Пикник в лесу, экскурсия на форелевое хозяйство, ужин у семьи фермеров — так выглядит обычный день человека, который прикоснулся к проекту Ken Dala. Основательница проекта аутентичных путешествий Меруерт Бижанова поделилась с Digital Business Finance, куда привела ее любовь к агротуризму и кто создает жизнь в отдаленных уголках Казахстана. Рассказываем ее историю в рубрике «Мой бизнес».
Меруерт Бижанова 10 лет работает в сфере маркетинга и PR. Но ее страсть — дарить людям праздник и впечатления. Этим она занималась последние 3 года, прививая жителям города эстетику культурного отдыха. И вот на свет появился проект Ken Dala. В переводе звучит как «бескрайняя степь», которую Меруерт и хочет покорить.
О рождении проекта Ken Dala
У меня всегда был запрос делать что-то впечатляющее. То, чего нет на рынке и что откликнется в сердцах других людей. Сильно к этому тянуло. Весь прошлый опыт — и в работе по найму, и в проекте, который делала последние три года, — был про впечатления. Очень хотелось дарить эмоции, недоступные в обыденной рутине.
Так родился Ken Dala. Я хочу, чтобы люди впечатлились по-новому от отдыха в Казахстане. Весь проект вдохновлен путешествиями в разные страны.
Мне было обидно, когда я приезжала в Грузию. Страна, которая далеко от нас, но близка исторически. Мы все были в Советском Союзе — ментальный бэкграунд все равно один. Так вот, я приехала и узнала, что можно зайти в местную семью, тебя накормят, напоят, дадут местные продукты. Все это пропитано аутентичностью.
Когда путешествовала в другие страны, — например, в Португалию — видела, как там все устроено. Есть фермеры, местные продукты, хорошая инфраструктура, дороги без ям и красивые локации для пикников. Захотелось, чтобы в Казахстане было так же.
Почему мы должны привозить сыры из Франции или Португалии, если можем создать что-то подобное у нас? Я хочу, чтобы казахстанцы узнали: для классного и вкусного отдыха на природе можно поехать, например, в Щучинск, заехать к сыровару с фамилией Соколов, купить сыры, которые занимают призовые места во Франции, и провести время в живописном месте.
Когда я думала о проекте, задавала себе вопрос: что люди должны говорить в конце поездки? Я хотела слышать: «Вау, в Казахстане может быть так!» и «Я хочу еще!» Это все про эмоции. Если людям хочется повторить — значит, было действительно классно.
Мы сделали первый выезд. Все прошло так, как я хотела. Встретили ребят на трансфере, повезли их к фермерам, закупили продукты и устроили классное застолье.
Как выглядит тур
Мы приезжаем с командой за сутки до начала мероприятия. Везем столы, стулья, продукты из Астаны. Интересный факт — в Астане продукты на рынке дешевле, чем в Кокшетау. Поэтому все закупаем в Астане, везем в Щучинск, снимаем там квартиру. Рано утром в день мероприятия просыпаемся и садимся в разные машины.
Гостей везут на автобусе по локациям — у каждой свои особенности.
Первая локация — пикник в лесу. Там накрыт стол с сезонными фруктами, овощами, свежеиспеченным хлебом и фермерскими продуктами.
После пикника и знакомства — визит на сыроварню. Во дворе дома деревни под Щучинском гостей ждет история семейной сыроварни. Горгонзола, пармезан, халуми, эмменталь, капротто — сыры семьи Соколовых признали одними из лучших на конкурсе во Франции.
После — сыровяленое мясо и напитки из пивоварни. Гостей встречают два новоиспеченных фермера, которые бросили работу в найме ради собственного дела.
Следующая точка — форелевое хозяйство. Экскурсия, рыбалка и свежесваренная уха с видом на джайляу и озеро.
А завершает поездку теплый ужин у местной семьи. Домашние помидоры, печеный картофель со сливочным маслом, мясо на огне и свежий хлеб. И все это в сочетании с живописными видами и душевными беседами.
О команде
В команде сейчас четыре человека. Я отвечаю за идею, вдохновение и переговоры. Команда полностью выстраивает операционку. Почему так? Не хочу допускать ошибок предыдущих опытов. Когда ты полностью закапываешься в операционке, и у тебя нет времени на стратегию и видение. Поэтому делегировала полностью «текучку» своим ребятам.
В команде есть операционный директор, который занимается логистикой. Есть Google-таблица, куда записываем фермеров со всего Казахстана, далее делаем выборку по регионам. Операционный директор полностью выстраивает все коммуникации, ищет автобусы, договаривается. И делит со мной пополам работу по выстраиванию финансовой модели.
Арт-директор отвечает за красоту. Я даю видение, как это должно выглядеть. Человек реализует, но вносит и свой вклад. Это по сути тоже операционка, но эстетическая. Арт-директор полностью разрабатывает брендинг, отвечает за декорации по всему маршруту. Ты можешь и сам поехать, взять свой стол, стулья и провести пикник со своей семьей. Наша эксклюзивность в том, что мы делаем это красиво.
Маркетолог отвечает за соцсети и за инфлюенс-маркетинг.
О семье, друзьях и «дураках»
Я пять лет работала в стартап-индустрии и вынесла оттуда важную идею. Концепция 3F — Friends, Family and Fools. Это три категории людей, которые должны тебя поддержать на старте бизнеса. Семья, друзья и, если дословно, дураки. Но по факту это люди, которые верят в то, что ты делаешь, не имея на то оснований. У меня так и получилось.
Первые деньги на этот проект попросила у своей семьи в долг. Но это обязательно возвратная сумма. Друзья меня поддержали покупкой билетов на первый выезд. Дальше fools — это люди, которые в меня, видимо, верят. Вот сейчас мы записываем интервью, а на следующий тур уже sold out — на второй день после выхода анонса.
О деньгах
Деньги от продажи билетов на первый выезд пока не покрыли полностью траты. Потому что расходы немаленькие. Билет стоит 65 тыс. тенге. Первые гости — все 14 человек — дали один фидбэк. «Это очень дешево для того контента, который ты даешь». Приятно это слышать, но я не буду повышать цену. Хочу, чтобы это оставалось доступно для всех.
65 тыс.тенге — все включено. Садишься в маршрутку, тебя везут, кормят, поят. Позже появятся многодневные туры, как минимум на 2 дня. Там цена будет выше, потому что есть ночевка.
Проект уже прибыльный. Первый выезд минимально в минусе — пришлось потратиться на инфраструктуру. Со второго выезда уже будет чистая прибыль. И так все лето.
Фундаментальный принцип: любой труд должен быть оплачен. Поэтому команде я плачу, никто не работает только на голом энтузиазме. С каждым из ребят я договорилась на сумму, которая им комфортна.
В целом могу поделиться, что в проект я вложила около 2 млн тенге. Теперь моя задача — найти не инвесторов, а спонсоров. Тех, кто обеспечит спокойную работу и мою зарплату как CEO.
О фермерах Казахстана и их любви к делу
Когда мы делали тестовый маршрут и приехали к фермерам вживую познакомиться после 15 телефонных бесед, обалдели от профессионализма маленьких производств. Работая в корпоративном секторе, я не в каждой корпорации встречаю таких профессионалов, как на этих фермах. Они технически подкованы. Знают каждую деталь своего производства. Это их смысл жизни. Неважно, что производят, но это будет продукт их души, сердца, времени и любви.
Руслан Соколов — классный сыровар в Катырколе, в 15 минутах от Щучинска. Был дальнобойщиком и накопил крутой технический опыт. Человек, который пропагандирует жизнь в деревне. У него трое или четверо детей, небольшой дом, но очень чистый, аккуратный, красивый. Невероятно ухоженный дворик, ровный, сочный газон. Сыроварня моментами пахнет морозной свежестью. Там ребята настолько заточенные на чистоту, прям по ГОСТу все.
Забавный момент был. Я за ночь до первого тура пришла к нему и говорю — погода ужасная, боюсь дождя, будет так плохо. Чуть ли не плачу, рассказываю про прогноз погоды. А он палец обслюнявил, вверх поднял и говорит: «Вот так делаешь — в какую сторону ветер дует, туда уйдут тучи. Убирай эти гаджеты. Я тебе обещаю, завтра будет облачно, дождя не будет». Правду сказал — погода отличная была.
Фермеры, которых я встречала, это люди с характером, с принципами. Люди, которые четко знают, чего они хотят. Верные своим принципам и делу.
Другие ребята долго работали в найме, а потом стали делать мясные деликатесы. Создали маленький цех, буквально вагончик. Я с ними месяц периодически встречалась, а они за это время и брусчатку постелили, тенты поставили, красоту навели. Делают даже свои специи для мяса. Максимально бережные и заботливые, искренние в своих намерениях.
О единственном, но большом минусе
Инфраструктура — вопрос страновой. В Казахстане отсутствует инфраструктура для комфортного туризма. Это одна из мыслей, которую я фиксирую в Instagram. Можно открывать красоту и эстетику, но есть обратная сторона в виде дорог.
Едешь из Астаны — есть развилка, где ты поворачиваешь на Щучинск или Боровое. В Боровое дорога идеальная, потому что туда направлен основной поток туристов, в основном иностранных. Поэтому и приоритет по выкладке асфальта, видимо.
Поворачиваешь на Щучинск — и уже другая история. Мой маршрут построен по сельской местности. Как только свернул с трассы в сторону деревни, к фермерам, трясешься 30 километров по ямам, еле ползешь. И стоит знак «Ремонтные работы». Думаю — наверное, делают дорогу. А потом мне Руслан Соколов говорит — у нас асфальт кладут каждый год и каждый год ямы такие.
Возвращаясь к основной мысли, инфраструктура отсутствует напрочь. Я сначала думала — почему в Казахстане так мало проектов, которые делают классные туристические маршруты? Потому что инфраструктуры нет.
Банально не хватает мест, где людям остановиться и сходить в уборную во время пути. Адекватных, симпатичных, чистых мест очень мало.
Всю экипировку я закупала с нуля. Столы, стулья, мелочи и декор везли из Астаны. Столы и стулья в Щучинске и в Кокшетау найти невозможно.
На случай дождя нужны тенты. Я звоню своему другу, который живет в Кокшетау. У него большое ивент-агентство. Звоню ему с просьбой дать тент, а он говорит: в Кокшетау нет их.
Инфраструктуры действительно никакой. Поэтому путь тернистый. Но интересный. А вдруг и дороги наконец построят, зная, что люди массово путешествуют не только в Боровое?
О силе нетворкинга
У проекта потенциально много спонсоров. Готов список тех, на кого мы поэтапно будем выходить. Пока есть два основных партнера. Первый — это алкогольная компания Pernod Ricard. Они поддержали винным сопровождением всего маршрута.
Их бренд-амбассадор Катя Якимова — девушка, которая меня влюбила в приключенческий туризм. В 2018 году в компании Кати я выехала в Грузию, в винный тур. Это были первые зачатки моего интереса к туризму и культурному отдыху. Мы объехали всю Кахетию, заезжали к местным фермерам, виноделам. Так я и влюбилась во все это.
Второй партнер — шоу-рум посуды La Farfor, известный в Астане. Вышли на нас сами с предложением и поддержали красивой посудой.
Дальше мы планируем выходить на частные крупные компании, которых сейчас немало в Казахстане. Которым было бы интересно представить свой бренд на территории наших маршрутов.
О будущем Ken Dala
В мае сделали презентацию, в июне прошел первый выезд. Бизнес-модель амбициозная. Мы хотим сделать Ken Dala shop, где будем продавать фермерские продукты. MVP — фермерская продукция в коробочках по маршрутам. Дальше я вижу маркетплейс фермерской продукции. Тяжело, конечно, будет соревноваться с успешными конкурентами. Но мы возьмем фокус только на локальные продукты. Ken Dala event — заказные мероприятия по индивидуальному запросу. Медиа про локальные продукты и фермеров.В MVP это будет реализовываться через reels в виде сторителлингов про фермеров. Эти три направления мы рассматриваем на ближайшие полгода-год.
По маршрутам тоже много планов. Сейчас выстраиваем Караганду. Будем изучать как город, так и фермеров. В августе будет сбор урожая, зерна — планируем организовать ужин в поле в 50 километрах от Астаны. Будет очень красиво.
За год хотим активировать выезды по всем направлениям Казахстана — север, юг, запад и восток. И параллельно запускаем ивенты. Если все пойдет по плану, то следом начнем организовывать международные направления.
Думаю, как только проект активируется по всему Казахстану, тогда, скорее всего, смогу уже думать о том, чтобы отдать все свое время делу. Но сейчас команда прекрасно работает с операционкой, а я вполне могу совмещать свои задачи с основной работой.
Вам будет интересно: «Марина, ты сможешь!». Учитель влюбилась в горы и запустила редкий бизнес в Алматы