Редакция Digital Business Finance продолжает рассказывать о том, как формируется стоимость различных товаров и услуг. Сегодня мы узнаем, сколько стоит летняя полицейская куртка в Казахстане и из чего складывается ее цена. Об этом рассказывает операционный директор компании UNIFORMA Group Дамир Ахметкали. Новый выпуск рубрики «Сколько это стоит».
Где закупается сырье для пошива куртки?
Самая значительная часть затрат при производстве летних полицейских курток и другой одежды — расходы на сырье. Кроме того, в себестоимость включаются заработная плата сотрудников и аренда помещений для швейного цеха. Сырье закупается в Кыргызстане и Китае, а также некоторые компоненты приобретаются в магазинах Алматы, например, пуговицы.
«Мы предпочитаем закупать основное сырье в Кыргызстане, тогда как кыргызы, в свою очередь, покупают у китайцев. Почему такой подход? Заказывать все из Китая требует больших объемов, что удобно для рубашек и брюк. Но с куртками это не работает: они доставляются в течение двух месяцев, а нам нужно быстро выполнить заказ. Поэтому мы с 15% наценкой закупаем у кыргызстанцев», — объясняет Дамир Ахметкали.
Зимой и осенью компания шьет продукцию, которая выигрывает на государственных тендерах в это время года. Летом основное внимание уделяется рубашкам и курткам с короткими и длинными рукавами, которые также продаются через собственный магазин.
Сколько стоит сырье, из которого изготавливается куртка?
Куртки изготавливаются из ткани «Патруль», произведенной в Китае. На пошив одной куртки требуется 235 граммов этой ткани, которая стоит 1719 тенге за метр. Допрасходы включают бумагу для плоттера (471 тенге), карманную ткань (425 тенге), шевроны со светоотражающей надписью (293 тенге за штуку), подклад Саржа (251 тенге) и дополнительные шевроны (170 тенге). Общая стоимость сырья для пошива одной куртки составляет 4 185 тенге.
Кроме затрат на сырье, в себестоимость включаются расходы на оплату труда (2300 тенге), налоги (805 тенге), а также на раскрой и административные расходы, итого 7 600 тенге. После чего куртка поступает в продажу в магазины, где продается по 10 500 тенге.
«В целом по всему производству затраты на сырье составляют около 40% от себестоимости. Зарплаты сотрудников — примерно 18-20%, коммунальные расходы — 10-15%, чистая прибыль — 18-20%, остальные расходы — налоги», — добавляет Дамир.
Кто шьет куртки?
В процессе пошива одной куртки задействованы восемь человек, включая конструктора, технолога, закройщиц и руководителя производства.
«У нас на каждый вид изделия своя производственная линия — одна для рубашек, другая для брюк. В день мы выпускаем около 50 курток, на пике — 80 курток, что дает около 1100-1700 курток в месяц», — продолжает Дамир.
Чистая прибыль зависит от объема производства в год.
«В прошлом году наша выручка составила 900 млн тенге, и чистая прибыль составила 21%. С одной куртки мы заработали примерно 12%», — говорит операционный директор.
Компания платит 1 миллион тенге в месяц за аренду помещения в Карасайском районе Алматинской области (и за коммунальные услуги).
От чего зависит стоимость куртки?
Себестоимость куртки полицейского и других изделий зависит от нескольких факторов.
«Если Китай закроет границы, нам придется закупать сырье в других местах, что повлияет на стоимость. Также изменения курса доллара могут повысить цены на сырье. Мы зависим от рынка. Кроме того, у нас могут возникнуть производственные проблемы, такие как отключение электроэнергии или поломка оборудования», — говорит Дамир.
Иногда компании приходится просить швей поработать сверхурочно, чтобы успеть выполнить заказы в срок. Зарплата швей определяется по количеству выполненных операций.
Например, за пошив накладных карманов швеи получают 15,38 тенге за пару. В день один специалист может сделать до 200 пар таких карманов. За пошив воротника — 96,53 тенге и т.д. Всего для пошива летней куртки выполняются 150 операций.
«В отличие от продаж в магазине с ценами на тендерах все сложнее. Там мы вынуждены торговаться. Из-за демпинга конкурентов мы можем продавать и за 8 тыс. тенге, и за 12 тыс. Как решит заказчик. Но для нас красная цена — 8360 тенге, ниже мы уже не торгуемся», — рассказал Дамир Ахметкали.
Вам может быть интересно
«По психотипу я шизоид». Как командир взвода миротворческого батальона стал владельцем швейного цеха