Конец эпохи вейпов в Казахстане: что теперь будет делать бизнес
Подписанный 19 апреля закон о запрете оборота вейпов в РК поставил точку в противостоянии между владельцами вейп-шопов и их противниками. Как показывает опыт ОАЭ, в будущем вейпы могут снова легализовать. Но пока отечественным предпринимателям нужно успеть распродать оставшийся товар до конца июня.
Редакция Digital Business Finance узнала у предпринимателей, какие убытки понесет бизнес, могут ли компании переориентировать свое дело, сколько сотрудников потеряют работу и что делать клиентам вейп-шопов после вступления закона в силу.
Что такое вейпы и как на них повышались акцизы?
Вейпы — это электронные системы потребления (ЭСП). Они делятся на одноразовые или заправляемые. Не стоит путать их с дорогостоящими системами нагревания табака (стиками). Именно одноразовые вейпы и стали предметом спора между бизнесом и противниками ЭСП.
За последние три года налоги на продажу жидкостей для вейпов поднимали несколько раз. Если в 2020 году ставка акциза составляла 5 тенге за 1 Мл жидкости, то через два года ставка поднялась до 8 тенге. А в 2023 году скакнула до 53 тенге. Вместе с сигаретами и алкоголем возрастной ценз при продаже вейпов повысили с 18 до 21 года. Однако, судя по растущим год от года суммам уплаченных компаниями налогов, повышение цен пользователей не остановило.
К запрету продажи вейпов призывали депутаты Мажилиса и общественники, указывая, что вред от них еще до конца не изучен, и они легкодоступны для школьников.
Вот красноречивые цифры Минздрава со ссылкой на исследование здоровья подростков от ВОЗ: в Казахстане в 2018 году 14% мальчиков и 6% девочек 15 лет пробовали вейпы, а употребляли электронные сигареты 8,5% мальчиков и 3,8% девочек 11–15 лет. И эти показатели выросли значительно.
Наконец, в прошлом году президент Токаев назвал вейпы «напастью, угрожающей здоровью нации», которая легкодоступна молодежи, и поручил принять меры. В итоге закон о поправках в законодательство, запрещающих вейпы, был подписан. Бизнесменам дали 2 месяца на распродажу товаров на складах.
Какое наказание ждет нарушителей?
С 20 июня 2024 года оборот вейпов в РК под запретом. Нарушителям грозят суровые меры, даже по мировым меркам.
Так, с 20 июня за продажу и распространение ЭСП, ароматизаторов и жидкостей грозит штраф в размере до 200 МРП (738,5 тыс тенге) либо исправительные работы, либо привлечение к общественным работам на срок до 200 часов, либо арест на срок до 50 суток.
За ввоз и производство установлен штраф в размере до 2 000 МРП (7 млн 384 тыс тенге), либо исправительные работы в том же размере, либо привлечение к общественным работам на срок до 600 часов, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой.
При этом за указанные деяния, если они:
- совершены преступной группой;
- сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере;
- совершены неоднократно
грозит штраф в размере до 5 тыс тенге МРП (18 млн 460 тыс тенге) либо исправительные работы в том же размере, либо привлечение к общественным работам на срок до 1200 часов, либо ограничение свободы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок с конфискацией имущества.
Планируют ли бизнесмены остаться в табачном бизнесе?
В Ассоциации операторов курительного рынка Казахстана (АОКР) считают, что за несколько последних лет в стране сформировался рынок, приносящий доход государству и создающий рабочие места для граждан. В АОКР входит более 200 компаний.
«Три года назад было всего 3 крупных импортера вейпов, сейчас 35. За 3 года открылось 32 компании», — говорит журналисту Digital Finance председатель АОКР Малика Цхай.
По данным еще одной Ассоциации вейпинга Казахстана, в стране работают около 6,5 тыс специализированных точек по продаже ЭСП. 2023 год был самым обильным по налоговым выплатам — более 600 млн тенге налогов с ввоза в страну ЭСП.
«Электронными сигаретами я занимался на протяжении 8 лет и 8 месяцев. Только в 2023 году за ввоз одноразовых электронных сигарет на территорию РК заплатил 45 млн тенге налогов. Это пошлина, акциз, НДС. У меня не самый крупный, но и не самый мелкий бизнес. В этом году, если бы не было запретов, я бы заплатил больше налогов», – говорит председатель Ассоциации вейпинга Казахстана и директор сети вейп-шопов Ринат Шамерзаев.
В ассоциациях затрудняются с ответом, как предприниматели могут переориентировать свой бизнес.
«Я не могу сказать конкретно, но магазины точно придется закрыть. Объясню, почему. Я не пойду продавать обычные сигареты или системы нагревания табака или кальянов из личных убеждений. Потому что я против курения сигарет. И вейпы как раз отучали людей от вредной привычки. Я больше переживаю о наших сотрудниках, которые вскоре останутся без работы», — отметил Ринат Шамерзаев.
Малика Цхай тоже пока не знает, куда двигаться дальше.
«Чтобы заниматься табачным бизнесом, нужна лицензия. Чтобы ее получить, необходимо иметь соответствующее оборудование, а чтобы иметь оборудование, нужно иметь табачную лицензию, понимаете? Замкнутый круг», — констатировала руководитель АОКР.
Сколько убытков понесли предприниматели и сколько людей потеряют заработок?
По информации Минфина РК, которые получил Курсив, в 2020 году было уплачено только акцизов на сумму 17 млн тенге, в 2021 году – 29 млн тенге, в 2022 году – 211 млн тенге, а за восемь месяцев 2023 года – 680 млн тенге.
При этом свои убытки бизнес оценивает в миллиардах тенге.
«Приблизительно бизнес понесет убытки порядка 30 млрд тенге. Это не включая кредитов, вывоз товара в другие страны или уничтожения товара в РК, когда нужно нанимать экологов и заказывать видеосъемку. Цена уничтожения партии в 10 тыс устройств обойдется в 300 тыс тенге», — сказала Малика Цхай. А государственная казна недосчитается 18 млрд тенге в виде налогов, добавляет она.
Сколько сотрудников потеряют работу? Цифры у ассоциаций разнятся. По словам Рината Шамерзаева, таких около 10 тыс человек. А по данным Малики Цхай, более 23 тысячи.
Что делать потребителям вейпов?
По поводу того, на что вместо запрещенных вейпов перейдут их клиенты, бизнесмены имеют свое мнение.
«Наши клиенты сейчас запасаются жидкостями, насколько позволяют деньги. Но не у всех такая возможность имеется. Как они нам говорят, большинство не вернуться к сигаретам, а перейдут на систему нагревания табака (СНТ). Это IQOS, Glo и похожее», — сказал Ринат Шамерзаев.
У коллеги из АОКР другое мнение. В качестве подтверждения она приводит результаты февральского опроса казахстанцев Центром прикладных исследований «TALAP». Авторы исследования спросили о том, как курители вейпов поступят, если они будут запрещены. Большинство респондентов затруднились с ответом. При этом про намерение бросить потребление в случае запрета сказали минимум опрошенных. Все остальное будут искать варианты замены, говорится в результатах исследования.
“Думаю, мало кто перейдет на СНТ. Будет процветать черный рынок в анонимных телеграмм-канал и соцсетях. Ну и цена, конечно, поднимется на них”, — подчеркнула Малика Цхай.
Как можно было сделать?
В 2021 году масштабный отчет об электронных системах доставки никотина впервые вошел в доклад ВОЗ «О глобальной табачной эпидемии». В документе зафиксировали запрет на продажу в 32 странах (с охватом населения 2,4 млрд человек). Еще 79 стран (3,2 млрд человек) приняли те или иные законодательные меры для регулирования их оборота.
В числе таких мер — запрет использования вейпов в закрытых общественных местах и в общественном транспорте, предупреждение о вреде для здоровья на упаковке, запрет рекламы. Казахстанские бизнесмены также поддерживают такие меры и предлагают ввести лицензирование деятельности.
«Мы предлагали ввести лицензирование. Чтобы лицензия для оптовиков на каждый бренд стоила 20 млн тенге. Лицензия бы выдавалась на год. А также можно было ввести лицензию на розничную торговлю. На одну торговую точку – 500 тыс тенге. Мы готовы во всех городах Казахстана нанимать инспекторов, которые ходили бы по торговым точкам и проверяли на нарушения. Одно нарушение — и аннулирование лицензии навсегда», — добавляет Малика Цхай.
Ринат Шамерзаев не исключает, что в будущем вейпы снова могут легализовать, как это случилось в некоторых арабских странах.
«В 2016 году в ОАЭ запретили оборот электронных сигарет и вейпов. Через 3 года снова разрешили. Потому что заработал черный рынок. Их примеру последовали Египет, Кувейт и Саудовская Аравия», — сказал он.
Что сегодня просит бизнес?
Сегодня у предпринимателей на складах остается около 7 млн устройств, не считая комплектующих и жидкостей. Бизнес боится, что не успеет распродать такое большое количество и просит правительство РК продлить срок работы до 1 января 2025 года. Иначе предприниматели готовы требовать компенсацию.
«Продление сроков позволит реализовать хотя бы какой-то объем товара. В противном случае нам ничего не останется, как провести таможенную очистку и попытаться вернуть НДС от государства в соответствии со статьей 459 Налогового кодекса РК», — резюмировала Малика Цхай.
Дополнено
20 июня запрет вступил в силу. Оборот вейпов теперь под запретом.
Вам может быть интересно: 3 совета, как искать сотрудников эффективно (и без боли)