В Казахстане дорожает общественный транспорт. Сравнили цены с соседями

Читайте Finance в Telegram!
Опубликовано: 31.07.2024, 15:00

В Астане с 1 августа впервые за десять лет поднимут цены на общественный транспорт — с 90 до 110 тенге. Это же ждет и алматинцев, но жителям южной столицы придется выложить на 10 тенге больше. Мы решили выяснить, сколько билетов могут купить казахстанцы и граждане стран-соседок на среднюю зарплату. А еще узнали, где в мире самый дорогой проезд, а где и вовсе бесплатный.

Как «взрослели» цены на пассажирский транспорт в Астане и Алматы?

Возьмем за точку отсчета конец 2000-х. Тогда единичная поездка в автобусах Астаны обходилась пассажирам в 60 тенге. Спустя несколько лет, в 2014-м, билеты поднялись до 90 тенге. Причину подорожания объясняли нехваткой денег на бензин, необходимостью ремонта транспортных средств и другими объективными факторами. На таком уровне цены держались долгие годы, при этом топливо дорожало. Росли и зарплаты водителей. Этим аргументировали нынешнее повышение стоимости проезда в столице.

В Алматы в конце прошлого десятилетия проехаться в наземном общественном транспорте можно было за 80 тенге. В прошлом году по тем же причинам, что в Астане, цены поднялись до 100 тенге. А теперь они растут опять. На 21-ой сессии маслихата южной столицы депутаты выступили за увеличение тарифа до 120 тенге: мол, так удастся сократить субсидии из госбюджета и направить сэкономленные деньги на другие цели, например, на тарифы для льготников. Изменения вступят в силу в начале августа.

Сколько талонов может купить казахстанец на среднюю зарплату?

За первые три месяца года средняя зарплата в Казахстане составила 382, 2 тыс. тенге. Астана и Алматы в топе: там чуть больше 494 и 454 тыс. соответственно. Так, с учетом новых цен жители столицы могут себе позволить 4490 талончиков в месяц или 144 поездки в день. В Алматы цифры такие: 3783 билета и 122 поездки.

Если взять средний доход по стране и разделить на тарифы обоих городов, получится 3185 билетов в Алматы и 3474 в Астане. С медианной зарплатой (251 997 тенге в первом квартале) картина другая: 2099 и 2290 поездок соответственно.

А что у соседей?

Узбекистан

В прошлом году жители страны в среднем получали 4 млн 337, 6 тыс. сумов (около 164 тыс. тенге). За январь-июнь этого среднемесячная номинальная зарплата подросла до 5 млн, 92 тыс. сумов (чуть больше 223 тыс. тенге). Больше всего зарабатывают в Ташкенте: в среднем 8 млн, 450 тыс сумов (почти 319 тыс. тенге соответственно). От него и оттолкнемся. Стоимость проезда в метро и автобусах одинакова: если расплачиваться наличными — 2 тыс. сумов (75,47 тенге), картой — 1700 (64,15 тенге). Методом несложных вычислений узнаем, что житель столицы в месяц сможет позволить себе 4 225 поездок за наличный расчет и почти 4981 за безнал. Если брать в целом заработок по стране, то выйдет 2960 за купюры и 3482 картой соответственно.

Кыргызстан

По словам первого зампредседателя Нацстаткома Назира Керималиева, средняя зарплата я январе-марте этого года равнялась 34,04 тыс. кыргызских сомов (192,3 тыс. тенге). Это на 11% больше, чем в прошлом году. Теперь переносимся в Бишкек, где с января этого года цена на поездку в автобусах и троллейбусах поднялась до 17 сомов (96 тенге) при безналичной оплате и 20 (113 тенге), если рассчитываться наличкой. Жители столицы получают больше остальных (39,8 тыс. сомов и почти 225 тыс. тенге). А значит, пользоваться транспортом они могут чаще: 2341 раз, если платить картой и 1990 за наличные. Гости Бишкека прокатятся в транспорте 2002 и 1702 раза соответственно.

Россия

По последним данным, средняя зарплата в России в апреле составила 83,8 тыс. рублей (чуть больше 465 тыс. тенге). В Москве она, разумеется, сильно выше — 157,4 тыс. рублей (873,5 тыс. тенге). В столице РФ поездка в метро, автобусе или трамвае обойдется в 70 рублей (385 тенге). Выходит, жители белокаменной смогут воспользоваться транспортом 2248 раз. Если брать заработок по стране, то получаем уже 1197 поездок.

Китай

Если верить данным Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей, средняя зарплата в Китае на начало апреля этого года составила около 8 тыс. юаней (почти 521 тыс. тенге). В автобусах и троллейбусах билет стоит 2 юаня (130 тенге) первые 10 км и по 1 юаню (65 тенге) следующие пять км. Допустим, маршрут короткий и нужно расстаться с минимальной суммой. Тогда выходит, что среднестатистический китаец сможет прокатиться 4 тысячи раз в месяц.

Фото: Ewan Yap, Unsplash

Самый дорогой транспорт в Европе

Пальма первенства достается Лондону. Он выигрывает в плане доступности и разнообразия транспорта (по британской столице курсируют автобусы, трамваи, водные такси, электрички), но сильно кусается ценами. Они зависят от того, какие зоны города предстоит пересечь, а также времени дня, когда пассажир решит воспользоваться общественным транспортом. Днем, например, разовая поездка обойдется от 5,69 фунтов стерлингов (3472 тенге). Однако, если купить проездной Oyster Card, цена проезда в автобусе упадет до 1,75 фунта (1068 тенге), что тоже не очень дешево.

На втором месте Цюрих. Транспорт в столице Швейцарии курсирует по городу с 5:00 до 00:30. В выходные автобусы перевозят поздних пассажиров круглосуточно. Здесь тоже можно купить проездной, но если речь о единичной поездке, она обойдется примерно в 4,20 швейцарских франка (2252 тенге).

Осло — еще один город, где есть все для хорошей жизни, но цены на общественный транспорт бьют по карману. В городе представлена единая билетная система, есть возможность купить проездной на день, неделю или месяц. Говоря же о разовой поездке, получаем такие цены: для взрослого — 30 норвежских крон (1050 тенге).

Фото: Jeremy Downes, Unsplash

А где можно прокатиться бесплатно?

На планете хватает мест, где из точки А в точку Б можно добраться, не заплатив ни копейки. В одних странах легально прокатиться с ветерком смогут лишь определенные категории населения. Например, дети, студенты или пенсионеры. В других же билет абсолютно бесплатен для всех.

  • Лидирует в этом направлении богатый Люксембург, правительство которого, желая снизить автомобильный трафик, первой пересадило народ страны на общественный транспорт, вовсе отменив плату. С тех пор прошло четыре года, а автобусы, поезда и трамваи все еще доступны для всех.
  • Серебро достается Мальте, перенявшей опыт Люксембурга осенью 2022 года. Правда, воспользоваться привилегией смогут лишь резиденты острова.
  • Третье место делят между собой сразу несколько городов (а их во всем мире огромное множество):

Во французском городе Обань бесплатный транспорт начал курсировать по улицам аж в 2009 году. Идея оказалась успешной, и власти запустили такой же механизм и в других населенных пунктах: Шатору, Монпелье, Дюнкерке, Либурне и проч. Кроме того, в крупных городах страны, где еще нужно платит за проезд, нередко проходят free-of-charge выходные, когда за проезд можно не платить.

Фото: Young-Kyung Kim, Unsplash

В Польше тоже есть немало населенных пунктов, где контроллеры не попросят предъявить билетик. Это, например, Любин, Голенюв, Гостынь, Новогард и еще с десяток мест, о которых, впрочем, знают немногие.

Все эстонцы младше 19 и старше 63 лет передвигаются по любому городу бесплатно. А в Талине это доступно всем жителям.

Не станут наказывать «зайцев» и в Швеции. Правда, не везде. Речь о небольших городках Авесте, Оккельбо, Хальстахамаре.

Как местным, так и туристам не понадобится билет в Дании. Вот только в трех местах: в коммуне Икаст-Бранне и на островах Эрё и Лесё.

В декабре 2019-го в список попал и крупный американский город Канзас-Сити. До принятия решения городским советом поездка на городском автобусе стоила $1,50 за поездку или $50 за ежемесячный проездной.

Сэкономить также можно в Чехии. Бесплатный транспорт курсирует в городах Фридек-Мистек, Валашске-Мезиржичи и Мистек.

Вам будет интересно