Миссия выполнима: как слетать в Стамбул и не разориться

Стамбул – неспроста одно из самых популярных туристических направлений у казахстанцев. В Турцию не нужна виза, ее культура и кухня многим знакома, не говоря о сериалах и звездах турецкого кинематографа. Интерес к столице четырех империй порой настолько высок, что билеты на майские в день моего вылета стоили больше миллиона тенге. Причем в эконом-классе.

Бюджет всей моей поездки на двоих сроком на 6 дней и 6 ночей составил около 850-900 тыс. тенге. Перелет туда-обратно авиакомпанией Air Astana обошелся в 385 тыс. тг. Билеты из Алматы покупал в конце марта – примерно за месяц до путешествия.

Забегая вперед, скажу, что в Стамбуле вы в любом случае потратитесь. В 2024 году инфляция в Турции установила новый антирекорд, достигнув в апреле 70%. Но есть и хорошая новость – часть затрат можно сократить. Либо вовсе избежать.

Трансфер из аэропорта и общественный транспорт

Новый Аэропорт Стамбула встречает просторным терминалом и футуристичным дизайном. Воздушная гавань расположена в 35 км к северу от города, и добраться до нее можно несколькими способами. Самый бюджетный – на метро. Ветка M11 тянется к центру европейской части мегаполиса, откуда потом можно пересесть на автобус или такси.

Снимать деньги или обменивать наличку на лиры в аэропорту нет необходимости. Рядом со станцией метро установлены специальные желтые терминалы с поддержкой оплаты банковской картой. В них продается и пополняется Istanbul card – местный аналог Onay. Универсальный проездной пригодится для оплаты проезда в автобусах, трамваях, метро, муниципальных паромах, а также для посещения общественных туалетов.

Стоит Istanbul card 70 лир (980 тг), а одна поездка в автобусе – 17 лир (240 тг). В зависимости от вида транспорта цена за проезд отличается. Картой можно оплатить несколько поездок подряд, потому вторую можно не покупать.

Другой вариант недорогого трансфера – доехать до города на шаттле Havaist за 200 лир с человека или 5600 тг на двоих. Трансфер до отеля на такси обошелся бы в три раза дороже. Поймать такси на месте тоже можно, но есть риск, что до гостиницы вас специально повезут окольным путем. Стоимость поездки во всех такси считается по счетчику, и чем больше расстояние, тем выше цена. В итоге можно переплатить еще больше и потерять время.

Выбрать подходящий маршрут в зависимости от адреса поможет бесплатное приложение Moovit. В нем отмечается расписание и время прибытия автобусов; а также продолжительность всего пути. Не стоит пренебрегать этими функциями и повторять мою ошибку, собираясь в аэропорт. Я не отследил время отхода шаттла с ближайшей остановки, до которой добирался целый час. Ждать следующий Havaist нужно было еще столько же, и с учетом оставшегося пути самолет точно бы улетел без меня.

Чтобы не опоздать в аэропорт, пришлось ловить такси с руки, заплатив за поездку наличными последние 600 лир (8400 тг.). И это еще повезло – на счетчике сумма перевалила за 700 лир. К счастью, водитель знал английский и вошел в мое положение, хотя мог принять оплату картой через терминал.

Из знакомых компаний в Стамбуле работает Uber, но местные предпочитают сервис Bitaksi. В его приложении есть такси английского языка. Поездка на Такси из отеля до аэропорта в любом случае обошлась бы в два, а то и в три раза дороже. Но самым оптимальным вариантом было метро.

По городу на такси передвигался один раз – из отеля в ресторан, не покидая район Фатих. Поездка в одну сторону с адресом в 10-15 минутах от отеля обошлась мне в 150 лир (2100 тг.).

Мобильный интернет, гостиница и обменники

При выборе роуминга в первую очередь учитывал мобильный интернет. 1 ГБ от моего оператора обошелся бы в 5990 тг. Выгоднее оказалось купить eSIM в мобильном сервисе Airаlo. Пакет в 5 ГБ на 7 дней стоил $12 и закончился только в аэропорту перед обратным вылетом. При этом я еще раздавал интернет.

Что касается гостиницы, забронировал ее на Booking за три недели до вылета. Двухместный номер на базе завтрака обошелся в 150 тысяч тенге. Отель располагался в районе Фатих близ моста Ататюрка – если не в шаговой, то в автобусной и трамвайной доступности до главных достопримечательностей. Варианты дешевле и дороже тоже были, но подкупил красивый вид с террасы отеля, его высокая оценка на сайте и возможность оплаты картой по прибытию.

Выбором гостиницы в целом остался доволен, но нужно быть готовым к небольшим номерам, запаху сигарет и котов в лобби, как и их физическому присутствию. К слову, кошки в Стамбуле повсюду, а турки отчаянно курят.

Снимать много наличных денег оказалось не обязательно. В заведениях, музеях и супермаркетах можно спокойно расплачиваться картой, а вот где-нибудь на рынке наличка пригодится. В обменниках курс отличается в зависимости от района города. Мой личный рекорд – разница в 200 лир при продаже $100.

Достопримечательности

Все, кто не раз бывал в Стамбуле, в один голос жалуются на резкий рост цен из-за агрессивной инфляции. Особенно, это заметно по главным туристическим локациям и заведениям.

По аналогии с Istanbul card в Стамбуле действует туристический билет с ежедневной подпиской для посещения популярных мест. Идея хорошая, но к исполнению есть вопросы. Например, вам придется записываться на экскурсии, и с гидом уж как повезет. При этом часть главных достопримечательностей не входит в базовый пакет, либо придется доплачивать.

Самое сильное впечатление я получил от Айя-Софии. С этого года вход в мечеть стал платным. Билет на одного человека обойдется в 850 лир (12 тыс.тг), причем иностранцев пускают только на верхний этаж. Но посетить его точно стоит, чтобы увидеть сохранившиеся фрески с изображением христианских святых.

Поскольку Айя-София – действующая мечеть, в основной зал пускают только местных жителей и верующих (вне зависимости от гражданства). Во время пятничного намаза ее закрывают для туристов. Зато бесплатно все еще можно попасть в Голубую мечеть (Султанахмет) и Сулеймание.

Примерно в том же ценовом диапазоне Цистерна Базилика. Два главных дворца османской империи Топкапы и Долмабахче тоже платные, причем билеты в первый обойдутся в 17-24 тыс. тг. на человека. Долмабахче дешевле. Если обойти его со стороны Музея живописи, то можно зайти в бесплатную зону. Она включает Восточные ворота, популярную для фото, и сад.

Сам музей не менее интересен для посещения и обойдется в 300 лир (4200 тг) с человека. На первом этаже гостей встречают портреты османских монархов в перемешку с батальными сюжетами. Второй этаж порадует коллекцией работ Айвазовского, включая масштабные широкоформатные полотна.

Отдельного внимания заслуживают морские прогулки по Босфору и тур на Принцевы острова. В первом случае рекомендую муниципальные паромы, которые курсируют между пристанями в разных частях города. Там же продают напитки и снеки. Спланировав маршрут, отдельный тур по Босфору может и не понадобиться.

На Принцевы острова городские паромы ходят не так регулярно, как по основным маршрутам. Зато добраться туда можно на частных аналогах за 80 лир (1129 тг) в одну сторону. Морская прогулка по Мраморному морю от пристани Эминёню займет час, а на весь трип лучше закладывать полдня.

Для первого посещения рекомендую самый большой остров архипелага Бююкада. В отличие от шумного Стамбула там вас ждут тихие улочки со старинной архитектурой, легкий электротранспорт вместо машин и живописные маршруты для прогулок. Если планируете подняться на смотровую площадку с видом на Мраморное море и архипелаг, арендовать велосипед не стоит. Устанете поднимать его в горку. Зато он в самый раз для поездки вокруг острова.

В городе оазисом спокойствия служат бесплатные парки. Их достаточно много в Европейской части, например, парк Эмирган или Kucuk Ciftlik Park с большой опен эйр площадкой для городских фестивалей. Еще одним интересным местом для посещения стал район Балат, известный своими разноцветными домиками, антикварными лавками и архитектурными находками, вроде греческой школы в стенах красного замка. Мой фаворит – GenAntik Сafe с винтажным декором и вкусными чизкейками. Рядом с ним припаркован Volkswagen жук времен Вудстока, так что мимо не пройти.

Еда и сувениры

Не считая симитов, каштанов и других снеков, один обед-ужин на двоих обходился плюс-минус в 500-600 лир (7-8 тыс тг) в заведениях для местных. В том же диапазоне цены в сети муниципальных кафе Sosyal Tesisi. Небольшой список таких заведений тут. В туристических заведениях полсотни лир будет стоить один только кебаб, но им алматинцев, хорошо знакомых с турецкой кухней, не удивишь.

Иногда приемлемый стрит фуд обходился дешевле – до 150 лир (2100 тыс) на человека, а американо в среднем – 100 лир (14 тыс тг). Турецкий кофе, как правило, дешевле. Места с адекватными ценами есть даже в туристических районах, если уходить с главных улиц.

Исключением, когда счет за ужин получился в районе 1500 лир (21 тыс. тг), стало посещение ресторана Glamour Roof с красивым видом на Босфорский мост ближе к финалу поездки. Заведение находилось на последнем этаже одноименного отеля и в целом порадовало обслуживанием и кухней. Подобных мест в Стамбуле много. Я искал их через Google Maps и Tripadvisor, а также проверял инстаграм заведений и заранее смотрел меню с ценами.

Похожая ситуация с традиционными сладостями. Ту же пахлаву лучше покупать в кафе, куда ходят местные. Для сравнения, изделия из натуральных камней на базаре обойдутся дешевле сладостей в туристическом бутике. Например, браслет из агата, бирюзы или кварца стоит 100 лир, чего не скажешь про рахат-лукум.

Не разориться на турецких сладостях можно, купив набор по 3-6 коробок в одном блоке. Нашел такие случайно в центре Фатиха в магазине при каком-то отеле. Купив несколько таких наборов, на угощениях получилось сэкономить около 1500 лир. В кондитерских магазинах стоимость похожей продукции была на порядок выше. Чаи и кофе дешевле докупать в супермаркетах, также как и снеки, перекусы, воду и все необходимое.

Классика туристических разводов

Самый популярный, конечно, — щетка, невзначай выпавшая у уличного чистильщика обуви. Если поднимете, потом он от вас не отстанет и будет требовать деньги за свои услуги.

На рынках продавцы сладостей любят угощать посетителей чаем и своей продукцией. Если решите что-то купить, убедитесь, что вам отрезали лукум из той же «колбаски», как и на пробнике. Бывает, туристам отдают старый товар, хотя на том же Египетском рынке лукум обычно не залеживается.

Еще обращайте внимание на наличие ценников. В магазинах и лавках, где их нет, старался ничего не покупать, чтобы не сбивать цену, которую продавец взял с потолка. При этом наличие ценника еще не повод не торговаться. Если вы общительны и настроены на выгодный шопинг, многие торговцы пойдут вам навстречу.

Итоги

  1. За 6 дней, вместе с билетами и гостиницей, я потратил 850 тыс. тг, из которых больше половины суммы пришлось на авиабилеты (385 тыс.) и гостиницу (150 тыс.). Это бюджет на двоих. Обе статьи расходов можно было сократить, планируя поездку за несколько месяцев. В моем случае можно было купить билеты дешевле другой авиакомпанией, но в ущерб комфорту. Тоже самое касается отеля.
  2. 315 тыс. ушло на ежедневные траты, включая посещение достопримечательностей, еду, транспорт и сувениры.
  • Проезд — 34 тыс. Тысяч 15 можно было бы сэкономить, поехав обратно в аэропорт на метро, а на Принцевы острова –на муниципальном пароме. Также мне пришлось дополнительно покупать Istanbul card  (потерял свою в автобусе).
  • В день на питание в кафе, перекусы и кофе на двоих тратил в среднем 15-20 тыс, плюс один поход в ресторан – 20 тыс. И того около 150 тыс.
  • Посещение достопримечательностей, включая, Айя-Софию, Цистерну Базилика и музей живописи при дворце Долмабахче на двоих — около 60 тыс.
  • Сувениры и подарки суммарно обошлись в 46 тыс., из которых на сладости и чай/кофе ушло примерно 15 тыс.
  • eSIM вместо роуминга – 5400 тг.

Стамбул – настолько огромен, что изучать его можно в несколько поездок. Например, я так и не успел побывать на Азиатском континенте, как и посетить все достопримечательности из личного списка. Тоже самое с пляжами. Летом там можно найти подходящую зону отдыха в нескольких часах от города. В Стамбул однозначно хочется вернуться, желательно на неделю, а лучше подольше.

Вам будет интересно:

Air AstanaCтамбулeSIMАэропортОтпускпутешествиерасходытакситранспорттуризмТурция