Как посчитать, сколько ты стоишь? Советы для фрилансеров от финансового эксперта
Стать фрилансером — распространенная мечта людей, уставших от офиса и работы «на дядю». Но жизнь фрилансера также полна трудностей, например, в момент ценообразования на собственные услуги. Корреспондентка Digital Business Finance побывала на мастер-классе от финансового эксперта Ботагоз Капаровой и узнала, как определиться с ценами на свои услуги.
Ботагоз Капарова — независимый эксперт, экс-директор по финансам и рискам BI GROUP. Вывела BI Group на AIX 2021. Около 25 лет проработала в финансовой отрасли, из них 20 лет — на руководящих позициях в банках. Ботагоз Капарова получила несколько дипломов о высшем образовании — математика, финансы и кредит, менеджмент, а также степень MBA по корпоративным финансам. Сейчас развивает собственную онлайн-школу «Ускорение», помогающую компаниям управлять финансами правильно.
Посвященный финансам диалог с Ботагоз Капаровой прошел во время встречи столичного Клуба копирайтеров. Большинство из которых — фрилансеры. Любой, кто работает на себя, сталкивается с важным вопросом — как оценить себя на рынке услуг? Ботагоз Капарова помогла разобраться в этом.
Какие расходы можно заложить в стоимость собственных услуг?
Первое, с чего вы должны начать — посчитать свою себестоимость. Или, грубо говоря, сколько расходов у вас уйдет на исполнение этого заказа.
Что это может быть? К примеру, если вы работаете на фрилансе, но не можете работать дома, то нужен какой-то офис, коворкинг или другое подобное место. Необходимо заложить расходы на пребывание там в себестоимость.
Крайне важно оценить, за сколько часов вы сможете выполнить эту задачу. Если будет плюс-минус 10% отклонение — ничего страшного. Конечно, в начале пути будет сложно определиться, необходимо уже четко знать свою скорость работы. Поэтому следующая рекомендация — обратиться к коллегам за советом. К тому времени, которое они озвучат, нужно прибавить 10%. Это надбавка для новичка.
Например, 25 часов необходимо на задачу. Но это не значит, что ты 25 часов не спишь, не ешь, а только сидишь и работаешь. Ты делаешь все с перерывами и в определенных условиях. Значит, выполняя задачу, ты потратишь на аренду коворкинга и на перекус.
Плюс еще нужно заложить в расходы покупку платных сервисов, если вы используете их для выполнения задачи. Интернет, Zoom, платный GPT, Canva — что угодно. Как это рассчитать?
У вас есть бюджет на месяц. Вы знаете, что, например, Canva обходится в 7 долларов в месяц. Соответственно, вы делите сумму на количество всех рабочих часов и умножаете на то количество часов, которое вы потратите на эту работу, то есть на 25 часов. Не забывайте про эти расходы.
Есть второй тип расходов, про которые нужно обязательно помнить. Если заказчик в ТЗ пишет, что вы должны сделать обязательно распечатку, предоставить раздаточные материалы, приехать на встречу, то это все нужно учесть.
Если нет бухгалтера, а у вас ИП, то жизненно необходимо заложить расходы на этого человека, исходя из количества часов. Почему я вам рекомендую смотреть на количество часов? Потому что и тариф, как правило, формируется из количества часов. Время — измеримый ресурс.
Как быстро понять, что происходит на рынке?
Итак, вы посчитали все свои расходы. После я вам рекомендую эту сумму умножить минимум на 2. Умножили, получили определенную сумму. Предположим, у вас получилось 100 тыс. тенге расходов, тогда оплата вашей работы должна быть 200 тыс. тенге. Дальше сумма может корректироваться в соответствии с индивидуальными факторами со стороны заказчика и, допустим, с рынком. Нужно понять, сколько за аналогичную работу просят конкуренты.
Самый простой способ — изучить HeadHunter. Например, можно найти релевантную вакансию, но там будет найм, скорее всего. Не проблема — нужно взять указанную в вакансии зарплату, поделить на 4 недели и потом на 40 часов рабочей недели. Так вы вытащите приблизительную стоимость часа работы на рынке по вашей специальности.
Дальше вы анализируете и сравниваете. Если понимаете, что ваш ценник сильно выше того, что вы заметили в разных источниках, то надо поработать над обоснованием.
Что поможет повысить стоимость работы?
Есть такое понятие, как повышающие коэффициенты. Например, скорость. К вам приходит срочный заказ, ради которого нужно бросить все текущие дела. Вы сразу можете смело добавлять 20% как плату за скорость.
Второе — опыт. Если вы работаете на этом рынке больше 10 лет, то можно смело добавлять еще 10% как минимум.
Третий момент — если вы привлекаете профессионала дополнительно, допустим, делаете заказ с привлечением дизайнера или другого специалиста, то не забывайте учесть его расходы. И всегда помните про налоги, исходя из вашего режима. В том числе налоги на зарплату — многие, кто на упрощенке работают, закладывают 3%, а про это забывают.
Когда вы сопоставите рыночную стоимость с вашей и учтете повышающие коэффициенты, тогда вы уже сами четко поймете стоимость того или иного проекта.
Помните, цена формируется всегда с двух сторон. Рынок давит вниз, то есть приземляет вашу цену. А расходы давят снизу вверх, чтобы не дать уйти в минус.
Вчера я нашла выражение, которое мне понравилось. «Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». Поэтому занимайтесь своим бюджетом и личными финансами, чтобы не деньги управляли вами, а вы управляли своими деньгами.
Вам будет интересно: Как зарабатывают и тратят казахстанцы последние 3 года