«Собрал капитал на хороших оценках»: История 9-летнего предпринимателя, влюбившего в себя казахстанцев
Рубрика «Мой бизнес» пополнилась неожиданным сюжетом — сегодня наш материал посвящен юному бизнесмену Вадиму. Мальчик в свои 9 лет торгует на улице сладостями, копит деньги на депозите и хочет построить свой магазин — об этом он рассказал в беседе с журналисткой Digital Business Finance.
Основатель всемирно известной сети IKEA Ингвар Кампрад продавал соседям спички, а потом перешел на открытки и рождественские украшения. А в 17 лет он уже основал собственный магазин, превратив его в итоге в мебельную империю. А один из самых известных инвесторов и богатых людей Уоррен Баффет хоть и родился в обеспеченной семье, но с детства пробовал бизнес на вкус. Еще до своего 10-летия он покупал жевательную резинку и газировку и перепродавал соседям.
Немало сегодняшних миллионеров начинали знакомство с бизнесом и работой еще в юном возрасте. Казахстанский предприниматель Нурсултан Магзумов, например, продавал в детстве кукурузу. Этой историей он и поделился с 9-летним Вадимом — видео с маленьким бизнесменом вышло у него на странице и собрало уже более 5 млн просмотров и 238 тыс. лайков. А нам удалось познакомиться с семьей Вадима поближе и узнать, как мыслят юные предприниматели.
«Мы просто стоим, и он вдруг: «О! Деньги». Постоянно находит»
Семья Вадима живет на правом берегу Астаны — неподалеку от дома мальчик и торгует своими товарами. Встречаемся дома — в сборе почти вся семья: Вадим, его почти 3-летний брат Ваня, мама мальчиков Надежда и разговорчивый кот.
«Папа наш сейчас на работе — программист 1С, работает сразу в двух компаниях. А я сейчас домохозяйка. Училась на психолога, но потом открыла свой детский сад. 9 лет руководила садиком, а потом стукнул коронавирус — пришлось все закрыть, продать бизнес. И вот родился Ваня, а я до сих пор в декрете», — рассказывает Надежда.
В самом начале беседы выясняем, что предпринимательская жилка у Вадима в крови. Во взрослом возрасте его мама управляла своим детсадом, но в детстве ей тоже удалось познать тонкости торговли. Продавала вместе с бабушкой то, что растили на своей даче. Собирали ведрами клубнику, малину и яблоки, а потом везли их в автобусе и продавали.
Бойкий и разговаривающий совсем по-взрослому Вадим явно унаследовал любовь к работе и интерес к бизнесу от женской половины семьи. Как вспоминает Надежда, он «с 9 месяцев в садике работал». А Вадим добавляет: «Меня все дети боялись». Все раннее детство он наблюдал, как мама руководит детским садом, а потом сам организовал свой бизнес. «Хожу на работу» — так он говорит о своей торговле сладостями.
С тайм-менеджментом у Вадима оказалось все в порядке. Помимо учебы и «работы» мальчик занимается тайским боксом, собирает конструкторы Lego, читает книги, ходит на плавание и на шахматы, любит рыбалку и активно учит английский язык. Есть у Вадима и нестандартный талант — находить деньги в самых неожиданных местах.
«Мы просто стоим, и он вдруг: «О! Деньги». Постоянно находит, пока мы стоим и болтаем — он все замечает. Один раз нашел 2 цента, поехали в Россию в гости — он и там везде деньги находил», — со смехом рассказывает Надежда.
В конце учебного года стал «бизнесменом класса»
Тем, что деньги сами находят его, Вадим не ограничивается. Год назад он стал торговать, вдохновившись примером другого мальчика.
«Мы шли из поликлиники, видим — пацан стоит, продает что-то. Я попросил маму купить у него что-нибудь, а потом подумал — а, может, и мне так продавать? И я подсел на это. Я работаю только летом. А в остальное время продаю в школе», — делится Вадим. А мама тут же добавляет: «Я сразу сказала, если будут жаловаться — сразу запрет. Но никто не жалуется, никто не против».
Вадим уже даже успел получить титул — в конце учебного года стал «бизнесменом класса». Кстати, бизнесмен класса накопил свой капитал именно благодаря учебе. Детей мотивируют финансово и поощряют хорошие отметки деньгами.
Но Вадим свои «гонорары» откладывал. И первый закуп сделал примерно на 50 тыс. тенге. «Мармеладные глаза», жвачки, сухой йогурт, сухарики, напитки — ассортимент у Вадима обширный. Что-то заказывал на маркетплейсах, а что-то просто покупал в магазинчике недалеко от дома. К товару молодой бизнесмен подходит серьезно — выбирает что-нибудь редкое, изучает цены, читает отзывы. И, конечно, дегустирует лично — куда без этого?
«А вдруг фальшивка или просроченный», — аргументирует Вадим важность дегустации.
Но сейчас старается не злоупотреблять. Четко знает, что это товар, который нужно продать. «Я стал тренировать стойкость», — уточнил он.
Наценка в его «торговой точке» символическая. Однако продается товар неплохо. Все подсчеты ведет в блокноте и анализирует, что покупают лучше.
«Люди выходят из дома, чтобы у меня купить — будто у меня личный магазин сладостей. А дети вот иногда пытаются жалостью вымогать. Кстати, даже воровали у меня как-то. А взрослые часто берут своим детям», — рассказывает Вадим.
Мама добавляет: частенько покупают мужчины и сдачу ему оставляют. Одна из первых продаж стала запоминающейся — мужчина купил у Вадима напиток, а потом открыл и отдал ему. Судя по горящим глазам, мальчику этот добрый жест запал в душу. И доброта от прохожих — не редкость.
«Я еще 30 минут сидел, смотрел в одну точку»
Популярное видео про Вадима, снятое Нурсултаном Магзумовым, стало одной из таких историй. Предприниматель подходил к Вадиму за 2 недели до легендарного видео, а после приехал уже с супругой и детьми.
«У него два сына. Они пришли, стали набирать все по 2 штуки. Я посчитал — вышло 2200 тенге. А он до этого спрашивал, сколько стоит весь товар. И тут он говорит, «считай, мы у тебя все скупили», и показывает телефон. А там перевод 20 тысяч! Такое чувство было…как будто и рад, и не рад! Я был в шоке. Представляете, купили товар на 2200, а заплатили 20! Меня трясло. Я еще 30 минут сидел, смотрел в одну точку. А потом домой пошел», — вспоминает Вадим.
Мама не меньше Вадима понервничала в тот день.
«Сын пишет смску: «Он такой же как я, подпишись на него». Я ничего не понимаю, он через 5 минут домой приходит, взволнованный, рассказывает все. Я сама в шоке была, думала, может, мошенник какой. А после видео вышло. Знаменитость теперь, к нам даже люди подходили здороваться», — смущенно делится Надежда.
Как оказалось, Вадим копит на телефон. Мечтает о последнем айфоне. Но, судя по рассказам, торговля ему по душе даже без телефона. Он с удовольствием общается с людьми и с азартом относится к своей работе.
Кстати, самая большая выручка у него была возле ресторана — в день чьей-то свадьбы Вадим смог заработать 16 тыс. тенге. Покупали и гости, и жених с невестой. А Вадим создал все удобства для покупателей — принимает и наличкой, и на собственный счет Kaspi. «Жалко, что картой не могу пока принимать», — добавляет Вадим.
Накопить на землю и построить магазин сладостей
Вырученные деньги молодой предприниматель направляет обратно в дело. Но иногда откладывает. Например, собирает «стольники» — это, в основном, оставленная сдача. Копилка у Вадима внушительная — почти 5 килограммов.
«Он уже купил на свои деньги грушу для тренировок дома. Брал как-то Lego по Гарри Поттеру. Я открыла депозит, кладем его деньги. Каждый месяц я ему говорю, сколько у него там прибыль, какие проценты. Он радуется. Сейчас у него там примерно 70 тыс. тенге. Ему это нравится все, он получает удовольствие. Мы не нуждаемся в деньгах, это просто его желание. Я даже советовалась с инспектором по делам несовершеннолетних, чтобы ничего не нарушить. Нам сказали, что все в порядке, если это в дневное время и с нашего разрешения», — поделилась мама Вадима.
Копить Вадиму в удовольствие, а айфон — не предел его мечтаний. Оказалось, что он мечтает собрать деньги на покупки земли и построить «собственный магазин сладостей типа Marwin». Жить Вадим тоже надеется в собственном большом доме.
«Это не я вижу себя бизнесменом в будущем. Это комментаторы меня видят бизнесменом. А я себя вижу просто человеком хорошим», — лаконично добавил Вадим. Но на месте владельцев магазинов со сладостями я бы все-таки напряглась и заранее подумала, как справляться с такой мощной конкуренцией в будущем.
Вам будет интересно: «Выручка за день равнялась месячной зарплате на заводе». Сделал бизнес в Алматы, уехал в Дубай, но вернулся