Знакомство с предпринимательством — это неизбежно интересный опыт вне зависимости от успешности и рентабельности. Журналист Digital Business Finance Катерина Мостовая всегда хотела попробовать себя в цветочном деле. И в этом году решилась — практически в форме импровизации. В этом тексте она рассказывает, с чего начала свое маленькое дело, как провела женский праздник в новом статусе и откуда взялись уколы совести.
Почему именно цветы?
Я бесконечно их люблю — получать в подарок, дарить другим и иногда просто покупать свежий букетик домой. Когда думала о перспективах в предпринимательстве — одной из первых идей всегда приходил цветочный бизнес. Сказывалась собственная симпатия к цветам и общепринятые стереотипы о неизбежной прибыльности такого дела. Но я сразу уточню, что этот текст — не стратегия запуска с претензией на аналитику. Это лишь маленькая история о том, как я решилась на новый опыт.
Самым уместным моментом для начала всегда казалось 8 марта — продажи обеспечены, риска будто бы меньше. Надеялась запустить процесс с чувством, толком и расстановкой. Увы, у жизни были другие планы. Я болела с середины февраля, а в начале марта совсем слегла. Но идея уже захватила — решила, что все равно попробую, пусть и не в том масштабе.
В ритме импровизации: как я выбирала цветы и закупала их
Стала выбирать потенциальные площадки для закупки цветов. На примете у меня было несколько точек, торгующих оптом. Цены у них оказались практически идентичными. Каждый из вариантов работает в формате cash&carry, то есть мелкого опта. И раз уж прайс оказался схожим, я решила оттолкнуться от других критериев — уровень сервиса, четкость процессов, эстетика и организованность торгового пространства. Наконец место мы выбрали. Особенно подкупил стойкий медовый аромат, который источали свежие цветы в их холодильном зале.
В первых числах марта мы с молодым человеком поехали на площадку, отобрали товар, сделали оплату и зафиксировали желаемую дату вывоза нашего заказа. Выбирала я преимущественно по своему вкусу — знала, что буду собирать авторские букеты, да и ориентироваться на самые попсовые варианты ради продаж не хотелось. Но без тюльпанов, конечно, не обошлось.
В итоге в нашей корзине оказались разные виды тюльпанов, ирисы, гвоздики, эустомы, матиолы и гиперикум. А в компанию к ним пошли сухоцветы — в основном, хлопок, пампасная трава, лагурус. И очевидно, что цветы редко покупают без оформления. Соответственно, мы прикупили еще и упаковочную бумагу, боксы, ленты и специальный двусторонний скотч. На все товары около 130 тыс тенге. Примерно 20 тыс тенге ушло на материалы, остальные деньги — на цветы и сухоцветы.
Параллельно завела аккаунт в Instagram и выложила первые истории с анонсом продаж.
Через пару дней мы уже забрали свой объем и повезли домой в коробках на заднем сиденье и в багажнике легковой машины. Конечно же специального холодильника у меня дома нет. Но на счастье в наших краях довольно холодно на 8 марта. Роль холодильника сыграл балкон.
Что с ценами? Я легко ориентируюсь в рынке, потому что нередко беру цветы — сформулировать собственный прайс не составило труда. Тюльпаны продавала плюс-минус по среднему ценнику — в районе 500-700 тенге, ирисы по 500 тенге. Но поштучной продажи как таковой не было — собирала авторские букеты.
Например, вот такой букет стоил 2500 тенге. Кстати, позже получила приятный отзыв на эту композицию — сказали, что такие букеты редко бывают по такой демократичной цене.
Начала фотографировать цветы, выкладывать истории, запустила небольшой таргет. Потом еще подписалась от аккаунта на своих знакомых и репостнула к себе — этот ход сработал. Потому что первые заказы пошли именно от друзей. Букетик тюльпанов в подарок бабушке, охапка ирисов без обертки для себя, цветочный бокс для мамы и свекрови — я люблю каждую историю каждого заказа от тех, кто решил поддержать нас.
Немного магии
Ровно перед праздником мое желание собрать букеты и композиции немного перебороло болезненное состояние, и я стала творить. Собирать единый цветочный коктейль — это искусство в чистом виде и настоящая медитация. Но если вы приболели или мало занимаетесь спортом, то надо быть готовым, что спину от напряжения сведет после пары часов работы.
В процессе между сборкой букетов я отправила анонс о предзаказе цветов в домовой чат — там уже было несколько подобных сообщений. Рассылка, новые посты, готовые композиции из сухоцветов — так завершилось 7 марта. И я пошла спать, очень рассчитывая, что в самый ответственный день мне полегчает.
День икс: как это было
Наступило 8 марта. Видимо, сила намерения и готовность поработать сделали свое дело — я была свежа, как цветы на моем балконе. План на день был следующим — получить заказы на оставшиеся цветы, собрать все оформленные к покупке букеты и развести их по адресам. С утра сработала ставка на домовой чат. Оттуда посыпались сообщения мужчин, которые, как я и рассчитывала, не успевали или не хотели ехать в цветочный. Я предлагала скидку своим соседям по подъезду, и первым свой букет тюльпанов от нас как раз получил мужчина из квартиры этажом ниже.
А первая часть предзаказанных букетов уехала в обед — я собрала и оформила 7 композиций за 1,5 часа. Пока молодой человек повез заказы, я пыталась навести порядок на «рабочем месте» и немного прийти в себя.
После перерыва опять взялась за новые букеты, параллельно набирая сообщения в Instagram. План по доставкам у меня был сформирован заранее, но мы немного отстали от расписания. К счастью, все заказчики поберегли мою психику, никто не возмущался задержками.
Во второй половине дня мы выехали из дома с полными коробками букетов — я не могла пропустить это и не прочувствовать лично такое удовольствие. Закончили развозку в 22:30 вечера — так я провела международный женский день впервые.
Итоги эксперимента: сколько заработала и хочу ли заниматься этим дальше
Цветов в подарок я уже не хотела — альтернативой им стали роллы в награду за сложный день. К слову, чистая прибыль составила почти м. Если посчитать все затраченное время, то я потратила в общей сложности около 25 часов. Самое большее — непосредственно 8 марта, когда мы работали почти без пауз с утра и до позднего вечера.
Кстати, в какой-то момент я испытала небольшой укол совести. На 8 марта я обычно делаю посты с напоминанием об истинной цели этого праздника. О том, что цветы в подарок — это прекрасно, но нельзя забывать о многолетней борьбе за права угнетенных женщин. И вот пришла идея — часть средств от продаж моих букетов я решила передать в фонд помощи женщинам, пострадавшим от насилия.
Что теперь? Поняла, что цветы мне действительно очень нравятся. Я бы хотела попробовать себя масштабно в таком бизнесе. Но полноценно на этот рынок нужно заходить с умом, а не в темпе импровизации. Конкуренция, свои фишки, хранение, риски, связанные с качеством поставки — это базовые вещи, которые нужно учесть. У меня есть основная работа, и пока подобное предпринимательство — это лишь небольшая часть моей жизни. Поэтому после перерыва я решила остановиться на продаже композиций из сухоцветов. Собирать их так же приятно, хранить проще, а популярность они набирают все сильнее. В будущем хотелось бы декорировать композициями из сухоцветов ивенты или чей-то бизнес.
Вам будет интересно: От маленького гаража до планов построить собственный завод. Как девушка из Астаны открыла мебельный бизнес