Сегодня на алматинском заводе Hyundai Trans Kazakhstan состоялись общественные слушания по вопросу утилизационного сбора, сообщает bizmedia.kz. По результатам слушаний представители Минпромышленности предложили отклонить петицию по отмене утильсбора, так как она не подкреплена достаточными аргументами авторов. Окончательное решение будет принято в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом.
«В соответствии со статьей 91 АППК РК, если заявитель не согласен с таким ответом, он имеет право обжаловать действия или бездействие, связанные с принятием административного акта, после принятия решения первым руководителем нашего министерства. Официальное заявление будет сделано после окончательного решения нашего министра», — сказал представитель Минпромышленности Адилбек Бектибаев.
Также на слушаниях было объявлено о предложении Казахстана ввести запрет на ввоз автомобилей старше семи лет из третьих стран членам ЕАЭС. Кроме того, планируется внести изменения, запрещающие физлицам ввозить более одного автомобиля для личного пользования в течение 1 года с уплатой общего таможенного платежа. Также будет ужесточен контроль над аккредитованными испытательными лабораториями в части оценки соответствия ТС, ввозимых из третьих стран, в других государствах-членах ЕАЭС.
Что требовали в петиции?
Петицию под названием «Народ РК против утильсбора и первичной регистрации» инициировал один из лидеров движения «Нет утильсбору!» Санжар Бокаев в мае этого года. Петиция быстро собрала 50 тысяч подписей, что является необходимым условием для ее рассмотрения в правительстве. Была создана рабочая группа, в которую вошли не только представители различных министерств, но и сторонники отмены утильсбора.
Авторы петиции утверждают, что за период с 2016 по 2024 год из-за высоких цен казахстанцы перестали обновлять свои автомобили, а возраст среднего автопарка страны увеличился с 12 до 22 лет.
На общественные слушания Санжар Бокаев и другие активисты не явились. Причины пока неизвестны.
Первое заседание рабочей группы по утильсбору и вовсе отменили 6 июня из-за того, что заявитель отказался сдать мобильные телефоны при входе в здание министерства промышленности и строительства РК. Перенесенное заседание прошло 13 июня, о чем написал на своей странице Санжар Бокаев, выразив недоумение в том, что из 36 участников рабочей группы 30 имеют прямое отношение к государственным органам и автомобильной промышленности, следовательно, это заинтересованные стороны.
Что такое утилизационный сбор?
Обязательный утилизационный сбор для ввоза транспортных средств в страну был введен в Казахстане с 2016 года. Этот сбор обязаны уплачивать автопроизводители, официальные импортеры и частные лица, ввозящие автомобили в РК. Сбор направлен на будущую утилизацию машин и является инструментом защиты местных автопроизводителей.