Эта история не про «успешный успех». А про то, как хобби во время декрета переросло в свое дело. Корпоративный юрист стала ремесленником и забыла о маникюре, а ее муж бросил работу учителя английского языка и стал бариста и электриком.
Журналист Digital Business Finance приехал в шоколадную мастерскую, чтобы за чашкой ароматного кофе с крафтовым шоколадом поговорить с семейной парой, зачем они открыли мастерскую, почему именно шоколад, сколько они вложили в дело. И о каких ошибках жалеют.
Между театром, налоговой и спорткомплексом
Лилия Шахатова — коренная алматинка. Окончила Гуманитарный университет имени Д. Кунаева по специальности юрист. За 20 лет успела поработать нотариусом, адвокатом и профессиональным медиатором. Но основным местом стала крупная международная компания, где она работает корпоративным юристом.
На стенах шоколадной мастерской висят около 20 сертификатов на иностранных языках об окончании курсов по приготовлению шоколада и джелато. Сама мастерская Prospero находится в одном из спальных микрорайонов Алматы. С запада спорткомплекс, с севера налоговая Ауэзовского района, на востоке театр для детей и юношества имени Наталии Сац. Театралы, физлица и клиенты спортзала, а также местные жители — основные клиенты заведения. Место сразу же понравилось семейной паре.
«Пригласила посмотреть семейного друга, имеющего большой опыт и знания в бизнесе. Осмотрев помещение он сказал, нет, оно слишком маленькое. И попросил владельцев открыть соседнее пустующее помещение, по его мнению, оно подходило для нас. Я всегда хотела высокие потолки, и витражные окна, и второе помещение было намного больше с высоченными потолками и витражными окнами. Внутри, однако, были розовые стены и запустение, помещение простаивало 2 года. Я сказала, что здесь много работы, ремонт выйдет дорого. Друг ответил, что мы справимся, не нужно бояться», — вспоминает Лилия.
Владельцы предупредили, что помещение не отапливается, но паре подходило прохладное помещение. Шоколад изготавливается при температуре +15 градусов.
Декрет и шоколад
В детстве Лилию нельзя было назвать сладкоежкой и шоколадной фанаткой. Но какой ребенок откажется от сладкого и, как и многие дети, она делала домашние конфеты из молочной смеси «малыш» и какао порошка. Но настоящее увлечение шоколадом пришло к ней в декретном отпуске в 2015 году. У них с мужем трое детей: два сына и дочь (24, 17 и 10 лет).
«По природе я подвижный человек и мне было скучновато просто сидеть дома. И в декрете с младшим сыном я решила делать для своих деток шоколад из какао-порошка. Качество шоколада в магазинах меня уже не устраивало. Хотела натуральный и вкусный продукт. В Youtube нашла обучающие видео, как сделать шоколад дома», – рассказывает Лилия Шахатова.
Приготовление шоколада своими руками понравилось женщине. Лилия представляла себя скульптором, вместо глины лепящим из шоколада различные фигурки, плитки и трюфели. А потом смотреть, как ее продукцию с удовольствием поедают дети, муж и друзья. Постепенно юрист влюбилась в шоколад и поняла, что хочет заниматься любимым хобби и больше познавать мир шоколада.
«Работа юриста очень напряженная, нельзя пропустить ни одной ошибки в документах, поэтому здорово, если у тебя есть любимое хобби для отдыха, вдохновения и раскрепощения от усталости. Прийти после работы и заняться делом для души. Мои коллеги, тоже юристы, многие имеют хобби: шитье сумок, одеял, одежды, изготовление бижутерии из натуральных камней, изготовление кукол, это очень интересно», – поясняет Лилия Шахатова.
Обучение в Италии
После декрета Лилия уже могла приготовить шоколад на уровне любителя. Посоветовавшись с семьей, она решила обучиться шоколадному мастерству профессионально. Для этого нужно было поехать за рубеж. Всего она съездила в Италию 5 раз. Первый раз поехали с мужем, Потом летала уже одна. Особенной для нее была поездка на плантации в Индии, где она увидела настоящие какао бобы.
Как юрист международной компании, Лилия хорошо знает английский, но на курсах в Италии ей приходилось нанимать переводчика с итальянского.
«За 5-6 лет мы потратили на обучение около 20 тыс. евро. Пришлось брать кредиты. К примеру, шоколадному мастерству я обучалась в Академии на профессиональных курсах, а обучение по приготовлению ремесленного джелато (мороженого) проходило в Италии в городе Гросетто, в семейном бизнесе, где ремесло переходит из поколения в поколение», — вспоминает шоколатье.
Муж Лилии сделал в одной из комнат их частного дома лабораторию, где она практиковалась, чтобы не забыть полученные на курсах знания. Делала шоколадные фигурки, плитки, конфеты и выставляла в Instagram, но их мало кто покупал. Большую часть приготовленного съедали дети и друзья.
Математика бизнеса. Открытие шоколадной мастерской и затраты
В 2022 году, сразу после пандемии, открыли мастерскую. Лилию не остановило даже то, что первое время после локдаунов многие еще боялись посещать общественные места. Можно сказать, она рискнула.
Так как на ведение бизнеса требовалось много времени, перешла в режим онлайн-работы в той же компании.
Говорим о цифрах. Аренда — 350 тыс. тенге за 54 кв.м. На ремонт и вспомогательное оборудование ушло около 4 млн тенге. Это 2 холодильные витрины, 2 холодильника, кофемашина, меланжер, сепаратор, стеллажи, микроволновка.
Из самых больших трат: машина для мороженного — 18 тыс. евро (8,5 млн тенге) и итальянская темперирующая машина за 3,5 млн тенге. Витрины пара приобрела занедорого в Алматы. На покупку оборудования, начиная с декрета в 2015 году и по 2022 год, пришлось брать потребительские кредиты. Погашали займы постепенно.
Комуслуги за месяц набегают примерно на 100 тыс. тенге. Ведь холодильники потребляют много электричества. Кроме того, ежемесячная плата за использование авторской музыки — 10 тыс. тенге. За музыку семейная пара платит, чтобы соблюдать законы. Сигнализация — 15 тысяч. Налоги — еще 35 тыс тенге в месяц. Бухгалтерию ведет человек на аутсорсе.
Поначалу запускали деньги в таргет в Instagram, но основной поток клиентов приходит через сарафанное радио. Приглашают друзей и знакомых, те рекомендуют своим знакомым — и далее по цепочке.
Администратор, бариста и мясо
С самого запуска муж Лилии Нуржан встал за прилавок. Мужчина бросил работу учителя английского языка в международной школе. Так как купили дорогое оборудование, первым делом решили поменять в помещение проводку. Нуржан обучился на курсах электрика и бариста.
«Я вообще не сладкоежка. Хотел открыть донерную или что-то связанное с мясом. Я знаю вкусы казахстанцев в еде. Но решил поддержать супругу. Большинство ремонтных работ в мастерской делаю сам»,– говорит Нуржан Ногайбаев.
Линейка товаров состоит из трюфелей, десертов, мармелада, зефира, джелато, кофе, горячего шоколада, коктейлей, лимонадов и других изделий. На первом месте по продажам кофе и джелато. На втором шоколадные изделия. Крафтовый шоколад отличается от заводского, объясняют нам, тем, что в нем нет химикатов, ГМО, трансжиров, белого сахара, краски.
На доходность пока не вышли
За три года с момента открытия предприниматели шаг за шагом приближаются к самоокупаемости, чтобы покрывать все затраты и начать зарабатывать прибыль.
«Когда мы открылись, думали будут очереди. Потому что у нас эксклюзивный качественный продукт. Наготовили много шоколадных изделий, витрина была полная. Мы прям горели и были в предвкушении триумфа. Но ажиотажа не случилось и наши ожидания не оправдались. Клиенты нарабатывались постепенно. Приходят местные жители, люди из налоговой, театра и спорткомплекса. Но, сравнивая с первым годом, сейчас полегче, конечно», – отмечает семейная пара.
100 граммовая плитка шоколада в Prospero стоит 4 тыс. тенге. Плитка заводского шоколада в соседнем магазине около 500 тенге.
«Наша продукция не для богатых людей, а для ценителей шоколада. К нам заходят клиенты, которые по виду не похожи на состоятельных людей. Но они дают 500 тенге, возможно, последние, покупает два маленьких трюфеля и идут домой, в предвкушении, что съедят его с чаем и получат удовольствие», – говорит Лилия Шахатова.
Факапы, о которых жалеют
Сегодня Лилия не боится признать ошибки и рассказать о них публично.
«Если бы я сейчас начинала, первым делом выбирала бы локацию с высоким трафиком. Чтобы рядом были бизнес-центры, университеты или торговые центры. А мы вначале думали, что у нас суперпродукция из натуральных ингридиентов, которую раскупят в любом месте. Я была слишком самоуверенной», — признается шоколатье.
Второй ошибкой она называет выбор помещения. Нужно было брать что-то больше по площади.
«Я не бизнесмен. Я профессиональный юрист и любитель шоколада. Когда я говорила, что хочу открыть бизнес на крафтовом шоколаде, многие отговаривали нас и говорили, что шоколад у нас не пойдёт, у нас культура мяса. Ну или: выпекай торты, их хорошо покупают. Я отвечала, что не открываю бизнес ради бизнеса. Я профессиональный юрист с 20 летним стажем и могу дальше осуществлять свою юридическую деятельность вполне успешно. Но я открываю бизнес ради шоколада. У меня даже в бизнес-плане было написано, что наша миссия изменить культуру шоколада в Казахстане и Центральной Азии», – рассуждает шоколатье.
Свое дело требует экономии
После открытия бизнеса личные расходы в семье сократились как минимум наполовину. Раньше 2 раза в год летали отдыхать за рубеж. Последние 3 года съездили только на Алаколь. Стали реже ходить в кафе и рестораны: примерно раз в месяц. Продали японское авто, деньги пошли на запуск бизнеса.
«Мы с женой обычные люди, среднего достатка, Я бывший учитель, жена юрист. Мы брали кредиты, где-то экономили, покупали постепенно. К примеру, у нас есть друзья, которые продали единственную квартиру и вложили в бизнес. Дело пошло. У них уже две квартиры. Но это не у всех получается», – говорит Нуржан.
Сейчас Лилия и Нурлан подумывают о расширении, а для этого нужны инвестиции. Многие клиенты, живущие в других районах города, просят их открыть еще одну точку в центре. Люди спрашивают об обучение шоколадному мастерству, не только из Казахстана, но и из Кыргызстана. И сейчас у семейной пары в планах открыть шоколадную академию, где Лилия могла бы обучать учеников шоколадному мастерству. По их подсчетам для этого нужно 10 млн тенге. Они в поисках инвестора и партнера по бизнесу.
«Бывают моменты, когда опускаются руки. Только на один вид трюфелей уходит около трех дней. Но, несмотря ни на что, я очень люблю заниматься шоколадом. Когда я работаю в своей мастерской — я отдыхаю. Когда люди приходят, возвращаются снова и снова и благодарят нас — это счастье. Для этого мы и открывались — приносить радость людям. Это наш семейный бизнес. И пусть он передается из поколения в поколение. Как в Италии. Никогда не сдавайтесь, мечтайте и верьте, у вас все получится», — сказала шоколатье.
Вам может быть интересно
Вложила 500 долларов – бизнес полетел. История казахстанки, которая продает товары из Китая