«Зарабатывать на писательстве в Казахстане нереально». Камила Ковязина — о том, как издавала свою книгу и совмещала с жизнью

Читайте Finance в Telegram!
Опубликовано: 25.06.2024, 14:01

Камила Ковязина, отвечая на вопрос о себе, представляется так — мать, исследовательница из Think Tank и академическая исследовательница. С недавних пор еще и писательница — в апреле 2024 года вышла ее книга под названием «5 лет». У нас с Камилой получился небольшой, но содержательный диалог о том, как в жизни одной женщины переплетается столько ипостасей и каково быть писательницей в Казахстане.

Коротко. О чем здесь речь

  • Камила заработала на первом тираже книги 500 000 тенге и говорит, что в целом писательство в Казахстане — история не про деньги
  • Нужно развивать институт литературного агентства, считает она — чтобы защищать интересы автора. Литературный агент мог бы продвигать книги на международный рынок, где популярна переводная литература с локальным опытом.
  • А как вообще начать писать? Ковязина дает ряд советов. Главный: не пытайтесь написать «великую книгу» — почти всех такое желание и останавливает.

О чем написала казахстанка?

Описание книги «5 лет» больше смахивает не на сюжетную линию, а на реальную историю казахстанской обыденности. Три девушки с именами Ақерке, Мадина и Алия знакомятся в роддоме и после родов становятся единственной опорой друг для друга.

«У Ақерке — «любимой жены и мамочки» — нет подруг, кроме Мадины и Алии, потому что до этого она была полностью поглощена своей семейной жизнью и мужем. Для Алии, которая живет в Жезказгане, Мадина и Ақерке — это окно в другую жизнь и спасение от всеобщего осуждения того, что она «мать-одиночка». Для Мадины ребенок был «проектом», при подготовке которого она не учла один момент — постродовую депрессию. Спасли ее только ежедневные переписки с Алией и Ақерке», — так вкратце звучит история зарождения дружбы.

«5 лет» — это история о материнстве, сестринстве и трудностях, знакомых большинству казахстанских женщин. Камила Ковязина и на личном опыте знает, что такое материнство, которое становится частью тебя. Вместе с супругом она воспитывает двоих детей. При этом Камила не только мама, жена и писательница. Докторант Назарбаев Университета, занимается социально-политическими исследованиями — так дополняется описание ее книги на сайте «Меломан». Камила Ковязина — социологиня с почти 15-летним стажем. Она работала в различных исследовательских учреждениях, например, в Институте экономических исследований, Институте Евразийской интеграции, Институте мировой экономики и политики, а позже ушла в независимую организацию PaperLab — центр, созданный для проведения политико-прикладных исследований.

Свою профессиональную деятельность Камила разделяет на два направления — исследовательница из Think Tank и академическая исследовательница. Она уточняет, что эти 2 направления требуют разных навыков. Также, как и в писательстве, Камила только начинает путь в академической сфере, поэтому она фокусируется на этих сферах жизни особым образом. Лавируя между своими альтер-эго, Камила написала уже вторую книгу.

На встрече с читателями мы поговорили о влиянии материнства на график дня, дисциплине и литературе, финансовых и карьерных возможностях писателя в Казахстане и советах для пишущих людей.

Материнство и to do листы. Какие задачи вмещает обычный день?

Три мои ипостаси требуют умственного труда. День начинается с материнской: готовлю завтрак, всех бужу, отправляем детей в школу и садик. Потом начинается рабочее время. У меня обычно есть to do листы. Поняла, что мой тайм-менеджмент плохо работает. Поэтому делаю список с дедлайнами. То, что ближе к дедлайну, то быстрее и раньше делаю. Это ужасно, но я не начинаю выполнять задачи за две недели до срока.

Материнство приучает тебя умещать кучу дел в один день. Когда стала мамой — полюбила предсказуемость. Приходится планировать, так у меня и появились to do листы. Стараюсь не ругать себя за то, что не всегда получается идти ровно по плану.

Успевать все можно, но на разных уровнях: достаточно хорошо, очень плохо, очень хорошо. Можно все успевать, но спустя рукава. Я так не люблю, но пытаюсь себе разрешить. Это касается всей работы. Мне хочется, чтобы это было как минимум достаточно хорошо. Из-за этого вопрос времени актуализируется. В материнстве я немного проседаю, потому что не хватает времени для детей. Провожу время с ними, но не так, как если бы мама полностью им уделяла время.

Немало времени провожу в соцсетях, хотя нужно делать много дел. Но в соцсетях у меня человеческое общение, истории. Это важно для писательства и аналитики — знать людей. Стараюсь не банить людей с отличными от моих взглядами, чтобы оставаться в реальности.

Если по плану нужно писать статью, то начинаю читать для нее. Много читаю академической литературы. Читаю книги, посты, комментарии. Вернулась к бумажным книгам.

О рождении книги «5 лет» и дисциплине

Я участвовала в программе — это курс Лили Калаус «Пост-колониальный феминистский роман», который организовал проект Fem Writing Workshops Almaty. На курсе за 10 недель нужно было написать роман. Я разбила структуру на 10 глав. Писала по плану 20 тысяч знаков в неделю. Не думала о публикации даже. Потом просто радовалась, что книга вышла в сборнике по завершению курса.

Но мои друзья свернули меня в эту сторону. Радик Темиргалиев (казахстанский историк) — первый мужчина, прочитавший мой роман — сказал, что нужно издавать. Он дал контакты «Меломана». Полгода боялась написать, думала, что моя книга никому не нужна. Потом поступила на докторантуру наконец-то, когда получила письмо о приеме — решила написать. Поняла, что нужно просто брать и делать. Самое худшее, что может случиться — не ответят.

Написала — и процесс пошел! Думала, мне придется платить, но оказалось наоборот. В Meloman Publishing заинтересовались книгой, решили ее выпустить и заплатить мне гонорар за нее. Полгода заняла подготовка — перевод, верстка. В общей сложности выпуск книги занял около года. Подписала договор в феврале 2023 года, книга вышла в апреле 2024 года. Мы провели уже несколько презентаций и встреч с читателями. На сегодня (на момент встречи 19 июня) продано 190 книг на русском и 47 экземпляров на казахском языках.

О деньгах и возможностях писателя в Казахстане

На выпуск книги я свои деньги не тратила. Система такая: напечатали тираж в 1000 книг — по 500 на каждом языке, а мне заплатили гонорар в размере 10% от затрат на производство книги. Получила 500 тыс. тенге. Сейчас с продаж не имею ничего. Но если тысячу книг раскупят, а издательство будет печатать новый тираж, то уже случится дополнительный договор и новый гонорар. Поставили низкую цену на книгу, потому что я неизвестный автор.

Я не знаю, на каких условиях чаще всего печатаются наши авторы. Но некоторых, конечно, не принимают. Знаю девушку, написавшую классный фэнтези-роман на основе тюркской мифологии. Ее не приняли три издательства. Иногда издательства не принимают, даже если роман хороший.

Думаю, что пока зарабатывать на писательстве в Казахстане нереально. Это больше призвание. Знаю писательниц, которые вкладывают свои деньги в продвижение или печать. Можно зарабатывать чем-то косвенным — курсы по написанию текстов, писательские лаборатории. Литература развивается. Но нужно развивать институт литературного агентства, чтобы защищать интересы автора. Литературный агент мог бы продвигать на международный рынок, где популярна переводная литература с локальным опытом.

Мне кажется, что сейчас много переводной литературы доступно, и она популярна в США и Канаде. Потому что это представляет собой другой опыт, который для них недоступен, интересный, условно «экзотичный». На этом тоже можно сыграть. Для этого нужны переводчики на английский, нужно размещать книги на Амазоне, условно говоря. Это не моя задача, этим должен заниматься литературный агент или продюсер. Нужно развивать институты, которые будут поддерживать литературу. Мне кажется, в ближайшие 30-50 лет можно будет зарабатывать на этом.

Мне уже предлагали сделать фандрейзинг или краудфандинг. Но пока я не думала об этом, потому что нужно закончить вторую книгу. Говорят, иногда заходят зарубежные издатели, которые поддерживают такие проекты. В 90-е годы фонд Сорос-Казахстан поддерживал. Может, что-то такое будет. Но пока об этом не думала.

Конечно, я бы очень хотела фильм по моей книге сериал или фильм — это очень кинематографичная история. На меня подписались несколько режиссеров. Я очень хотела бы, но если говорить о деньгах, вряд ли много заработаешь. Но интересно было бы.

О синдроме самозванца и внутреннем критике

Знаю много людей, которые говорят: «Я хочу быть писателем». Думаю, что же им мешает? На самом деле, написать книгу несложно: нужен план, структура, идея — и все. Садишься и пишешь. Просто садишься и каждый день пишешь. По крайней мере, все писатели так говорят.

Но я поняла, что больше всего людей стопорит желание написать великую книгу. Мне кажется, в этом проблема. И поэтому они ждут какого-то разрешения снаружи, какого-то роста, точки, когда можно.

Такие люди, как я, позволяют себе не быть великими писателями. У меня не великая книга, но она хорошая, возможно. Это позволило ее написать и издать. Мысль о том, что я не пишу великую книгу, а просто пишу то, что мне сейчас актуально и актуально для многих женщин. У нас нет такой литературы, нет этой репрезентации. И я думаю: «Почему бы нет? Кто-то напишет лучше — это будет классно, но пока не напишет, пусть будет хотя бы это». С такой мыслью я писала. Написала вот вторую книгу и пытаюсь ее редактировать. У меня возникла мысль: будет ли она достаточно хороша, как первая, или хуже? Но я пытаюсь себя остановить.

Сейчас сообщество очень нишевое, у всех интересы разные, поэтому любая книга найдет своего читателя. Вопрос именно в том, чего вы хотите? Хотите ли, чтобы она была массовой, как Фредди Меркьюри среди книг, или просто хотите написать книгу? Все зависит от цели. Если определитесь, что хотите рассказать о своем опыте или раскрыть какую-то идею, то просто садитесь и делайте. А если хотите великую книгу, будете долго ждать разрешения, к сожалению.

Советы тем, кто мечтает написать и выпустить свою книгу

  • Нужна идея. Ее нужно расписать четко и понятно. Сделать синопсис. Когда синопсис написан, становится понятно, сколько времени займет пройти от точки А до точки Б. Я бы посоветовала почитать о том, как создаются книги. Многие писатели рассказывали об этом. Например, Стивен Кинг в своей книге «Пляска смерти» дает прикладные советы, как описывать предметы и так далее. Синопсис, структура, план.
  • Если вы читаете много, вам интуитивно понятно, что каждый персонаж проходит какой-то путь. Сейчас принято в сериалах и фильмах, что у персонажа есть арка. Я не думала об этом, но потом поняла, что сделала подсознательно. Важно продумать, что должно быть вначале, через что должен пройти персонаж, что преодолеть и к какому итогу прийти. Это во всех сериалах есть. Это цепляет людей. Произведение должно иметь смысл. Если ничего не изменилось, зачем все это было затевать?
  • Самого персонажа нужно продумать, структуру сформировать. Потом определиться, сколько знаков в день минимум можно написать. Когда пишешь и не смотришь, хорошо это или плохо, просто пишешь. Важно не править во время написания. Сначала пишешь, потом правишь. Есть разные подходы. У Кинга, например, совет сначала писать целиком, потом читать свежим взглядом и редактировать. Но сначала нужно написать!
  • Чтобы выпустить книгу, нужно понимать, на какой рынок хотите выходить. Если русскоязычные писатели, то нужно смотреть, готовы ли выходить на российский рынок. Я, например, нет. Хотя рынок там больше, но я не хочу. Для кого-то это нормально. Можно на Литресе публиковать, там есть несколько опций. Можно цену поставить низкую, можно бесплатно вообще. Все зависит от ваших целей. Я пробовала опубликовать на Литресе, но застопорило то, что нужно было выбрать жанр. Единственное подходящее было «современная русская литература», но это не мой случай.
  • Можно писать в издательства. Если есть деньги, можно публиковать самому, но это морока. Нужно получать специальный номер для книги, обращаться в Минкульт, искать дизайнеров, верстальщиков, продумывать обложку.
  • Нужно понять, хочешь ли перевод. Потом думать, как распространять. Некоторые авторы годами делают одно и то же: печатают через полиграфии свои книги и продают сами, но это не всегда эффективно. Потому что обычно покупает только ближний круг. На Фейсбук рассчитывают, но Фейсбук переоценен в этом плане, мало покупают. Нужно подумать, как распространять, понимать свою целевую аудиторию. В общем, нужно четко понимать, на какой рынок ориентироваться и какие каналы использовать.

Зачем я это прочитал(-а)?

Например, для того, чтобы понять — если хочешь написать свою книгу, действуй, а не жди сигнала свыше.

Вам будет интересно: Проект Ken Dala. Астанчанка решила показать людям настоящий Казахстан