3–4 июля в Астане пройдет саммит ШОС. Город сейчас проживает напряженную подготовку к этому событию. В столицу прилетят главы 16 государств и руководители крупнейших международных организаций. Стало интересно, а какие самолеты предпочитают президенты и сколько стоят их лайнеры?
Важное примечание: стоимость самолетов может варьироваться в зависимости от конфигурации и уровня «прокачанности» борта № 1, кроме того, многие цены актуальны именно на момент покупки лайнера или на момент выхода его на рынок.
Что это за саммит в Астане?
3–4 июля 2024 года политическую жизнь Астаны ждет важное событие, которое повлияло и на планы обычных астанчан. На саммит Шанхайской организации сотрудничества съедутся главы государств и правительств 16 стран, включая президента РК, а также генерального секретаря ШОС и руководителей крупных международных организаций. Город серьезно охраняют, многие улицы перекроют, детские сады временно закроют, а больше половины астанчан по плану должны уйти на удаленку. Такие меры безопасности вполне объяснимы. Но следить будут не только за дорогами, но и за воздушным пространством. В периоды визитов высоких гостей небо «патрулируют» вертолеты, а в этот раз в Астане заметили даже военные самолеты.
Казахстан и Airbus A330-243 Prestige
Казахстанскому президенту Касым-Жомарту Токаеву никуда лететь не придется. Но вообще глава государства летает на Airbus A330-243 Prestige, который достался от Нурсултана Назарбаева. Стоимость такого самолета в стандартной комплектации — около 220 млн долларов. Как сообщала Orda, эксперты оценивают именно его борт в 300 млн долларов — самолет перенес серьезный тюнинг.
Кыргызстан и Airbus A320
У президента Кыргызстана Садыра Жапарова тоже Airbus, но немного скромнее. Глава КР летает на Airbus A320 2002 года выпуска. По некоторым оценкам, он стоил в районе 101 млн долларов. Новый лайнер появился у президента только в 2024 году. Раньше он летал на Ту-154М, подаренном Россией.
Китай, Индия и Boeing 747-400
Председатель КНР Си Цзиньпин не обзавелся собственным бортом № 1. Для государственных визитов и деловых поездок он использует Boeing 747-400 компании Air China. Перед полетами отбирают один из двух самолетов, тщательно проверяют и переоборудуют. На месте демонтированных кресел появляется спальня, гостиная и кабинет. После поездок самолеты возвращались в строй и снова совершали регулярные пассажирские рейсы.
Как сообщается в открытых источниках, когда Boeing 747-400 был в производстве, стоимость нового самолета составляла около 250 млн долларов. Конечно, цены всегда варьируются в зависимости от конфигурации и дополнительных опций.
Кстати, на таком же самолете прилетал премьер-министр Индии Нарендра Моди на саммит ШОС в Бишкеке в 2019 году. Это был Boeing 747-400 авиакомпании Air India.
Россия и Ил-96-300ПУ
Владимир Путин многие годы летает на лайнере отечественного производства — широкофюзеляжном Ил-96-300ПУ. Последние две буквы, как уверяют в России, это не отсылка к фамилии, а аббревиатура фразы «пункт управления». Говорят, что с этого лайнера можно управлять ядерными силами.
Самолетов такой модели в России несколько. Стоил лайнер в базовой комплектации примерно 50-60 млн долларов. Но есть основания полагать, что именно самолеты Путина стоили дороже. По информации из различных источников, самолет украшен гобеленами, картинами, золотыми вставками, а на борту есть спальня, рабочий кабинет, зал для переговоров, тренажерный зал и медицинский блок. И, конечно, самолет обладает повышенным уровнем безопасности.
Катар и его дорогостоящий воздушный флот
Тенденция такова, что главы государств для официальных визитов используют либо зафрахтованные у государственных авиакомпаний самолеты, либо лайнеры собственного парка. Очень часто это самолеты фирмы Boeing. Но среди гостей и участников саммита будет тот, чей воздушный флот вызовет зависть у многих фанатов авиатранспорта. Речь идет про эмира Катара Тамим бин Хамад Аль Тани.
Многие отраслевые медиа пишут, что в официальных поездках главу Катара сопровождают как минимум 1000 человек — это могут быть родственники, члены делегации и персонал. С собой эмир берет даже лимузин представительского класса. Логично, что очень часто перелеты шейха Тамим бин Хамад Аль Тани обслуживают сразу несколько самолетов.
Перелеты эмира и его делегации организует VIP-авиакомпания Qatar Amiri Flight. Флот включает в себя как минимум 14 воздушных судов, большинство — фирмы Airbus. Сообщалось, что флот эмира стоит порядка 1,5 млрд долларов.
Любопытно, на чем в итоге прилетят наши гости на саммит ШОС. И как бы отреагировал аэропорт Астаны, находящийся в стадии ремонта, на делегацию эмира на 10 самолетах.
Вам будет интересно: Кого коснется налог на роскошь и смогут ли обеспеченные казахстанцы избежать его