Налог на героизм: почему «самоотверженных» работников профессионально эксплуатируют
«Героизация» некоторых профессий парадоксальным образом сказывается на заработках их работников. В Казахстане общество тоже сталкивается с тенденцией: представители «героических» профессий преимущественно получают невысокие зарплаты относительно общего рынка труда. Исследователи из США решили изучить, почему ярлык героя нередко приводит к дискриминации. Текст показался нам любопытным.
Рассказывает автор BBC Дэвид Робсон.
Статус героя и материальные блага несовместимы?
Мало кто станет отрицать, что некоторые профессии вызывают глубокое уважение. Пожарные, медицинские работники и учителя обеспечивают нашу безопасность, спасают жизни и воспитывают будущие поколения. Неудивительно, что люди называют их «героями».
Эти чувства вполне заслужены. Однако последние исследования показывают, что ярлык «герой» также создает ошибочные представления о личных потребностях и амбициях этих работников. Например, считается, что героев не волнуют такие вещи, как справедливое вознаграждение за труд. «Это заблуждение,» — уверен Мэтью Стэнли, постдокторант Школы бизнеса Фукуа при Университете Дьюка (США).
Последствия могут быть серьезными. Исследование Стэнли показывает, что «героизация» приводит к снижению оплаты и игнорированию ухудшения условий труда. «Мы меньше беспокоимся о плохом обращении, если считаем людей героями», — говорит Мэтью Стэнли.
На его исследования повлияли переживания врачей в начале пандемии COVID-19. Многие из них, включая его знакомых и супругу, переживали серьезные перегрузки, говорили о дефиците поддержки. Политики называли их «героями» в знак признательности, но это звучало пусто.
Будучи психологом, Стэнли задумался, что идея о «самоотверженном герое» может способствовать игнорированию потребностей. Если это так, то проблема затрагивает множество профессий, не только медицину. В сотрудничестве с профессором Школы бизнеса Фукуа Аароном Кэйем он провел серию исследований, чтобы выяснить, как люди относятся к «героическим» профессиям.
Исследование подтвердило, что героизация приводит к игнорированию материальных потребностей профессионалов. Чем больше участники исследования считали педагогов альтруистами, тем менее активно они выступали против снижения зарплат учителям.
В двух первых опросах Стэнли и Кей подтвердили теорию о том, что люди считают ветеранов армии гораздо более героическими по сравнению с обычными гражданами страны.
«Люди видят в них идеальных друзей, коллег и соседей», — говорит Стэнли.
После психологи изучили мнение людей о работе, которую ветераны должны искать после увольнения из армии. Оказалось, что образ героя так силен, что опрошенные практически единодушно упоминали работу, связанную с помощью людям. По мнению участников опроса, ветеранам лучше подходят такие профессии, как парамедик или помощник по дому. Почти никто не указывал высокооплачиваемые должности, связанные с личной выгодой, а не общественной — банкира или страхового агента.
Стэнли и Кей наблюдали аналогичные реакции, когда участников попросили оценить, насколько хорошо ветераны впишутся в различные организации. Так вот, их сочли более подходящими для работы в благотворительных фондах, чем в Goldman Sachs.
Героизация как часть эксплуатации
Во второй работе Стэнли и Кей исследовали, как героизация способствует эксплуатации на рабочем месте в таких сферах, как преподавание, медсестринское дело, социальная работа и охрана порядка.
Участников попросили оценить, является ли типичный работник каждой профессии героем, а затем оценить, насколько вероятно, что этот человек согласится работать лишний день без вознаграждения. Ожидания участников коррелировали с тезисом: когда опрошенные считали работу героической, то ожидали, что работники пожертвуют своим выходным днем бесплатно.
После всех исследований стало ясно, что ассоциации с бескорыстным альтруизмом уменьшают склонность к борьбе с притеснением прав трудящихся. «Это жестокая ирония. Наше бесконечное уважение делает нас более терпимыми к плохому обращению с такими людьми», — говорит Стэнли.
Как исправить ситуацию, не отказываясь от статуса героя?
Выводы Стэнли совпадают с мнением Ники Кредланд, преподавательницы кафедры сестринского дела в реанимации Университета Халла (Великобритания). Она утверждает, что истории о героях могут подорвать мастерство и образование ее коллег.
«Это предполагает, что мы делаем свою работу из-за призвания и врожденного желания помогать людям. И это мешает нам получать признание за наши навыки и опыт», — говорит она.
Исследование вызвало одобрение и со стороны других психологов. Профессор университета Вашингтона в Сиэтле Сапна Чериан говорит, что результаты хорошо согласуются с научной литературой о «позитивных стереотипах». Она сравнивает это с идеей «бедных, но счастливых», которая может минимизировать беспокойство о причинах неравенства и свести к нулю борьбу с этим явлением.
Доцент кафедры организационного поведения в кампусе Insead в Фонтенбло Надав Кляйн считает, что нужны дополнительные исследования, чтобы доказать влияние героизации на поведение в реальном мире. При этом она не отрицает выводы и признает, что это возможно. Как и другие предубеждения, это возникает из-за склонности делать выводы на основе ограниченной информации.
Самым очевидным решением мог бы стать отказ от ярлыка «герой», но Стэнли считает это невозможным из-за его повсеместного использования для выражения уважения к людям определенных профессий.
Вместо этого он предлагает лучше формулировать разнообразные причины выбора «героических» профессий, помимо желания помогать другим. Например, кто-то может поступить на военную службу ради обучения и образования. Исследования Стэнли показали, что описание этих мотивов может предотвратить грубые предположения о карьерном выборе.
«Мы должны рассказать общественности о подлинных мотивах этих людей, чтобы меньше полагаться на стереотипы», — говорит он.
Вам будет интересно: Сколько платят за самую опасную работу в Казахстане?