Посмотрели цены на ж/д билеты, пока в мажилисе обсуждали проблемы КТЖ
12 июня всеобщее внимание привлекли новости о железнодорожном перевозчике АО НК «Қазақстан темір жолы». Мы изучили, что произошло и заодно взглянули на цены национального перевозчика.
Министр транспорта РК Марат Карабаев рассказал, что расходная часть пассажирских перевозок не покрывается стоимостью билетов. Поэтому государству приходится ее субсидировать. На это уходит примерно 23 млрд тенге в год. Поэтому глава Минтранспорта предложил поднять вопрос повышения стоимости билетов, чтобы снизить субсидируемую часть.
Стоимость билетов по традиции повышается раз в год. В 2024 году цены уже выросли на 7%. Но, видимо, этого недостаточно. В мажилисе прозвучала информация — чтобы пассажирские перевозки были окупаемыми, необходимо повысить стоимость билетов в три раза.
Что сейчас с ценами на ж/д билеты?
Выбираем направление Астана-Алматы с 15 по 19 июля на одного пассажира. В приложении Kaspi Travel предлагают 3 поезда по данному маршруту.
Поезд «Петропавловск-Алматы» будет в пути 21 час 34 минуты. Предлагают лишь плацкарт — 6383 тенге за место.
Скоростной поезд Тальго по маршруту «Астана-Алматы» в пути 16 часов 11 минут. За комфорт и скорость и заплатить придется побольше. Сидячее место обойдется в 7622 тенге. За билет в стандартном купе «Тальго Турист» на 4 места заплатить необходимо 16 тыс. 992 тенге. А поездка в люксе, предназначенном на двоих пассажиров, обойдется в 27 тыс. 439 тенге.
Также в южную столицу можно уехать на поезде «Астана-Шымкент». За почти 22-часовую поездку вы заплатите 9565 тенге в плацкарте и 14 тыс. 236 тенге в купе.
По таким же критериям изучаем маршрут до Караганды. Здесь можно выбрать целых 11 вариантов. Преимущественно это поезда, у которых есть промежуточные остановки в нужных нам городах. Цены варьируются от 1154 тенге в общем вагоне до 8940 тенге в люкс-купе в поездах Тальго. Курорт Бурабай, кстати, можно увидеть за такие же цены.
До Шымкента можно добраться в обозначенные даты на четырех поездах. Поезд «Кокшетау-Кызылорда» предлагает место в плацкарте за 8083 тенге. В среднем поезда едут из Астаны до Шымкента 24 часа. Но есть и скоростной вариант — за 18 часов. За поездку в таком поезде «Астана-Шымкент» необходимо заплатить 16 тыс. 807 тенге в купе и 25 тыс. 673 тенге в люксе.
Какие вагоны закупает «НК «Қазақстан темір жолы» для своих пассажиров и нужно ли это?
В феврале 2024 года стало известно, что в ушедшем году в парк поступило 112 локомотивов разных производителей. Как сообщил портал новостей о железнодорожном транспорте Railway Supply, это были 102 пассажирских вагона от завода «ЗИКСТО», а также 242 полувагона (основной поставщик — дочерняя «Казахстанская вагоностроительная компания»). В планах также была покупка более 550 локомотивов. До 2025 года планируется приобрести 3 тыс. грузовых вагонов для перевозки зерна, угля, строительных и других грузов, до 2030-го — 537 пассажирских вагонов от Stadler.
22 мая 2024 года появилась новость о том, что в Казахстане увеличат закупки пассажирских вагонов на 18%. Речь шла о планах на покупку 140 новых пассажирских вагонов местного производства в 2024 году.
Однако планы по закупу не лучшим образом коррелируют с мнением чиновников на эту тему. Сегодня же в мажилисе председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов заявил, что без модернизации железных дорог покупать новые вагоны нерационально.
«Не проводится кардинальная реновация магистральных сетей. Нерационально закупать вагоны и локомотивы, если состояние и пропускная способность действующих магистральных сетей не позволяют их безаварийное движение без ограничения скорости на всем маршруте следования», — заявил Смаилов.
По его словам, устарели и информационные системы управления перевозками — их внедряли еще в 1980–2010-х годах.
Что говорят в «Қазақстан темір жолы»?
По информации пресс-службы, на текущий момент номинальный долг КТЖ составляет 2,9 трлн тенге. 30% из которых — в иностранной валюте.
«Ежегодно улучшаются производственные и финансовые показатели компании. В течение трех лет выручка компании показывает устойчивую динамику, поднявшись с 1,3 трлн тенге в 2021 году до почти 2 трлн тенге в 2023 году. По итогам 2023 года прибыль составила 134 млрд тенге, что в 4 раза больше 2022 года. Это наилучший показатель компании за последние 10 лет. При этом компания вовремя погашает все свои обязательства по кредитам», — высказались в нацкомпании.
В КТЖ также сообщили, что сейчас компания вместе с правительством и ФНБ „Самрук-Казына“ проводит работу по постепенному повышению регулируемых тарифов.
Вам будет интересно: Как дела у Air Astana — компания отчиталась о выручке и рассказала о планах на лето