казалось, что такие развлечения по душе абсолютно всем детям. Лишь повзрослев, поняла, что мало кто собирал растения и увлекался подобным. Но для меня это было целым миром. Я не проходила мимо ни одного цветочного магазина, всегда заглядывала внутрь, чтобы посмотреть, как флористы работают с цветами. А если вдруг разрешали открыть холодильник, испытывала дикий восторг.

Не медицина или работа в шахте, а дизайн

Школьницей я вела очень активную жизнь. Участвовала во всех возможных мероприятиях, организовывала и оформляла праздники. Словом, пыталась пристроить себя всюду, где можно было рукодельничать. Параллельно посещала и художественную школу: училась рисовать на песке, играть на фортепиано. В общем, я была погружена в творчество. В моей жизни не было спорта, но все, что можно было сделать руками, испытала на себе.

Размышляя над тем, какие предметы мне нравились в школе, точно могу выделить историю и биологию. Я мечтала о том, чтобы окончить медицинский колледж или университет и стать врачом. Вместе с тем отдавала себе отчет, что мне не хватает усидчивости. Например, вариант, когда в художественной школе творческая работа растягивалась на месяцы, не подходил: хотелось что-то сделать и сразу получить результат. В ином случае я очень расстраивалась.

В 9-м классе я понимала, что не хочу оставаться в школе от слова совсем, а тем более сдавать ЕНТ. Хотя сейчас осознаю, что было бы здорово продолжить образование. Как бы там ни было, я стала выбирать, с чем связать жизнь. Вариантов было несколько: учиться на медика, дизайнера или шахтера, поскольку Караганда — шахтерская столица. Я была уверена, что, раз уж я девушка, «в поля» меня никто никогда не отправит, я останусь в офисе. В тот момент мне очень помогли родители, напомнив о моей неусидчивости и тяге к творчеству. После долгих бесед я поняла, что дизайн мне все же подходит больше. Трудилась с 14 лет, мне хотелось финансовой независимости, а совмещать работу и учебу в медицинском было бы нереально. В общем, решение было принято.

Поступила в Алматинскую академию экономики и статистики по специальности «графический дизайн и преподаватель ИЗО». Но еще до первого курса попробовала себя в профессии, оформляя разные мероприятия, в частности, утренники в детских садах. Когда началась учеба, я стала искать работу.

«Мечтала открыть свое дело, но гнала от себя эти мысли»

Моей маме совершенно случайно попалось на глаза объявление о поиске флориста без опыта. Она прислала его мне со словами: «Может, попробуешь? Кажется, тебе такое нравится». И я решила попробовать. До этого я ничего не знала о цветочной мастерской. А когда зашла внутрь, была поражена атмосферой: в помещении вкусно пахло, фонарики светились всевозможными красками, там был огромный выбор цветов, которые я никогда не видела. Когда меня все-таки выбрали из огромного количества кандидатов, я была на седьмом небе от счастья.

На любую задачу мне хватало сил и энергии. Я была готова учиться — и всему тому, что умею сейчас, научилась там. Уже в то время я задумывалась о том, что было бы здорово открыть свой магазин или мастерскую, но не представляла, как это организовать, и старалась избавиться от этих мыслей. Мне казалось, что запустить свое дело слишком сложно, а разобраться в бухгалтерии нереально, так что это не мое.

Я поработала в найме около двух лет, за это время набравшись опыта. Это был довольно сложный путь: все-таки у нас высокий уровень, требования соответствующие. За пару лет я выгорела, не было сил продолжать дальше, начала задумываться, что пора кардинально изменить сферу деятельности. Так я стала управляющим в фитнес-центре. Когда все процессы были более-менее налажены, я заскучала по цветам. Даже предложила начальнице оформить ими фитнес-центр.

В конце концов вернулась в цветочную сферу. Прямо перед тем, как появилась моя мастерская, я занимала позиции управляющего и креативного флориста в трех заведениях, в одном из которых уже трудилась раньше. Там я настраивала процессы, занималась сборкой коллекций, еще больше увлеклась оформлением. Словом, делала то, что мне по-настоящему нравилось. Вместе с тем я заметила, что после смены руководителей моя первая мастерская стала в разы хуже. Наблюдать за тем, как падает уровень места, которое очень любишь, было тяжело. Поэтому предложила одному из собственников выкупить часть мастерской. Он согласился, я стала совладелицей точки.

«Когда думали, что все классно, случалось что-то непредвиденное»

Сбережений у меня не было — всю сумму заняла. Первое время о прибыли речь не шла, надеялась хотя бы выйти в ноль. Как это сделать, было совсем непонятно. Жутко боялась, не знала, за что хвататься. С момента, когда я впервые пришла в мастерскую, многие показатели сильно упали, вести бизнес стало сложнее.

В первую очередь мы решили сделать ребрендинг, изменив логотип и концепцию, но оставив название — BUTON. Все заработанное полностью вкладывали в бизнес. Отработали месяц хорошо —направили деньги в рекламу. Во втором получили неплохой доход — смогли позволить себе что-то еще. Таким образом на протяжении года мы по чуть-чуть выбрались из ямы. Конечно, есть, к чему стремиться, но результаты уже радуют.

Когда я купила часть мастерской, то отказалась от других проектов, уволилась со всех работ и перестала вести курсы по флористике. Целиком и полностью занялась восстановлением магазина. К счастью, не в одиночку. Никто из близких не остался в стороне. Подруга, например, подсказывала, как вести бухгалтерские отчеты, молодой человек делал сайт, родные тоже старались помочь, чем могли. Что интересно, каждый раз, когда мы думали, что дело пошло на лад, случалось что-то непредвиденное, что сбивало нас с толку.

Бизнес не только про деньги, но и про душевность

Ремонт, казалось, никогда не закончится, но мы справились с ним: поменяли вывеску, отреставрировали фасад, навели красоту внутри. Наша команда тоже расширялась. Если раньше в мастерской работал лишь один флорист и один курьер, то сейчас в коллективе есть маркетологи, два флориста в смену, три курьера, дизайнер, таргетолог, специалисты, которые занимаются креативным продвижением. Последние месяцы мы в поисках человека, который помог бы расширить штат: в нашей сфере сложно найти творческого и вместе с тем трудоспособного и многозадачного сотрудника, который любит и умеет общаться с людьми.

Еще запустили продажи онлайн, чтобы клиентам было максимально удобно выбрать и заказать букет. Кроме цветов предлагаем дополнительные товары, например, шары и десерты. Наш бизнес не только про цифры и деньги, но и про душевность между людьми. Хочется, чтобы посетители приходили снова и снова, а для этого нужен хороший сервис. Проанализировав, что больше всего привлекает казахстанцев, мы выработали свою систему бонусов. Это работает.

Если изначально наша работа в Instagram строилась лишь на том, чтобы было удобно принимать заказы от клиентов, то позже мы вплотную занялись визуальной составляющей. Кроме соцсетей создали еще и сайт, а сейчас работаем над вторым. Он будет доступен не только в праздники, но и в обычные дни. Покупатели смогут оставить заявку, не контактируя напрямую с сотрудником.

Месячный оборот вырос в три раза

В январе 2024-го мы начали детально отслеживать все бизнес-метрики. Со старта по настоящее время число заказов в месяц поднялось с 130 до 400. Средний чек за букет вырос с 9 тыс. до 18 тыс. тенге. Количество заявок в день не бывает меньше 20, а клиентская база стала больше на 70%.

Оборот увеличился в три раза. Так что сейчас мы зарабатываем деньги не только на дальнейшее развитие, но и на самих себя. При этом деньги забираем лишь после того, как закроем потребности бизнеса.

Наши проблемы

Магазин находится на первом этаже жилого комплекса. В помещении установлен холодильник, кондиционер и другое оборудование, из-за которого образовывался конденсат. Весь этот холод поднимался наверх и скапливался в квартирах жильцов, отчего у них всегда был холодный и мокрый пол. Мы испытали огромный шок, узнав это. И, конечно, исправили ситуацию, переставив холодильник. Так соседи начали жить спокойно. Кроме этой ситуации было еще несколько не самых приятных:

Поставщики

Все они работают слабенько. Почти нет крупных, которые делали бы свое дело на высоком уровне. Поставщики довольно часто могут, например, привезти не то количество цветов или не те сорта. Тогда нам приходится искать растение по всему городу или стране. Допустим, в Алматы. А до нас это более тысячи километров.

Цифры

Довольно долго не могли понять, почему реальное количество цветов в холодильнике не сходится с фактическим в программе. К счастью, в итоге разобрались.

Вандалы

Мы несколько раз устанавливали красивые фотозоны у магазина. Каждый раз нам их ломали. Но мы хотим, чтобы мастерская выглядела привлекательно, поэтому и сейчас делаем еще одну.

Мороз

Зимой в Караганде стоит ужасный холод. А температура в холодильнике не превышает 5 градусов. Однажды ударили морозы, замерзла вся партия цветов. Придя утром в мастерскую, увидели в вазах кучу льда вместо воды. Все цветы пришлось выкинуть.

Чему я научилась в бизнесе?

Буквально всему, начиная от способов продвижения, ведения финансов, работе логиста и управленца, заканчивая обязанностями бригадира строительной бригады. Если детальнее, то я хорошо усвоила:

Финансовый учет. Если раньше умение пользоваться бухгалтерскими программами казалось бесполезным, сейчас я понимаю, как это важно.

Маркетинг

Раньше я им вовсе не интересовалась и даже не думала, чтобы пройти какие-нибудь курсы. Сейчас учусь и на практике проверяю, какая стратегия сработает, а что людям не зайдет.

Мой факап

Мы решили, что нам не нужен хороший таргетолог. Взяли девочку, которая на протяжении трех месяцев настраивала нам рекламу. Позже, когда уже собралась хорошая команда, осознали, что впустую сливали деньги. После этого я сделала вывод, что если уж и делать рекламу, то только у профессионалов.

Миссия моего бизнеса

Звучит просто: нести красоту в массы и делать людей счастливыми.

Вам будет интересно

Александра СоляноваКарагандаМой бизнесцветы