«На все про все у меня было 3 млн тенге». Сооснователь «Давай сходим!» открыл 3 заведения — и это не предел

Где бы ни оказался Алишер Тойгулиев, он всюду старался зайти в кафе и разобраться в секретах местной кухни. Тогда казахстанец еще работал над проектом «Давай сходим!», но порой задумывался о том, чтобы уйти в ресторанный бизнес. Важное событие, случившееся в его жизни три года назад, развеяло все сомнения. Мужчина запустил свое дело — а теперь у него три заведения и еще два на подходе. Как ему это удалось, на чем обжегся молодой руководитель и что советует предпринять тем, кто хочет покорить сферу общепита, Алишер рассказал в рубрике «Мой бизнес» на Digital Business Finance.

От грузчика до сооснователя крупного проекта в сети

Мне 32 года. Я родился в маленьком поселке Колтоган, что в Жамбылской области. Когда мне было девять лет, мы с семьей переехали в Алматинскую область. Уже тогда, ребенком, я начал подрабатывать: отец продавал строительные материалы, а мы, сыновья, грузили и разгружали фуры. К учебе тоже относились серьезно: в 2005 году я и мой родной брат поступили в престижную физико-математическую школу-интернат. А спустя четыре года, как и многие в моем классе, подали документы в недавно открывшийся Международный университет информационных технологий (МУИТ) на специальность «информационные системы».

На более-менее серьезную работу устроился после первого курса. Был спасателем в аквапарке, хотя даже толком не умел плавать. Уже тогда интересовался предпринимательством, искал проекты в интернете, в которые можно было бы вложиться, знакомился с людьми, которые тоже хотели развиваться онлайн.

Когда я учился на третьем курсе, в сети еще не было толковых ресурсов с информацией о том, куда можно сходить в Казахстане. И тогда у моего друга Бакдаулета Исаева возникла идея создать паблик в «Вконтакте», где мы рассказывали бы об интересных местах и мероприятиях. Так появился на свет проект «Давай сходим!». Как сейчас помню, первое, что мы сделали, это обзор на кофейню. С него все и пошло. Мы, конечно, сначала ничего с него не имели, но постепенно аудитория сообщества росла, появились аккаунты и в других соцсетях. Сейчас, спустя 12 лет с основания проекта, это большой медиахолдинг, который работает в Алматы, Актау, Караганде, Астане, Бишкеке и других городах. В нем занято порядка 100 сотрудников, а на страницу в Instagram подписано больше 600 тысяч человек.

«Дела сразу шли хорошо»

Впрочем, прежде чем влиться в «Давай сходим!», я сменил несколько мест: работал маркетологом в строительной фирме, digital-маркетологом в агентстве 4Dclick, главным специалистом по маркетингу в университете AlmaU. Проектом основательно занялся в 2015 году. Сначала в должности менеджера по продажам, а потом вырос до СEO и отвечал за продукт sxodim.com.

В то время я много путешествовал. И в каком бы городе или стране ни оказался, обязательно пробовал местный кофе. Даже на пляже в 40-градусную жару мог его выпить. Любовь к этому напитку натолкнула на мысль, что было бы здорово открыть свою кофейню. Но тогда, в 2018 году, я не решился что-то предпринять, хотя мечта о ресторанном бизнесе не утихала. А три года назад у меня родилась дочь Ева, и я понял: пора действовать.


Вам будет интересно

«Мы хотим стать Kaspi в мире развлечений». Интервью с сооснователем «Давай сходим!» Алишером Тойгулиевым


Так в апреле 2021 года взялся за дело. На все про все у меня было 3 млн тенге.

Сначала хотел открыть маленькую кофейню в формате To Go (небольшое заведение быстрого обслуживания с ограниченным ассортиментом). Однако все-таки решил арендовать помещение в 140 «квадратов», пускай оно и казалось мне суперогромным.

На запуск первой точки в конечном итоге ушло 40 млн тенге. Откуда взялись деньги? Я прибег к концепции 3F (Friends, Family, and Fools), которая помогает привлечь капитал через близкое окружение. Мне очень повезло с друзьями, которые поддержали мою идею и вложились в нее. Кроме того, я познакомился с владельцами готовых кофеен, в том числе Global Coffee, Korizza, Spectre, Coffee Original. Хозяину последней я и рассказал о желании открыть заведение. Ему понравилась моя задумка, и уже на следующий день мы подписали договор аренды. Я тут же начал искать строительную бригаду и планировать ремонт.

Вместо одной кофейни-три. И еще два ресторана японской кухни в придачу

Итак, в декабре 2021 года мы приняли посетителей. Дела сразу шли хорошо, прибыль увеличивалась из месяца в месяц. Первый год я работал в тандеме с Coffee Original. Но позже понял, что наши ценности разнятся, и ушел в свободное плавание, сделав ребрендинг и назвав кофейню в честь дочери — Eva Coffee House. Ведь, как ни крути, ее рождение напрямую связано с открытием заведения.

Уверовав в то, что у нас все получилось с первой точкой, в начале 2022 года стали искать локацию для второй. Как только нашелся подходящий вариант, тут же подписали договор аренды. Это было большой ошибкой: мы не угадали с расположением, были свои сложности с парковкой и конкурентами. Вложив в кофейню 100 млн тенге и буквально заморозив деньги, мы не получали никакой отдачи. Оборот рос очень медленно, чистую прибыль бизнес принес лишь спустя год после основания.

Как бы то ни было, в том же 2022 году я решил попробовать себя в новом направлении. Еще во времена «Давай сходим!» я часто ездил в Шымкент, где наткнулся на классный проект Tang Ramen Bar. Мне он так понравился, что я предложил его владельцам стать партнерами и открыть заведение в Алматы. Они сразу же согласились. Так я стал хозяином своего Tang Ramen Bar, где сделал упор на японские рамены.

В начале этого года я полностью перешел в ресторанный бизнес. Сегодня руковожу двумя кофейнями Eva Coffee House (в общей сложности 50 работников) и одним рестораном японской кухни Tang Ramen Bar (там занято 20 сотрудников). Буквально на днях мы с арендодателем подписали договор, так что на подходе еще одна кофейня. А к 1 декабря собираемся запустить вторую точку Tang Ramen Bar.

Бизнес в цифрах

С первой кофейней нам сильно повезло. Мы выиграли с локацией и сразу же начали неплохо зарабатывать. В первый месяц чистая прибыль составила 300 тысяч тенге, во второй — 1,5 млн тенге, дальше еще больше — до 5-6 млн тенге. Были сложности, когда затеяли расширение кофейни в начале этого года и вложили туда 35 млн тенге. Эту сумму взяли в кредит и 4 месяца сидели без выручки, но сейчас уже вернули старые показатели.

В целом, если говорить о цифрах за последние полгода, ситуация такая:

Оборот Eva Coffee House (Алматы, микрорайон Казахфильм, 19Б) — 29 888 003 тенге. Чистая прибыль — 4 453 199 тенге, маржинальность — 15%.

Оборот Eva Coffee House (Алматы, пр. Гагарина, 287Б) — 19 576 693 тенге. Чистая прибыль — 590 419 тенге, маржинальность — 3%.

Оборот Tang Ramen Bar (Алматы, ул. Тимирязева 38/1 — 23 730 732 тенге. Чистая прибыль — 2 952 200 тенге, маржинальность — 12,44%.

Об экономии и личных финансовых привычках

Экономить не получается. Но я стараюсь каждый месяц 10% от заработанных лично мной денег направить на фондовый рынок для покупки акций. Также определенную сумму откладываю в Otbasy Bank и в депозит. Все остальное реинвестирую в существующие проекты.

Какова миссия Eva Coffee House и Tang Ramen Bar?

За восемь лет работы в «Давай сходим!» я сформулировал личную миссию: дарить впечатления. И сейчас, строя ресторанный бизнес, тоже ее придерживаюсь. Наша команда старается поддерживать в заведениях дружескую атмосферу, варить классный кофе и готовить самые вкусные рамены в городе. Нам очень важно, чтобы гостям не просто у нас нравилось, они хотели делиться эмоциями с друзьями. Я получаю огромное удовольствие от осознания, что посетители довольны нашими напитками и блюдами.

Пять важных навыков и качеств, которые я освоил

1. Насмотренность

Я учился, посещая кофейни в разных городах и странах. Наблюдая, как там работают люди, приобрел много ценных знаний. Так что, думаю, это качество должно быть на первом месте у тех, кто хочет заниматься ресторанным бизнесом.

2. Финансовый учет

Без знания и контроля цифр в общепите очень тяжело. Наша команда старалась вести правильный учет со старта — это сильно помогло в работе в дальнейшем.

3. Умение работать с софтом для ресторанов

Раньше программное обеспечение в этой сфере было чем-то совершенно новым и неизведанным для меня. Я до сих пор изучаю и открываю новые возможности софта. Сейчас, например, мы пользуемся программой IIKO — это система автоматизации заведений общепита, которая помогает контролировать и упростить процесс.

4. Чтение договоров и решение юридических вопросов

Вначале я вовсе не обращал внимание на содержание документов, но в какой-то момент понял, что таким образом соглашаюсь на очень невыгодные сделки. Условно говоря, подписывая договор, досконально его не изучив, я давал добро на то, чтобы права арендодателя были защищены, а мои нет.

5. Быстрое увольнение и долгий найм

На старте все было наоборот. А это отнимает очень много энергии и тормозит развитие бизнеса.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Alisher Toiguliyev (@toiguliyev)

Пять проблем, с которыми я столкнулся

1. Текучка кадров

В общепит приходят не от хорошей жизни. Большинство сотрудников воспринимают кофейню как временную работу и, найдя место лучше или не справившись с обязанностями, довольно быстро уходят. Кроме того, в ресторанном бизнесе много студентов, а они не могут трудиться постоянно из-за учебы.

2.Себестоимость продукции (инфляция и т.д.)

В последние годы цены на продукцию в Казахстане сильно скачет. Это не может не влиять на себестоимость. Приходится постоянно держать руку на пульсе, искать альтернативу и менять цены, чтобы бизнес оставался рентабельным.

3. Стоимость аренды

В какой-то момент в Алматы взлетели цены на аренду квартир. Это сказалось и на коммерческой недвижимости: ее стоимость тоже начала расти.

4. Технические проблемы

В общепите, по крайней мере в заведениях нашего уровня, постоянно возникают неисправности. Оборудование вышло из строя — классика в нашей сфере. Нам с командой приходится регулярно решать вопросы с ремонтом.

5. Негатив от жильцов 

Многие владельцы квартир в жилых комплексах по умолчанию негативно настроены против общепита. Они готовы сделать многое, чтобы препятствовать работе кофеен. С другой стороны, это и неплохо: их отношение не позволяет расслабиться. Мы стараемся сделать все так, чтобы не вызвать претензий у окружающих.

Мои самые большие провалы

1. Выбор локации на эмоциях

Место для второй кофейни мы нашли, полагаясь лишь на наши впечатления. Мы вложили в нее 95 млн тенге — и проиграли. Первый год терпели одни убытки, но потом дело пошло на лад.

2. Игнорирование юридических нюансов

Об этом уже говорил. Обязательно читайте договоры аренды и защищайте свои интересы.

3. Нежелание увольнять работников, когда они не справляются

Я понимал, что человек не на своем месте, но отпускать его не хотелось: мол, еще научится и ситуация изменится к лучшему. Подобные сомнения отнимали много энергии, хотя этого можно было избежать.

4. Дружба с топ-менеджерами

Помню случай, когда мне эмоционально было тяжело расстаться с человеком. Мы перестали общаться после расторжения трудового договора. Личное общение перемешалось с работой, а этого лучше избегать.

5. Экономия на оборудовании

В самом начали мы старались тратить как можно меньше денег и в целях экономии покупали б/у технику. Но она часто ломалась, так что на ремонт ушло больше средств, чем если бы мы приобрели новое оборудование.

Что бы я посоветовал начинающим предпринимателям в сфере общепита?

1. Ищите правильную локацию

На это нужно обратить внимание в первую очередь. Проходимость, видимость, доступность с проезжей части, наличие парковки — все это влияет на развитие бизнеса в сфере общепита. Кроме того, стоит посмотреть, можно ли установить вытяжку, приточную вентиляцию, убедиться, что хватит электричества.

2. Делайте акцент на сервисе и вкусной еде

Маркетинг в последнюю очередь. Ведь лучшая реклама это когда гости довольны обслуживанием, вкусными блюдами или напитками и рассказывают о них близким, тем самым привлекая новых клиентов.

3. Путешествуйте

Поездки — главный двигатель в нашей отрасли. Посещая разные кофейни, можно перенять лучший опыт и внедрить его у себя.

Вам будет интересно

«Если наш конкурент – Hyundai, то мы – Toyota Сamry». Как Ельдар Абдразаков развивает сеть луизианской курочки Popeyes в Казахстане

Eva Coffee HouseАлишер ТойгулиевАлматыБакдаулет ИсаевДавай сходимКазахстан